Как видят мир дети? Оценивают ли окружающих? Какие выводы складываются в их головках? Каждый из нас был ребёнком, но не каждый помнит, как это – быть ребёнком.
Как легко мы забываем свои детские переживания и клятвы.
Помню, как выслушивая в очередной раз про свои «руки-крюки», которые «из задницы растут» и про то, что «лень вперёд меня родилась», я дала сама себе торжественное обещание никогда не ругать своих будущих детей за разбитую чашку.
Ясно помню, какое сожаление охватывало меня, когда предмет, только что бывший целым, становился кучкой ненужных черепков. Можно было налить в чашку компот или душистый чай и вот – конец. Осознание конца, непоправимости произошедшего отравляло, заставляло чувствовать себя варваром, разрушителем. Тут бы услышать от взрослых слова утешения, мол, что-бы, глупенькая, это же только чашка. Главное – пальцы не порежь. Если бы обняли, приголубили...Воспитательный процесс не состоял из утешений. Он включал в себя укоры, указания на недостатки, культивирование чувства вины.
Ругала ли я своих детей за разбитые чашки? Старших ругала. Со всем пылом молодости.
Забыла, что чувствовала сама в подобных ситуациях. Младшему повезло – вспомнила.
Цепная реакция – и они будут ругать своих детей за, по сути, ерунду.
Сумеем ли порвать цепь, что сковала нас, обмотала?
Разлитая вода, оторванные куски обоев, рисунки на стенах – какие мелочи, по сравнению с осадками в маленькой душе. Жизнь-забавная штука. Если взять за данность, что мы рождаемся для страданий, для обязанностей, для ответственности, то, пожалуй, всё в строку. Воспитание суровое – главное, чтобы не расслаблялся человечек, чтобы рос достойным членом общества, чтобы не опозорил родителей. О ком мы больше думаем: о своих детях или о себе, когда внушаем, выговариваем, порицаем. Его плохая отметка – не показатель того, что мы – плохие родители. Почему осознание приходит слишком поздно? На меня орали и я повышала голос. Почему? Я же помнила, как мысленно сжималась от крика, как унизительно было стоять в углу. Слова – «скажи спасибо, что на горох не ставим» казались чудовищными. Неужели такое возможно!
Помните, как невыносимо становилось, если выругивали за потерянную вещь? Потеря уже свершилась, ты лишился чего-то, а тебя ещё и корят, усугубляя вину и горечь. Смысл понятен: чтобы в следующий раз думал, следил, был внимательным.
Стоит ли результат этих методов?
Как много вокруг сложного, того, в чём нужно разобраться.
Для чего родятся дети? Для чего человек появляется на свет?
Если для выживания, для обязанностей, то грустно.
Слышала от одной ответственной мамы фразу: «Должна поднять на ноги». Было нам тогда лет по двадцать с небольшим.
Удивилась про себя, потому что не задумывалась над тем, что должна «вить гнездо», «поднимать на ноги». Просто жили вместе с детьми в том доме, который был.
Почему-то всегда казалось, что если просто жить рядом с детьми, то никакого особого воспитания и не нужно. Поддавалась социуму, привычкам, заложенным с детства и начинала «воспитывать», «внушать», решать за них, что им лучше. Как была неправа!
Хорошо, что какое-то, неведомое самой чутьё, останавливало меня. Что могла признаться в том, что была неправа и попросить у детей прощения. В моём детстве, да и сейчас, моя мама не делала, не делает и не сделает этого. Я всегда была виновата во всём: начиная с того, что родилась и тем самым доставила проблем. Что болела, что не была такой, какой бы ей хотелось. Всё, что я делаю – «глупости» и «ненужности».
Моя старшая дочь, сама не подозревая, сделала мне огромный подарок. Однажды, с старшем классе, на каком-то уроке-семинаре она рассуждала, не помню уже на какую тему. Преподаватель удивился её способности взглянуть на вещи широко и незашоренности взглядов. Спросил, как она думает, откуда это у неё. И она ответила, что дома, мама никогда не утверждала ничего безапелляционно и всегда предлагала посмотреть на ситуацию глазами всех её участников. Именно в том момент я поняла, что счастлива и спокойна за свою дочь. Ей уже пришлось трудно в её жизни и, возможно, её ждут испытания не раз, но стержень есть. Какой глупышкой я была, когда она родилась. Девчонкой, которая боится противоречить своей маме, которая уверена в том, что всё в жизни получает незаслуженно. Уверенная в том, что некрасива и, что недостойна любви.
Сколько пришлось пройти, сколько ошибаться, чтобы сказать сегодня: я – живая, я есть, я – настоящая, такая какая есть. Не лучше и не хуже.
Чтобы понять, что воспитание – не карательный процесс, а только внимание, прислушивание, любовь. Иногда – невмешательство. Но, всегда внимание. Никогда безразличие. Самое главное для меня – не забывать себя в каждую минуту моей жизни.
Свои чувства, переживания. В три года и в пятнадцать, и в двадцать пять...
Стараться не обидеть. Научилась ли я защищать себя? Это самое трудное. В какой-то мере, научилась.
Не могу полностью перестать обращать внимание на чужое мнение.
Но, учу этому своих детей: верить в себя, защищать себя, не обращать внимание на чужое мнение и идти своей дорогой.
Может быть и был смысл в моём появлении на свет? Не только затем, чтобы доставлять неприятности моей маме?))