В помощь графоману

Олег Каширский: литературный дневник

Хотите писать хорошие стихи? Это просто , ведь стоит, лишь, только соблюдать следующие принципы. Но для начала помните, что стихи просто так ни к кому не приходят и уходят тоже по неведомым нам причинам. Пишет их незначительная часть населения планеты ок. 10%, читает также не большое количество, по сравнению с любителями прозы, понимает стихи ещё меньшее количество людей, а хорошо пишут стихи – единицы. Так что не отчаивайтесь!


Конечно же стиха творение – это не всё что записано в столбик. Прежде всего - это работа, интеллектуальная работа вашего уникального мозга, пытающаяся облечь в сжатую, рифмуемую форму наши, в целом то, прозаичные мысли. Понимание того, что какбудто стихосложение «диктуется вам свыше» - крайне ошибочно и не верно, хотя думать об этом можно , трезво оценивая предварительную мысленную работу мозга, например, во сне накануне. Главное – это избегать навязчивых состояний, что это уже со мной или с кем-то происходило, а всё лучшее уже было написано, как, впрочем, и украдено, до нас.
Полёт, невообразимой по началу, мысли – отражение именно вашего ума, уровня интеллекта, начитанности, склонности к рифмованию, созданию новых интересных рифм и выраженной смысловой идеи,- той, что вас так поразила своей яркостью понимания и проникновения в сознание, душу, если хотите. Именно стремление донести её до других и является стимулом создания рифмованного произведения. Как видите всё не так просто. И всё же попробуем разобраться, чтобы избегать в дальнейшем наиболее частых стандартных ошибок.
Чего же следует избегать ищущему и самосовершенствующемуся автору стихов?


1. Употребления чрезмерного количества личностных местоимений «я, ты мне, его, тебе». Порой мысленно выбросишь их из произведений некоторых авторов и – просто пусто.


2. Стихотворения без заглавий читать не хочется – ну, нет настроя, поэтому это важно.


3. Ещё более важна последняя строка произведения, ведь именно она порой и выражает всю сущность написанного, а, иногда, всё что ранее было написано, написано только ради донесения до читателя её смысла. (http://www.stihi.ru/2009/01/01/1).


4. Соблюдение ровного ритма и ударности слогов во всех четверостишьях (катренах) создаёт целостность произведения и говорит о качественности произведенной работы.


5. Глагольные рифмы. Проблема поэзии. Считается, что современная поэзия должна их избегать, ибо убого рифмовать глаголы, как начинающий школьный графоман. «Даже Пушкин и Лермонтов ими не брезговали!» – поговаривают многие из пристыженных. Но убого, прежде всего рифмовать: пить – не пить, делать – поделать. Ну, так можно и существительные однокоренно рифмовать: кеды – полукеды, ботинки – полуботинки. А вывод прост: ориентируйтесь на своего читателя, на того, который бы хотел всё это прочитать и выучить наизусть.


6. Не мстите своей учительнице русского языка, избегая знаков препинания! Уважайте своего читателя, который ломает голову над речитативами-рэпами. В каждом вашем повествовательном предложении должно быть подлежащее и сказуемое, пусть даже и заменённое на смысловое тире.


7. Многоточия – основной признак графомании. Мол, читатель, додумай за меня! А я -такой непредсказуемо загадочный, ты даже не представляешь какой!


8. Избегайте большого количества иностранных слов, даже в угоду современности, а также не употребляйте слов, значения которых не знаете или не понимаете. Например: проруха, просак, впопыхах, паскуда и т.д. Как там было у классиков? «Волны падали стремительным домкратом!».


9. Краткость – искра таланта. Поэмы, с огромным количеством повествовательных глаголов и отдалённых смыслов, редко сейчас кто читает, в угоду скоротечности и загруженности отпущенного нам времени. Нет конечно, существуют исключения, но классическая литература, была расчитана на другого читателя придворных поэтов.


10. По возможности, старайтесь никого не поучать в своих стихотворениях, ибо смешно слышать наставления из уст, например, 20-летнего «прожигателя жизни».


Ну, вот и всё. Теперь вы сможете оценить не только собственные стихи, но и чужие произведения. Успехов нам всем!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.05.2016. В помощь графоману