Продолжаем интересный разговор. Рабочее название"Читатели, стихотворцы, поэты и графоманы..." Продолжаем разговор. Речь пойдёт о тех, кто читает стихи, творит их, дышит ими. ЧИТАТЕЛИ... Они ли самые главные люди для вас? Ради читателей вы пишите стихи? Ответьте честно - вы думаете о читателях, когда рождается стихотворение? Это потом появляется чувство благодарности к доброжелательной аудитории. Потом! Конечно, приятно если твои стихи слышат, если им верят, если их любят. Однако, чаще всего рядовые читатели стихами не говорят, не мыслят, а уж тем паче не дышат. Но многие стихи читатели очень хорошо слышат. И потому чтение для них не только некая отдушина, доставляющая удовольствие, но и своего рода релаксация. Однажды мы говорили об этом с моей любимой Лидонькой Лутковой, ещё задолго до её ухода от нас. Не во всём Лида была согласна со мной, но перестала возражать после сонета, посвящённого ей по её же просьбе. *** Читатель мой, тебя я не ищу. Свеча - ничья. И стих мой из огня От горести, забвения, тоски... Но если ты ещё к тому ж поэт, К сожалению, на нашем сайте встречаются и агрессивные читатели. Они пытаются, мягко говоря, осудить вас на свой вкус... Дружеские стихирские переговоры я называю не рецензиями, а откликами или отзывами. Общайтесь с читателями, которые дарят вам слова признательности. Не берите пример с тех, кто сознательно не отвечает на рецензии. Глухонемые упыри откровенно демонстрируют стихирскому населению природный вампиризм. Я их окрестила чёрными дырами, этакими маньяками от литературы, питающимися чужой энергией. Игнорируйте присутствие нерадивых молчанием. Как их узнать? Прежде, чем начать переговоры, загляните на авторской странице в раздел "Написано рецензий:" Если он пуст, вы имеете дело с врождённым хроническим заболеванием автора. Встречается в рецензиях и разновидность умничания или ёрничания. Здесь жалкая попытка или привычка скрыть своё истинное лицо, а чаще - его отсутствие. Клоунов бояться не стоит. Или достойно и спокойно держите удар, или не отвечайте – третьего не дано. Важно самому не стать клоуном. СТИХОТВОРЦЫ... Их у нас на стихире – огромное большинство. И это хорошо. Люди тянутся к творчеству, для них это одна из доступных форм самовыражения. Сознательно или бессознательно творческий человек обретает ту самую спасательную соломинку, которая держит его на плову. А для кого-то творчество становится единственным смыслом существования. Тому, кто ступил на стезю стихотворчества, необходимы определённые знания. Учебников много, но самый продуктивный путь – читать классиков. Настраиваясь на высокую поэтическую волну, невольно начинаешь владеть ритмом, рифмой, звуковым рядом и, наконец, ремеслом. Мастерство приходит во время нарабатывания навыка. А навык зависит от частоты повторений, только и всего. Конечно, жизненный опыт играет большую роль. Личные качества добротного стихотворца требуют чистоты помысла, откровения сердца, знания языка и умения им владеть. Стихотворцы живут в заданной реальности в согласии с требованием времени. Они пишут на хорошо известные темы и за грань понятного не переступают. Не только потому что не хотят, а ещё и потому что не умеют. Сюжетные рамки их удел. Мы об этом уже говорили - помните костёр? Стихотворцы люди зависимые. Лучшие из них служат социуму, их труд оплачивается. Занимая ключевые позиции в определённых кругах общества, они печатаются в издательствах, выступают в концертах, по радио и на телевидении. Книги их продаются в книжных магазинах. И ещё стихотворцы любят называть себя поэтами, не понимая истинный смысл слова п о э т. Грань между стихотворцами и поэтами тонкая, но ощутимая. Если вы спросите, может ли стихотворец стать поэтом, отвечу: в редких случаях – да. И повторю – очень в редких случаях. А вот поэту переключиться на волну стихотворца труда не составит: *** Разбита жизнь на мелкие осколки, ПОЭТЫ... ( Поэ;зия от греч. - творчество, сотворение. Поэт в переводе с древнегреческого - сотворец.) Поэтов мало. Почему? Мы уже говорили о том, что Поэзия – болезнь, пусть и высокая. Сорваться с орбиты легко. Народ хорошо говорит: «Слететь с катушек – раз плюнуть!» Психиатры считают, что трудно отличить гения от шизофреника. Как же так? Беда в том, что когда поэтом овладевает гордыня, он начинает присваивать себе творчество небушка, становясь вором, но считая себя полноправным автором. Тут-то и начинается звёздная болезнь - поэт навсегда теряет самого себя. А ведь через поэта небо являет миру свою тайнопись, до которой многим из читателей не дотянутся при всём желании. Я иногда шучу, называя поэтов небесным спецназом. Поэт милостью божьей осознаёт ответственность Хорошо бы принять на веру тот факт, что поэт и человек - далеко не одно и то же. Судьба Ники Турбиной убедительное тому свидетельство. Маленькая девочка, просыпаясь ночами, плакала и бормотала вовсе не детские стихи, а мама с бабушкой старательно их записывали. Девочку стали возить и показывать как некий феномен на выступлениях по всей стране и за рубежом. Девочку, которая ещё даже не ходила в школу... Сначала ушли стихи, потом начались жизненные неурядицы, а затем трагически оборвалась молодая жизнь. Но давайте вспомним известное стихотворение Ники из книги "Черновик": *** Что же делать с этой неизвестной звёздной болезнью? У всех ли она стремительно развивается, заканчиваясь бедой? Разумеется, нет. Сильная личность управляет ситуацией, слабая - становится жертвой. Очень многие, не скрывая, говорят: "Мне диктуют", "Стихи приходят сами", "Я начал писать стихи неожиданно для себя"... Надо знать о том, что ПОЭТ ВСЕГДА СО-АВТОР. Через него действует некая загадочная сущность, имеющая своё намерение и волеизъявление. Сущность эту принято называть Музой, чаще - вдохновением или озарением. Вспомним слова библии о поэте: «Возвещающий Слово по праву» Жаль, наши учебники не называют вещи своими именами. Не знают они, какими словами говорить о вечном. Составители книг о поэзии привязаны только к видимой реальности. Но разве реальность оторванная от объёма в состоянии объяснить поэтическую бездну образов? Или импульсную природу животворящего духа? Не хочу пересказывать книгу Гуго Фридриха "Структура современной лирики". Лучше подышим живительным воздухом этой книги. Вот некоторые выдержки из неё: "...Слово не является случайным человеческим изобретением, но соответствует космическому Единому. Оно погружает создателя и читателя в сакральное. Художественно понятый язык есть разновидность магических заклинаний. …Содержание рождается от вербального импульса, а не из предварительных размышлений. ...Начинают проявляться магические энергии чистых тонов. Цель поэта: проникнуть в неизвестное, услышать неслышимое, увидеть невидимое. Поэт - рабочий, взрывающий мир возможностью повелительной фантазии. Поэтическое действо есть авантюра самосозерцающего духа. "Новый дух" есть дух абсолютной свободы. Свобода в поэзии ведёт к неограниченной рецепции любых данных независимо от их иерархии. Абсурдное и героическое имеют равные права. Как "новый дух" поэзия полна опасностей и несчастий, это рискованный эксперимент, где надо полагаться не на удачу, а на мужество. Поэт, ищущий неизвестного, дабы высказать это в анормальном языке, должен быть одинок, осмеян или оклеветан. ...Поэты сознательно или несознательно могут остановить или вообще убить творческий процесс. Возможно, это удар технизированной эпохи, когда человек работает, дабы вообще уничтожить земной шар. Современные лирики говорят о своей "лаборатории", о "вычислении" стихов и "операциях" над ними... И только в длительном испытании многозначный магический дикт способен доказать своё право на бытие и свою неизбежность. Метафора не хочет сводить неизвестное к известному. ...В то время, как техническая цивилизация соединяет материальные пространства, поэзия творит своей метафорикой соединение несоединимого в материальном мире.» Ну, что же... Мы с вами не одиноки во вселенной. Не исключено то, что не только люди ищут встречи с братьями по разуму. Быть может, кто-то пытается нас "завоёвывать" или сотрудничать с нами на духовном плане? Присутствие невидимых богов, ангелов, высших сил никто ведь не отрицает? Сам по себе процесс интересен при условии, что пульт в ваших руках. Управлять должны вы, *** *** Доверь еще, двойник, Храни мою свечу *** ГРАФОМАНЫ... "Графомания ( греч. graph; — пишу, mania — безумие, страсть, влечение ) — непреодолимая страсть к сочинительству у человека, лишенного необходимых для этого способностей." Многие из графоманов очень хорошие люди, и это чувствуется по переписке в рецензиях и замечаниях. Представьте на минуточку - Вы учитесь в десятом классе поэтической школы, а графоман - в первом. Почему бы Вам не проявить заботу о "малыше", который только-только взялся за перо? Правда, встречаются графоманы со стажем, но уж очень душевный бывает народ... Тем более одарите их своим вниманием! Сделать это сам бог велел, если Вы ещё не памятник. Однажды был забавный случай. Как-то гляжу - у меня в читателях Граф Оман. "С графом всё понятно, - думаю. А вот имя Оман - первый раз слышу!" Позже смеялась: не сразу дошло, что Граф Оман - это ГрафОман... Вопрос вот в чём - как себя вести, если графоман станет в своих рецензиях хамить или, например, учить вас писать стихи? В таких случаях главное - не грубить в ответ. Найдите причину вежливо раскланяться и распрощаться. Выход, пусть и вынужденный, но есть. Заносите настойчивого собеседника в Ч.С. и - точка. А дальше, мои дорогие, думайте сами. И делайте свои выводы. Самое неожиданное нас с вами ждёт в конце интересного разговора... © Copyright: Татьяна Костандогло, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|