Последнее желание перед смертью...

Татьяна Костандогло: литературный дневник

Давно обещала поведать эту историю поэту Владимиру Шульгину. Зашел у нас с ним разговор о песне "Гори, гори, моя звезда", о композиторе Булахове и об авторе слов... Володя назвал неизвестную мне фамилию. И встрепенулась душа - нет! Автор хорошо знакомого нам романса - Колчак Александр Васильевич. Именно он, изменив многие слова в тексте, создал свою песню, которая и живёт в памяти людей. Позже слова Колчака назовут народными...
Расскажу, как всё было.

***
В один из вечеров Андрей Трухачёв, сын А.И. Цветаевой, пригласил ко мне в гости гости своего доброго знакомого, историка и композитора Владимира Соловьёва. Компания была своя, говорили о разном. В ход пошла гитара и зазвучали романсы...
История песни "Гори, гори, моя звезда" вызвала живейший интерес. Завязался разговор, и Владимир рассказал то, что знал от отца.


***
1920-ый год. На берегу реки Иртыш, перед расстрелом Колчака, исполняющий приговор Иркутского ВРК некий Забелин, спросил Адмирала о его последнем желании... Александр Васильевич, угостив всех красногвардейцев сигарами из золотого портсигара, спел свой любимый романс "Гори, гори, моя звезда"... Многие слова в романсе изменены были самим Колчаком. Получился, как его тогда называли, белогвардейский романс... Рядом с Колчаком в последние минуты его жизни была гражданская жена, художница Анна Васильевна Тимирева, необыкновенной красоты женщина. После того, как приговор был приведён в исполнение, солдаты нового мира, присвоив золотой портсигар и другие ценности, не постеснялись завладеть и золотыми зубами... Правда, жену Колчака один из исполнителей (пожалев!) толкнул в воду - дескать, всё равно потонет. А ей удалось удивительным образом спастись, и умерла она своей смертью в 1975 году.

***
После рассказа наступает тишина. Около часа ночи гости расходятся, я иду провожать своих знакомых из Новомосковска, которые совсем не знают метро. Отправив их, долго жду поезда. Из головы не выходит услышанное, звучит мелодия. Сев в почти пустой вагон, и глядя в окно поезда напротив себя, вздрагиваю - из мраморной стены, где я только что стояла, на меня смотрит мужественное мужское ЛИЦО... Что это? Галлюцинация? Двери уже закрыты, поезд трогается. Бегу в конец вагона, там люди.
- Какая была стация? - спрашиваю шёпотом, не веря себе. Слышу в ответ: - Кузнецкий мост.
Едва дождавшись остановки, спешу назад. Поздно! Метро закрывается. Домой возвращаюсь на такси. Какой сон? Перед глазами - ЛИЦО... Чуть свет - я в метро. Дикий страх: - Вдруг показалось? Кузнецкий мост... последний вагон... мраморная стена... Так и есть - ЛИЦО на месте!


P.S.
Скольких людей водила я потом на станцию метрополитена "Кузнецкий мост"! Мраморные плитки бежевого цвета... На одной из них - ЛИЦО. И над ним - волна... Такая вот история.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.08.2009. Последнее желание перед смертью...