Факт, не требующий доказательств - человек живёт, каждую секунду умирая. Не правда ли, похоже на то, как горят дрова в печке? Чем ярче - тем быстрее, чем больше дров - тем дольше. Поленья можно подбрасывать в печь - жизнь огня продлится. Из очень ранних прозаических стихов:
***
Дрова огню с обидою сказали:
- Ты не поймёшь удушливой печали,
Нас превращаешь в чёрные углИ!
Не будь жесток ты - мы бы жить могли...
Огонь, пылая, возразил в ответ:
- Я превращаю вас в тепло и свет...
Не будь меня, - лежали б до сих пор
Вы под навесом, как ненужный сор.
.
Жить и умирать одновременно - так задумала природа, и вертеп этот никогда не прерывается. Однако, это уже другая тема, и говорить о ней лучше достоверным языком Поэзии.
Истинный Поэт пребывает в добровольном плену невидимого, для меня, бесспорно, духовно существующего. Поэт, перерождаясь, воскресает в новом качестве, зачастую ещё не раз в земной реалии, или вне сомнения после выхода из жизни своей. Здесь никакой загадки - всего лишь сопровождение роста Духа, становление на зрелую почву Творчества, осознание сущностной природы богочеловека в себе. Человек - либо тварь, либо Творец. Если Творец - то ЧелоВек воедино слит с божественным процессом, он изучает и созидает, беря на себя ОТВЕТственность ( обратная связь с Создателем ) Только тогда ЧелоВек со-автор божественного плана, реализованного через себя. Только тогда ЧелоВек создаёт себя "по образу и подобию". Процесс не одного года - целая жизнь в развитии!
Суть Творчества в живом опыте слова, в безграничной свободе и безупречной жертвенности, побеждающей грех незнания. У Вечности нет возраста, она постоянно животворит Род человеческий. Поэт сгорел - Род воскрес. Закономерность, прописанная в Духе, им же управляема. Но есть опасная ловушка. Как только Поэт начинает работать на потребу дня, вырванного из объёма мыслящего пространства, информации река перестаёт течь через него. Вечное замолкает.
Давно заметила - многие не смерти боятся, - жить боятся. Поэт Максимилиан Волошин более, чем убедителен:
"Врач гасит жизнь, священник гасит совесть".
В переводе с испанского и португальского слово "аутодафе" означает
акт веры, второе значение - публичное сожжение. В поэтическом контексте - самосожжение. Слово завораживает: АУ! ТО? ДА! ФЕ ( Фейерверк! Начинка жизни, которая для большинства - долгое рыдание между двумя приступами смеха... Не помню кто, но хорошо сказал!)
Природа поэта делает его ребёнком, клоуном, круглым дураком, человеком другой нормы, нежели остальные, пустым сосудом, наконец. Не понимаю литературных критиков, если они не поэты. Впрочем... забавное зрелище, когда настольная лампочка начинает со знанием дела рассуждать о жизни солнца, земной костёр - о шаровой молнии, вода из-под крана - о проливном дожде...
Жизнь моя по правилам неба сЛУЧилась, и ей я за это благодарна. Камера-одиночка! Как ни странно - это главное условие для того, чтобы в творчестве остаться самим собой. Встречи с известными поэтами и литературными людьми были, но не будем жонглировать именами, к чему? Никогда не скажу: "Мне не повезло!" Повезло, ещё как повезло!
С чувством по имени "зависть" не знакома. Радость за человека - да! Особенно, если души созвучно устроены, минуты общения превращаются в трепетный восторг.
Как отношусь к мнению других о себе? Спасибо, в своё время вразумил Александр Сергеевич: "Хулу и похвалу приемли равнодушно, и не оспоривай глупца".
Из биографии - родилась в Ташкенте, на умытой солнцем земле. Воздух, пропитанный восточным ароматом радости, пьянит до сих пор. Говорящая вода в арыках, горы, море цветов, фонтаны! Дыхание всего этого - через меня - в стихи. Родителям - благодарна! Мама из Ленинграда... Не будь войны - я бы никогда не родилась... Как к этой закономерности относиться - не знаю.
Образование - Ташкентский Государственный Университет и педагогический институт в Черкассах (Украина) Работа - пресса, телевидение, учебные заведения. Жизнь переселила в Россию. Сначала в Новомосковск, позже чуть - в Москву. И даже когда на вольные хлеба формально и очень смешно ушла, (сначала Литфонд СССР, а затем - профессиональный комитет московских литераторов) продолжала работать. Почти сорок лет трудового стажа, копеечная зарплата... Поэзия не была и не стала тем, за что платят деньги, хотя она дело всей моей жизни. Получается, что я не профессиональный поэт, а... дилетант. Уточним - профессиональный дилетант, так правильнее.
На поэтическом поприще у меня пять учителей: первый и второй - Смерть и Жизнь, а из бессмертных поэтов - Омар Хайям, Хуана Инес де ла Крус и Марина Цветаева. Замечательная компания!
С поэтами "ОТТУДА", волнующими своим "АУ", связь всегда рождается молниеносно. Любая их строчка в эпиграф (ключ!) - и ты на духовном просторе автора, - пожалуйста, общайся! Таких перекличек в стихах много.
В моей поэзии море любви, метафизики, философии, но самое ценное (простите за уверенность!) - поэтические открытия, необходимые часу земному. Поэт Георгий Иванов прав: "Поэзия - точнейшая наука"!
Отечеством считаю Землю, а не отдельно взятую её территорию. Я патриот земли не по убеждению, а по Духу. А если говорить откровенно - то и шарик земной мне тесен. Простор небесный магнитит, не отпускает. Солнце за мной всю жизнь по пятам ходит... Или я - за ним? Не понять!
.
Незабываемый и очень характерный пример из детства. Мне лет пять, брат - на год восемь месяцев младше. Какой-то праздник. Взрослые, сидя за столом, говорят о взрывах на солнце, о солнечных бурях, о том, что Солнце скоро (!) погаснет и Земля прекратит своё существование. Бегу в детскую, брат за мной, едва поспевая.
- Саша, - говорю быстрым шепотом, - скорей! Помогай! В ход идут ножницы, жёлтые, красные и оранжевые карандаши, клей, альбомные листы...
- Быстрее, быстрее, - тороплю испуганного брата, - мы должны успеть! Солнце умирает!
Нарезаем чистую бумагу тоненькими полосками, склеиваем их наспех. С дикой скоростью закрашиваем "сотворённое светило" цветными карандашами.
- Дети, чем занимаетесь? Мама стоит в дверях, в ужасе глядя на разлитый по полу клей. Я умоляю:
- Мамочка, пожалуйста, не ругай нас! Мы Солнце делаем! Нам некогда! Мы очень, очень спешим, мама!
Слышим, как взрослые смеются. ( Почему они смеются? ) Мы с братом плачем в четыре ручья...
Позже, в стихах, буду с этим Солнцем играть, как с мячиком и невольно напророчу: "Стану земною тенью обморочного пространства". Учителя хорошие были, им - всем - моя любовь безграничная.
***
Мы - продолженье солнечных лучей,
А ты об Этом не подозреваешь -
Себя по каплям крошечным теряешь
Под натиском искусственных идей.
Отечеством зовёшь клочок земли,
В который врос сознанием прапрадед...
И внука твоего в двуногом стаде
Задолго до рожденья обрекли
На ненависть к такому же, как он,
Лишь потому, что флаг иной расцветки
Соседствует с твоим в просторной клетке
Веками, с незапамятных времён!
Лучи уходят в землю, не познав
Прямого своего предназначенья.
Светило гаснет от недоуменья,
Ты и о том не ведаешь, мой брат:
Мы продолженье солнечных утрат...
.
Не терплю по отношению к себе определение "поэтесса". Коробит. Всё одно, что сказать о женщине хирурге -
хирургесса (?) Не переношу общения с людьми фальшивыми, амбициозными, с фанатами любой масти - сущее наказание. Хотя, куда деться? Иной раз приходится терпеть. К счастью, я - открытая система, настежь распахнутая. Люди мне интересны, в каждом, без исключения, неповторимый мир. И нет ничего ценнее общения, по главной сути - единственной в жизни роскоши.
Довольно часто приходилось мне издавать книги ушедших поэтов, которых знала. Благословляя, делала предисловия к поэтическим сборникам живущих.
В наше чересчур рационально-бездуховное время Поэзия прописана в сознании редких людей, их мало. Книжные магазины не берут поэтические сборники - увы, нет покупателей. Приходится подарочные книги издавать крошечным тиражом и, разумеется, за свой счёт.
В планах на будущее - издать книги «Прививка от сумасшествия», «Не надейтесь умереть», "Сила твоя - в тебе", "В плену земных дорог", «Солнышко из прошлых веков». На путь прозы неожиданно подтолкнул мастер прозаического слова Юрий Витальевич Мамлеев, наследник творческих поисков Фёдора Михайловича Достоевского. От него пошла и по этой стезе. Хотя, после поэтической глубины даже в самой изумительной прозе, всегда ощущаю дно под ногами. Всем нам терпения и веры в себя. Время всё расставит по своим местам, оно гениально это умеет.
.
Продолжение следует...
Татьяна Костандогло
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.