Д. Нечаенко. О нашей интеллигенции.Дмитрий Александрович Нечаенко (1955-2017). вместо эпиграфа: 18 февраля 2016 года кинорежиссёр Никита Михалков в интервью информационному агентству «Интерфакс» сказал, что бывших президентов страны Горбачёва и Ельцина за все их преступления против русского народа нужно судить как уголовных преступников, а потом в телепередаче «Бесогон» гневно осудил строительство помпезного Ельцин-центра в Екатеринбурге, хотя из рук Ельцина в октябре 1995 г. (спустя два года после расстрела Верховного Совета РФ) Михалков охотно принял награду «За заслуги перед Отечеством». В ответ на высказывание Михалкова Горбачёв не на шутку разозлился и сказал: «Никите Михалкову нужно успокоиться. В политику ему не нужно влезать. В стране должно быть меньше сумасшедших» (интервью Горбачёва на радио «РСН», 18. 02. 2016). Я за войну, за интервенцию, Когда-то Максим Горький, пытаясь защитить от расстрелов в ЧК русских интеллигентов, написал в письме Ленину, что интеллигентов нужно беречь, потому что «интеллигенция - это мозг нации». В ответ, в письме от 15 сентября 1919 г. Ильич сказал как отрезал: «Ваши интеллигентики - это лакеи капитала, мнящие себя мозгом нации. На самом деле это не мозг, а говно». (В.И. Ленин. Полн. собр. соч. М.: изд-во политической литературы, 1978. Т. 51, стр. 49). Как в воду глядел вождь «пролетарской революции». Начиная с Михаила Хераскова, Александра Сумарокова, Ивана Елагина, Николая Новикова, Семёна Гамалеи, Александра Радищева, а затем декабристов, одиозная русская интеллигенция в поисках смысла жизни шарахалась в какие угодно стороны и норы - масонские ложи, спиритические кружки, теософские и антропософские братства, подпольные революционные банды типа «народовольцев», декадентские салоны вроде «башни Вячеслава Иванова», кадетские, эсеровские и социал-демократические партии. Не хватило ей только интеллекта (то есть ума) дойти до православного храма и упасть в ноги Христу, чтобы замолить свои кровавые грехи и злодейства. Злодейства вовсе не в переносном, а в самом прямом и буквальном смысле. Недавно вышел на экраны кинотеатров и телевизоров новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», где «великий режиссёр всея Руси» наряду с адюльтером одной скучающей дамочки и эротическими страданиями смазливого поручика воспроизвёл на киноплёнке фрагменты бунинского дневника «Окаянные дни». В телерепортажах из кинотеатров показали снятые крупным планом залитые слезами лица благодарных зрителей этой полуразвесистой клюквы. Восторги хлещут через край: «Обожаю прозу Бунина! Бунин гений! Он всё увидел и описал, как настоящий пророк!» Никому и в голову не приходит, что Иван Алексеевич Бунин, пока жареный большевицкий петух его в одно место не клюнул, очень даже кокетливо заигрывал с этими самыми большевиками, поскольку идейно воспитан был своим родным братом. В 1912 г. в интервью газете «Голос Москвы» Бунин сообщил: «Теперь тяготею больше всего к социал-демократии, хотя сторонюсь всякой партийности» (Бунин И.А. Собр. соч. в 9-ти тт. М., 1965-1967. Т. 9, стр. 541). Социал-демократические взгляды возникли у Бунина не с бухты-барахты. Исключённый в 1886 г. из Елецкой гиманазии за неявку с каникул и неуплату за обучение, Бунин прошёл домашний курс образования под руководством старшего брата Юлия, революционера-народника, активного деятеля «Чёрного передела». За революционную пропаганду среди студентов Юлий Бунин весной 1881 г. был исключён из Московского университета и выслан из Москвы. Чему недоучившийся студент мог научить недоучившегося гимназиста, представить нетрудно. В 1899 г. с группой единомышленников-социалистов Юлий Бунин основал журнал «Начало», где печатались статьи Г.В.Плеханова и В.И.Ленина. А 2 марта 1918 г. в самом начале дневника «Окаянные дни» Иван Алексеевич Бунин написал о Ленине: «О, какое это животное!» Запоздалое прозрение, что и говорить. Тухни, — помойная яма! Новоявленный классик, которого ретивые литературоведы (вроде Людмилы Сараскиной) сравнили чуть не со Львом Толстым, оказавшись за океаном на попечении своих хитроумных покровителей, вдохновенно продекламировал в одной из своих зажигательных речей: «Соединённые Штаты Америки давно проявили себя как самая великодушная и самая щедрая страна в мире! Где бы ни произошло наводнение, землетрясение, пожар, стихийное бедствие или болезни – кто помогает первым? – Соединённые Штаты! Кто помогает больше всех и совершенно бескорыстно? – Соединённые Штаты!» Эта изумительная по бесстыдству тирада произнесена Солженицыным после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, после того, как «сердобольные» Соединённвые Штаты «совершенно бескорыстно» выжгли напалмом многострадальную землю Северного Вьетнама. А в ближайшем будущем ждали своей очереди на растерзание и бомбы Сербия, Ирак, Ливия. Сотни лет плевали в колодец святой Руси, из которого пили живую воду, едва ли не все наши пресловутые «интеллигенты». Чего же мы после этого от них ждём? Какой «любви к Родине» и какой «демократии»? Да и что уж там недоучившийся в гимназии Бунин, когда даже блестяще окончивший Санкт-Петербургский Императорский университет, рафинированный эстет Александр Блок в октябре 1905 года в Петербурге охотно принял участие в революционной демонстрации и нёс во главе её красный «кровавый флаг» - почти как Исус Христос в финале поэмы «Двенадцать». В письме к Василию Розанову (нашёл кому расхваливать революционный террор!) от 20 февраля 1909 г. Блок написал: «Сам я не террорист уже по тому одному, что литератор. Как человек, я содрогнусь при известии об убийстве любого из вреднейших государственных животных, будь то Плеве, Трепов или Игнатьев. И, однако, так сильно коллективное озлобление и так чудовищно социальное неравенство положений – что Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ОСУЖДАЮ ТЕРРОРА. Ведь правда всегда на стороне «юности». Современная русская государственная машина есть, конечно, гнусная, слюнявая, вонючая старость: семидесятилетний сифилитик, который пожатием руки заражает здоровую юношескую руку. Революция русская в её лучших представителях – юность с нимбами вокруг лица. Ведь это ясно, как Божий день». В письме к матери от 13 апреля 1909 г. Блок написал ещё нечто похлеще: «Несчастны мы все, что наша родная земля приготовила нам такую почву – для злобы и ссоры друг с другом. Все мы живём за китайскими стенами, полупрезирая друг друга, в то время как ЕДИНСТВЕННЫЙ ОБЩИЙ ВРАГ НАШ – РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ЦЕРКОВНОСТЬ. НАДО СОВСЕМ НЕ ЖИТЬ В РОССИИ И ПЛЮНУТЬ В ЕЁ ПЬЯНУЮ ХАРЮ». А ведь и Бунин, и Блок - далеко не самые худшие представители нашей интеллигенции. Нельзя забывать, что Февральскую революцию 1917 года в припадке самоубийственной эйфории приняла с восторгом вся (за редчайшим исключением) русская интеллигенция, включая членов правящей династии. Великие князья Кирилл Владимирович и Николай Михайлович весело разгуливали по Петербургу с красными бантами на груди. А потом униженно сидели среди прочих посетителей в приёмной Керенского, дожидаясь, когда их соизволит принять этот отпетый прощелыга и масон, ставленник мировой закулисы. Одновременно с «Солнечным ударом» режиссёр Звягинцев снял свой фильм о судьбе России под претенциозным названием «Левиафан». Здесь, как и в бунинском рассказе «Деревня», как и во многих творениях наших интеллигентов (кроме романа «Лето Господне» И.С.Шмелёва), Россия предстаёт всё той же «проклятой страной», где испокон веков обречённо прожигают свою жизнь не какие-то там мифические Зои Космодемьянские, Александры Матросовы, Сергии Радонежские, Серафимы Саровские, а одни только прожжённые алкоголики, воры, продажные девки да придурки. Очень порадовались бы такой «историософской концепции», конечно, и Салтыков-Щедрин (давший родному отечеству прозвание «город Глупов»), и Чернышевский (автор сентенции «Россия - страна рабов, снизу доверху - все рабы»), и пламенная демократка Валерия Новодворская со своими дикими разглагольствованиями вроде этого: «Если бы США напали на Россию, для нас это было бы хорошо. Для России лучше быть штатом США. Только скоты и совки могут быть здесь счастливы. Мыслящий человек быть счастлив в России не может. Россия - это не только страна дураков, но и страна хамов. Если Россия погибнет вообще, я лично роптать не буду». Даже совсем уж мелкие интеллигентишки и те то и дело норовят присоединиться к дружному русофобскому хору. Вот характерное высказывание в блоге радиоведущей Ксении Лариной: «От слова «патриотизм» тошнит уже какими-то червяками и вишнёвыми косточками. Патриотизм отвратителен. Я не люблю родину давно и убеждённо. И это не мешает мне жить». Бьюсь об заклад - никогда - слышите вы? - никогда не дождётесь вы от нашей интеллигенции трепетной, совестливой, всепрощающей, согревающей душу любви к матушке России. Почему? Тайна, покрытая мраком. Неразрешимый ребус. Загадка свинкса. Не так давно, в январе 2015 г., на церемонии учреждённой Никитой Михалковым премии «Золотой орёл» лучшими российскими кинофильмами (согласно голосованию неких «киноакадемиков») признаны «Солнечный удар» и «Левиафан». Кто бы в этом сомневался. Сами себя провозглашают «гениями», сами варятся в собственном бульоне тщеславия. Ни единой секунды не сомневаются в своём великом таланте. Просто диву иногда даёшься, до чего весело и загадочно наше житие-бытие. При любой власти и любой спущенной сверху идеологии наши «инженеры человеческих душ» ведут себя по-интеллигентски образцово. В 1978 году благодаря протекции своего отца (влиятельного чиновника, председателя Союза писателей России) Никита Михалков стал лауреатом премии Ленинского комсомола, а 7 декабря 1993 года - спустя всего два месяца после расстрела Российского парламента - охотно принял в Кремле из рук Ельцина Государственную премию за кинофильм «Урга». 21 октября 1995 года в Кремле Ельцин вручил Никите Михалкову орден «За заслуги перед Отечеством 3-й степени». Ни для кого не секрет, что своей карьерой и своим благополучием режиссёр Михалков целиком обязан своему отцу - трижды лауреату Сталинских премий, автору не только незамысловатых текстов типа «Дядя Стёпа милиционер», но и Советского гимна, и стихов, прославляющих «великого вождя народов Сталина». Не будь старший Михалков предприимчивым партийным функционером и любимчиком Сталина, Хрущёва и Брежнева, не видать бы «великому режиссёру», как своих ушей, ни «элитной» дачи на Николиной горе, ни поступления в недоступные в то время для простых смертных Щукинское училище и ВГИК, ни кинематографической карьеры. Казалось бы, из чувства простой человеческой благодарности к Сталину, который дал клану Михалковых бесплатную путёвку в жизнь, не должен был бы «великий режиссёр» в комплоте с либеральной тусовкой обливать помоями Иосифа Виссарионовича. Но не тут-то было. Российский интеллигент всегда идёт в авангарде политического процесса: когда страшно даже открыть рот для критики власть имущих, он молчит как рыба, а когда сверху спущена директива «покритиковать» - он тут как тут. В кинотрилогии «Утомлённые солнцем» режиссёр Михалков ничтоже сумняся обгадил Сталина, как только смог. Обгадил, правда, бездарно и пошло, особенно во второй части своей эпопеи - фильме «Предстояние». Обгадил за смешные по понятиям нынешней интеллигенции деньги - всего за какие-то 40 миллионов долларов. Такой мелочи хватит разве только на то, чтобы пару-тройку раз потусоваться на кинофестивалях в Каннах и Венеции да съездить в Голливуд поглядеть, как тамошним звёздам оскары вручают. Едва ли не единственный честный кинорежиссёр постсоветской России Алексей Балабанов как-то сказал в интервью: «Я кино не снимаю - я кино думаю». У Михалкова всё наоборот. И яркое подтверждение этому - как раз блокбастер «Предстояние». В этом ужасающем по своей пошлости и безвкусице кино «бесстрашный» комдив Котов (его роль исполняет сам Михалков) елозит бедолагу Сталина фейсом по бисквитному торту с диким душераздирающим криком испугавшегося неминуемого возмездия труса. Чуял, видно, нутром вдохновенно вжившийся в образ по системе Станиславского Никита Сергееевич, что возмездие за эту мерзкую кинокартинку для него неотвратимо - не на этом, так на том свете. Впрочем, ничего нового Михалков тут не изобрёл. Лягать мёртвого льва (как осёл в известной басне Крылова) дело нехитрое. Не случайно же с бюджетом в 40 миллионов долларов фильм «Предстояние» стал самым дорогим и самым провальным в истории российского кино. … А в те же дни на расстоянье Судьба дала ему уделом За этим баснословным делом В собранье сказок и реликвий, Но он остался человеком И этим гением поступка Как в этой двухголосной фуге Абракадабра, что и говорить, жуткая. Я, например, прочёл раз десять, но так ничего и не понял - особенно про «зайца вперерез». Хотя нет, кое-что понял. Понял про нашу пресловутую «интеллигенцию». Лизать задницу начальству можно, как известно, несколькими способами. Можно делать это угрюмо, поневоле, из-под палки, от страха потерять работу или выгодную должность. Можно - застенчиво, скромно, почти нехотя, запинаясь и краснея от смущения. Лучшие представители нашей интеллигенции на примере Пастернака всегда делают это виртуозно, изобретательно, вдохновенно, искренне - как говорится, с огоньком! У Пастернака Сталин не просто чудо-великан, Гулливер в стране лилипутов, «гигант мысли и отец русской демократии» («ростом с шар земной»). Сталин у Пастернака - былинный богатырь, Илья Муромец и витязь в тигровой шкуре в одном флаконе - «он — то, что снилось самым смелым». Но не был бы Борис Леонидович типичным представителем российской интеллигенции, если бы остановился только на этом робком словоблудии. Сталин у него - святее всех святых, включая живым вознёсшегося к престолу Господа библейского пророка Илию - «он не взвился небесным телом, не исказился, не истлел». Все святые пророки, мученики и их мощи, по Пастернаку, естественно, исказились и истлели, а вот Иосиф Виссарионович - нет. Иосиф Виссарионович, оказывается, вообще равен Господу Богу - он вовсе не сын бедного сапожника из Гори, он даже никогда не рождался, а был всегда и будет всегда, ведь «столетья так к нему привыкли»… Ну, и особенно умиляет, конечно, последний, заключительный пастернаковский подлиз сталинского афедрона, когда будущий нобелевский лауреат застенчиво и кротко говорит о себе в третьем лице - дескать, я, поэт, полное ничтожество, пыль земная, червь, ведь я так «бесконечно мал» по сравнению с кремлёвским великаном-гением, который «ростом с шар земной». На месте Сталина я бы принял это за злую издёвку и сослал её автора вслед за Мандельштамом в Чердынь или на Колыму. Ведь (как тогда, так и теперь) всем известно, что ростом Иосиф Виссарионович не вышел, был приземист и низкоросл. Кроме того, Сталин имел различные телесные дефекты: сросшиеся второй и третий пальцы на левой ноге, лицо в оспинах. В детстве, когда ему было 7 лет, его на улице в Гори сбил фаэтон, в результате чего он получил сильную травму руки и ноги. После этого у него на всю жизнь левая рука осталась короче правой и плохо сгибалась в локте. Одним словом, величать его после всего этого могучим былинным богатырём «ростом с шар земной» мог только или болван (каким нобелевский лауреат, конечно, не был) или трусливый и грубый льстец, каких среди нашей интеллигенции во все времена было пруд пруди. Можно понять Осипа Мандельштама, написавшего хвалебную «Оду» Сталину в 1937 году - спустя 4 года после известной и неумной своей эпиграммы про «кремлёвского горца». Загнанный в угол чекистской слежкой Осип Эмильевич спасал свою жизнь. Пастернак же во все времена, даже в годы пресловутой «травли» за публикацию в Италии «Доктора Живаго» (крайне посредственного романа), жил припеваючи рядом с Третьяковской галереей в Лаврушинском переулке (приказ о строительстве этого «буржуйского» дома для писателей отдал сам Сталин) и на «элитной» (как теперь принято выражаться) даче в Переделкино. Можно понять Ахматову, опубликовавшую в 1950 г. в журнале «Огонёк» восхваляющие Сталина стихи. В то время её сын, выдающийся историк-этнолог Лев Николаевич Гумилёв отбывал очередной, четвёртый по счёту тюремный срок. Вот эти стихи: И Вождь орлиными очами И с самой середины века, Своих трудов, своих деяний Свой дух вдохнул он в этот город, И благодарного народа В то же время трудно понять Ахматову, когда она не только исключила эти стихи после смерти Сталина из своих книг, но и написала свою антисталинскую эпиграмму под заглавием «Защитникам Сталина»: Это те, что кричали: «Варавву Им бы этот же вылить напиток При всей виртуозности исполнения логики здесь нет никакой. «Отпусти нам Варавву (разбойника), а Иисуса распни! Пусть кровь его будет на нас и на детях наших!» - дружным хором орали перед дворцом Пилата, как известно, иудеи накануне празднования своего пейсаха. При чём же тут «защитники Сталина» и он в том числе? Суровая и жгучая неприязнь советских (да и нынешних) евреев к Иосифу Виссарионовичу известна и в комментариях не нуждается. Кроме того, следуя ахматовской логике, «этот же напиток» (то есть смертельный яд цикуты) надо было влить и в Зою Космодемьянскую, которая за несколько мгновений до казни, с петлёй на шее, прокричала немецким фашистам с эшафота: «Сталин с нами! Сталин придёт!» За эти слова фашисты после казни надругались над её девичьим телом. Фотоснимок изуродованного фашистами тела Зои Космодемьянской с петлёй на шее опубликован в газете «Правда» 27 января 1942 г. «Этот же напиток», по логике Ахматовой, следовало влить и в легендарного маршала Великой Отечественной войны К.К.Рокоссовского. По свидетельству главного маршала авиации А.Е.Голованова, в 1962 г. Хрущёв предложил Рокоссовскому написать «почерней да погуще» статью против Сталина. Рокоссовский на это ответил: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой», - и на кремлёвском банкете не стал чокаться с Хрущёвым. На следующий день Хрущёв подписал указ о снятии Рокоссовского с должности заместителя Министра обороны СССР. «Этот же напиток», следуя логике Ахматовой, следовало влить также и в маршала Голованова, и в тысячи других ветеранов Великой Отечественной войны, которые, следуя его примеру, отказались от предложения Хрущёва сдать свои медали с изображением Сталина на переплавку. Кстати говоря (в связи с Ахматовой) - ещё один штрих к портрету нашей пресловутой интеллигенции. Если кто-то думает, что известные слова из доклада А.А.Жданова об Ахматовой «то ли монахиня, то ли блудница» это изобретение секретаря ЦК КПСС, он глубоко заблуждается. Впервые их произнёс не кто иной как коллега Анны Андреевны по писательскому цеху и её близкий приятель Борис Эйхенбаум. Это он в одной из своих статей в 1921 году написал о лирической героине стихов Ахматовой: «не то блудница с бурными страстями, не то нищая монахиня». Спустя четверть века этой формулировкой и воспользовался в своём разгромном докладе Жданов. Да и последний гражданский муж Ахматовой Н.Пунин отнюдь не отличался благородством. Мало того, что одно время он был страстным любовником агента НКВД Лили Брик (роковой подруги Маяковского), так ещё вдобавок ко всему в 1918 г. в петроградской газете «Искусство Коммуны» назвал поэта Николая Гумилёва «гидрой реакции», которая «вновь поднимает свою битую голову». Короче говоря, уж больно скоропалительно присоединилась Ахматова к общему хору хулителей Сталина. Судя по всему, запамятовала Анна Андреевна некоторые знаменательные факты своей биографии. Когда 23 октября 1935 г. в Ленинграде были арестованы Лев Гумилёв и Николай Пунин, Ахматова поехала в Москву хлопотать за гражданского мужа и сына. 31 октября она передала в кремлёвский секретариат письмо Сталину, в котором написала: «Арест двух единственно близких мне людей наносит мне такой удар, который я уже не могу перенести. Я прошу Вас, Иосиф Виссарионович, вернуть мне мужа и сына, уверенная, что об этом никогда никто не пожалеет» (Дёмин В.Н. Лев Гумилёв. М.: Молодая гвардия, серия «ЖЗЛ», 2007, стр. 56-57). Сталин прочёл это письмо в тот же день и написал на нём резолюцию: «товарищу Ягоде. Освободить из под ареста и Пунина, и Гумилёва и сообщить об исполнении. И. Сталин» (Дёмин В.Н. Стр. 57). Обоих арестантов тут же отпустили из тюрьмы на свободу - прямо среди ночи, даже не дожидаясь утра. Забыла, видно, Анна Андреевна и о том, как осенью 1941 года её, тяжело больную, по личному приказу Сталина вывезли на самолёте из блокадного Ленинграда и эвакуировали в безопасный и благополучный Ташкент. Поэту не меньшего таланта Ольге Берггольц повезло меньше. В родном Петербурге она чудом пережила все 900 дней блокады, во время которой похоронила умершего от голода мужа. Ещё меньше повезло ленинградцам, которых за два с половиной года блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1 500 000 человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов. Остальные 97 % умерли от голода. Американский историк и политолог Майкл Уолцер в одной из своих книг написал: «В блокаду Ленинграда погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки вместе взятых» (Walzer Michael. Just and Unjust Wars: A Moral Argument with Historical Illustrations. New-York, 1977, р. 160). Во время блокады служащие и воины, не находившиеся на передовой, получали по карточкам в сутки 125 граммов хлеба, хлебом который можно назвать разве что условно. В связи с голодом в городе было немало убийств с целью людоедства. В декабре 1941 года за подобные преступления были привлечены к уголовной ответственности 26 человек, в январе 1942 года — 336 человек, за две недели февраля 1942 года - 494 человека (Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М: АСТ, 2005, стр. 679-680). Ничего этого благодаря ужасному «кремлёвскому горцу» с «тараканьими усищами» Ахматова, к счастью, не увидела. Но такова уж особенность нашей интеллигенции - не испытывать чувства благодарности ни к Господу Богу, ни к спасавшим её людям. Ни к кому, кроме себя любимой. Стоит только нашим либералам завести разговор на тему «сталинские репрессии», как тотчас из глаза загораются яростным гневом, кулаки невольно сжимаются и голос начинает дрожать. Особенная скорбь обуревает их, когда речь заходит, например, о режиссёре В.Э.Мейерхольде, действительно перенёсшем тяжкие муки в застенках НКВД. Вот только при чём тут Сталин? Сам-то Всеволод Эмильевич неужто был безвиннным страдальцем? Однажды он предложил Марине Цветаевой переделать для его Первого Театра РСФСР трагедию «Гамлет». Цветаева (по-иному и быть не могло) отказалась соперничать талантом с Шекспиром. Тогда знаменитый режиссёр обиделся и не долго думая опубликовал в «Вестнике театра» фактический донос на неё. Цитирую: «Вы знаете, - написал Мейерхольд, обращаясь к читателям, - как отшатнулся я от этой поэтессы. Вы помните, какие вопросы задавала нам Марина Цветаева, выдававшие в ней природу, враждебную всему тому, что освящено идеей Великого Октября». Ещё один непререкаемый авторитет и священный кумир нашей интеллигенции - поэт Иосиф Бродский. Его почитатели, вспоминая о нём, непременно сетуют на его «горькую трагическую судьбу» и в этой связи со слезой в голосе обязательно цитируют его стихи: «Я входил вместо дикого зверя в клетку, выжигал свой срок и кликуху гвоздём в бараке...» Никому и в голову не приходит, что это лишь велеречивая фантазия, рассчитанная на легковерие читателя. Ни в каком лагерном бараке Бродский сроду не сидел, а провёл всего лишь полтора года во вполне комфортной ссылке в Архангельской области. Туда к нему много раз приезжали и родители, и его друг Евгений Рейн, и пресловутая сердцеедка Марина Басманова, наставившая рога нобелевскому лауреату с его ближайшим другом Бобышевым как раз накануне «архангельской каторги». В одном из недавних интервью Рейн взволнованно и вполне искренне вспоминал обстоятельства ужасного пребывания своего друга на этой самой «каторге». «Привёз я как-то Бродскому, - рассказал Рейн, - превосходную ветчину из Ленинграда и сварил ему куриный суп для подкрепления сил. Только он, придя домой, к супу даже не притронулся. Просто зачерпнул из банки рукой кусок ветчины, съел его и запил холодной водой из колодца». Ужас, конечно, неимоверный. Каким чудом выжил бедный Бродский на своей «каторге», даже представить невозможно. Зато вполне можно понять, как выживали в советские времена действительно страдальцы и мученики, заключённые ГУЛАГа. Достаточно прочесть «Колымские рассказы» В.Шаламова. Тракторы просыпаются с петухами, Совсем недавно, в 2015 году, на небосклоне мировой литературы зажглась ещё одна нобелевская звезда. Премию вручили белорусской журналистке Светлане Алексиевич. Это первый в истории случай, когда самую престижную литературную награду получил не писатель, а журналист. Выходит, Алексиевич теперь стала в один ряд с Бернардом Шоу, Томасом Манном, Буниным, Шолоховым, Хемингуэем, Фолкнером, Маркесом. Послушал я на "ю-тубе" её интервью белорусским журналистам и понял, за что она получила премию. «Я, - сказала она, - с уважением отношусь к русской культуре, русской литературе и музыке. Но я ненавижу мир Сталина и Берии, Путина и Шойги (т.е. Шойгу – Д.Н.)». Понятно, что огромный полученный гонорар надо отрабатывать, но не таким же примитивным способом. Хоть бы тогда уж объяснила, чем ей так насолили в жизни Сталин с Берией или наш президент с министром обороны. Все годы советской власти она ведь жила вполне благополучно, в 1986 г. получила премию Ленинского комсомола за книгу «У войны не женское лицо». Что касается нынешней российской власти, она при ней вообще не жила и никак с ней не спорикасалась. Последние 12 лет она вполне благополучно и комфортно прожила в Западной Европе. Я думаю, ключевое слово в её откровении – это «ненавижу». Прекрасно она понимает, что наши «западные партнёры» хорошо и щедро платят только за ненависть к России. «Если крикнет рать святая: кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу – не надо рая, дайте родину мою!» За такие стихи нобелевскую премию не дадут никогда. Рекламный слоган кинофильма «Солнечный удар» - «Как всё это случилось?» «Как всё это случилось?.. С чего всё началось?..» - эти риторические вопросы то и дело задаёт себе по ходу фильма главный герой, безымянный поручик. Понятно, что этими же безответными вопросами задаётся и сам режиссёр. И мне есть, что ответить ему по существу. «Всё это», Никита Сергеевич, - то есть революция 1917 года и братоубийственная Гражданская война - случилось с Россией в первую очередь по вине всё той же интеллигенции. Пожалуй, точнее всего сказал об этом Александр Блок в беседе с Максимом Горьким: «Вызвав из тьмы дух разрушения, нечестно говорить: это сделано не нами, а вот теми. Большевизм - неизбежный вывод всей работы интеллигенции на кафедрах, в редакциях, в подполье». В творческом наследии русских учёных, мыслителей, писателей здравомыслящих высказываний об интеллигенции немало. Приведу лишь некоторые, самые характерные из них: «Интеллигенция - это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всём судят и совершенно не приемлют инакомыслия» (Л.Н.Гумилёв); «Интеллигенция скорее напоминает монашеский орден или религиозную секту, со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями. Для интеллигенции характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями. Интеллигенция оказалась оторванной от реального социального дела и это очень способствовало развитию в ней социальной мечтательности» (Н.А.Бердяев); «Я не верю в нашу интеллигенцию - лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю, даже когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр» (А.П.Чехов); «Русская интеллигенция есть группа, объединённая идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей» (Г.П.Федотов). Всё горе, всё проклятие нашей интеллигенции заключается в одной простой истине: это люди без конкретного дела и без конкретной жизненной цели. При любой власти, при любом политическом режиме может превосходно выжить хороший сапожник, умеющий тачать удобные сапоги; хороший врач, умеющий исцелять недуги; хороший крестьянин, рачительно ведущий хозяйство; хороший компьютерный программист, электрик, автослесарь, столяр, токарь или пекарь, приносящий людям конкретную пользу. И только интеллигент, рано облысевший «доцент» в очках, не способен ни на что, кроме как дурить мозги студентам, молоть всякую чепуху в госдуме в качестве «народного депутата» или тырить исподтишка бюджетные деньги в городских «администрациях». Поэтому общественный класс или (как сказано в учебниках по «научному коммунизму») «прослойка» интеллигенции неминуемо обречена на историческое вымирание - за ненадобностью. Динозавры ведь вымерли во время ледникового периода. Почему же природа должна пощадить интеллигентов в эпоху всё более ужесточающихся религиозных войн, глобального экономического кризиса и геополитических битв за обладание природными ресурсами? © Copyright: Дмитрий Нечаенко, 2017 © Copyright: Омарт Криевс, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|