***

Ольга Заря 2: литературный дневник

ПОЭТИЧЕСКАЯ НАГОТА



То, что вы держите сейчас в своих руках - есть чудо, есть - поэтическое ЯВЛЕНИЕ, есть нечто настолько невообразимо-красивое и необычное, что и определений этому - подобрать крайне сложно! Я сразу хочу предупредить всех читателей этой книги о том, что читать её неподготовленным, расслабленным или просто нЕхотя - крайне опасно: ибо могут наступить - поэтические и не только поэтические - последствия...


Когда вы начнёте читать эту книгу, вы - как после прыжка с обрыва - окунётесь в беспощадную искренность, в бесшабашную откровенность, честную до такой степени, что у кое-кого - это вызывает чувственный шок, стыд за самого себя, лёгкое головокружение: до мгновенной влюблённости, или наоборот - до невосприятия и отторжения её поэзии...


Катя Селюк... Оружие массового поэтического воздействия, мощнейшая стихотворная электростанция, миниатюрная женщина и великий Поэт! От её стихов - не спасёшься, не защитишься, не убежишь сам в себя: достанут... накроют... поразят... А кого-то - вылечат, спасут, оправдают...


Любимые! Прощённые - за всё,


Идите - с Богом под руку - по свету!


Вот такая она... С первых фраз, cлов и оборотов речи - любой читатель, хочет он этого или нет - целенаправленно попадает на какую-то немыслимо далёкую планету: он - ощущает себя первооткрывателем неосвоенных территорий, капитаном Америго Веспуччи - делающим первый шаг на невообразимо красивую и загадочную землю... И каждый понимает, чувствует: вот оно - вот - то самое, оно! И - начинает стучать в виски, и что-то - давить в затылке... Потому что это - ОНО...


Катя Селюк! Энергетическая мощь, интеллектуальный напор, переплетение чувств, схватка эмоций... Её поэзия - как сгусток тонких материй и грубой холстины жизни, её - поэтически много!


Выстоять... Надо - выдержать. Верь- не верь:


Жизнь - это просто - выжимка - из потерь...


Что она стихотворно делает? Я - называю это - максимальным захватом поэтического пространства, умением - без какого-либо напряжения - держать читательское внимание, создавать в каждом своём произведении - интригу, лёгкую провокацию... От такой поэзии - оторваться невозможно: каждый видит перед собой - зеркало: чисто вымытое, но с обязательной кривизной, всякий читатель - на глубинном, подкорковом уровне - ощущает авторский кураж, глубину мысли, чуть-чуть игривой сумасшедшинки, весёлой отсебятины и - тонкого сумасбродства...


Не трогай мой стих - нечаянный,


Мой почерк - как прочерк - пуст...


Раскрепостись - молчанием,


Я - Словом - раскрепощусь!


Катя Селюк... Она - никогда и никому поэтически не навязывается, и именно поэтому - со всеми связана, она - не стремится никому понравиться - и оттого - нравится всем! Её поэзия - многослойна: образы - достаются один из другого - как российские матрёшки - всё глубже и тоньше... Чтобы понять её стихи - нужно слой за слоем, как на старинных иконах - видеть то, что написано, что НЕ написано, и что - могло бы быть написанным... Она - не выпячивает свой ум и талант - а тактично - прикрывает его, затушёвывает... А это - есть высший творческий пилотаж, и когда читатель - бесповоротно осознаёт это, он - просто замолкает: как в роддоме, как в храме божьем...


Катя - поэтически не лжёт никогда и ни при каких обстоятельствах! В наше время - в это трудно поверить, и тем не менее - это именно так: она раскрыта - как мишень, и я искренне боюсь, что этим - кто-то может воспользоваться...


На грудь - твою - бросаться, как на мост -


И сталкиваться - грудью - с парапетом...


Два - человека. Тысячи - заноз


И бой - как боль - в безгрешье - неотпетом!


Кому-то - её поэзия может показаться грубоватой, почти физиологичной, чувственно поддавливающей, иным - жёсткой и бескомпромиссной... Да - в её стихах нет и в помине - излишней женской сентиментальности, слезливости и «сюсюканья»... Она и сама пишет: «В моей башке - совсем не женской...» Но - в этой её внешней поэтической «неженскости» - столько глубинной силы, нежности и всепобеждающей доброты, что - её поэзию можно безошибочно считать эталоном чувственности, нравственности и поэтической совести. Гордое одиночество, неподчинённость никому на свете, психологизм, и в то же время - пронзительная доверчивость, наивность и незащищённость - вот что такое стихи Кати!


В этой книге - всё: протест против людской косности и бесчувственности, жертвоприношение своих чувств - для восстановления поэтической истины, зависимость от жизненных обстоятельств - при обнажённой внутренней свободе... Вот как всё это - можно увязать вместе? А Катя - увязывает, да ещё как!


Бесповоротно... Тело из души -


Не вытянешь... Не выгрызешь, хоть въешься!


И что тебе - моё желанье жить -


Среди таких же: слабых и потешных?


У любого поэта - есть сильные стихи или строчки... У великого поэта - нет СЛАБЫХ стихов! Так кто же такая в этом случае - Катя Селюк? Найдите в этой книге - «проходное», конъюнктурное или хотя бы - нейтральное стихотворение? Сможете - нет! Если говорить о технической стороне стихов данного автора, то тут - надо писать целую книгу, что я и намерен рано или поздно сделать! Обратите внимание хотя бы - на поразительный баланс мысли, чувства, музыки и изображения - во всех без исключения её стихах.... Посмотрите на уникальное умение, да нет - на талант от Бога - в своеобразной манере расстановки смысловых групп, нервных узлов, музыкальных рядов - и в каждой строке, и во всём произведении! Обратите внимание - на практически цветаевскую инверсию слов в предложении, вообще - на какую-то неповторимую прелесть в способе подачи литературного материала, на уровень мысли - при обязательном такте и безоговорочном уважении к читателю... Катю Селюк - чем больше прочёл - тем более хочется читать! Только так - и должно быть с поэзией вообще, только ТАКИЕ стихи - имеют право на существование! Кому как, а лично я - после её поэзии - намерен оставить своё стихосложение - навсегда и бесповоротно... Феномен Екатерины Селюк - объяснению не повластен!


Без особой мороки


Над листом наклонясь,


Обращаю пороки -


В стихотворную вязь...


Ну кто ещё, кроме неё - посмеет в таком признаться? Да, некоторые её вещи - иногда кажутся непонятными, чужими, но это - оттого, что Катя - уже далеко впереди, а мы - ещё просто не в состоянии объять её - поэтическую, не доросли до неё, не досозрели...


И вся её - кажущаяся грубость - всего лишь перебродившая нежность, неуслышанность, недопонятость... Все её стихи - это крик о помощи! Вся резкость - от избытка таланта, от чувственного захлёба, от нашего непонимания её - восходящей звезды русской поэзии, её - вот-вот раскроющегося бутона литературного гения...


Вы будете читать эту книгу, и - наслаждаться богатейшим словарным запасом, «русскостью» поэзии - при том, что Катя - основное время - живёт вдалеке от Родины, вне языковой среды, среди чужой культуры... Пусть кто-нибудь из нас - попробует так творить! И ведь она - не просто лирик, она - ГРАЖДАНИН не только поэзии, но и своей державы!


Но всё ещё кровИт бразда


И не затянется - покуда -


Сияет Марсова звезда -


Клеймом - на Небе Златокудром...


И все её - так часто критикуемые многими - якобы излишние тире и многоточия - лично я готов защищать с ещё большей смелостью, чем она сама! Дело в том, что именно таким способом - Катя добивается единственно правильного восприятия её стихов - по ритму и размеру, расставляет темповые и дистанционные акценты во всех произведениях! Я уверен, что рано или поздно - так научатся поступать и все остальные поэты! А пока - она одна из немногих...


Вы несомненно должны будете заметить и то, насколько легко и непринуждённо Катя использует самые разнообразные формы и размеры в своём стихосложении, насколько она свободна - в способах передачи мысли и чувственных переходах... Это - просто удивительно! Она - настоящий композитор слов! Слышали бы вы - как она поёт... Как читает свои стихи... Мне - вообще кажется, что Екатерина - занимается поэтической геологоразведкой: она легко и непринуждённо - находит полезные поэтические ископаемые, обозначает их, ставит соответствующие этому месту флажки - и изящно уносится вдаль, благородно предоставляя всем остальным - возможность разрабатывать найденные ею - месторождения.... Ей - не жалко: она - уже нашла другие!


Ну хочешь - лакмус - в душу окуну?


И ведь действительно - окунает! Вот что с ней, такой, - делать? Где она, такая, - взялась на наши читательские головы? И я, прежде чем вы - начнёте читать данную книгу, - умоляю вас: люди, хорошие мои, - ни на секунду не забывайте - о чудовищной ранимости этого поэтического уникума, о её гиперчувствительности к фальши и невниманию, поверьте в то, что все её произведения - есть инстинктивная защитная реакция - на несправедливость, на боль, на нелюбовь... Поверьте в это - умоляю!


И если мы - не преступники, не слепцы, не мертвецы и не негодяи - мы улышим, мы почувствуем, мы поймём... Потому что - так надо: и ей, и нам, и Поэзии как таковой!


Смешная - девочка... Присядь на мой - рукав...


Я помню: расставанье - неизбежность,


Я так устала - в напускных страстях -


Расстрачивать накопленную нежность...


Вы начнёте читать эту книгу и внезапно поймёте, что это - уже не просто стихосложение, - а творческая лаборатория - где проводят опыты с чувствами, операционный зал, где лечат и препарируют эмоции, целый научно-исследовательский институт - в котором выращивают слова и музыку... Я знаю - вы поймёте и это! Вы поймёте, потому что у вас - есть глаза, уши и сердце...


Готовьтесь - к таинству слов, к тому - что вы станете их заложниками, к тому, что вы станете с ними - заодно! Эту книгу - можно начать читать, но не прочитать до конца - чтобы вновь и вновь к ней обращаться, - уже ни у кого из нас - не выйдет...



И не больно - уже:


Ни терять, ни - совсем не найти...


И не страшно - ничуть! -


Задохнуться - на главном вопросе:


Я не знаю...


Не помню...


Что - было - в начале пути?


Но я помню!


Я - знаю! -


Меня ТАМ - об этом - не спросят...



Вы - будете читать эту книгу, и сразу четыре из девяти муз: Эрато, Євтерпа, Полигимния и Каллиопа - насмерть разругаются между собой, и вся мировая лирика - будет зачарованно кивать головой - и указывать полупрозрачным пальцем - на эти страницы, и видавшие виды - главные редакторы литературных журналов - устанут менять намокшие от слёз носовые платки, и гордые экспонаты Эталонной палаты - молча расступятся в стороны, освобождая центр помещения - всего лишь для обложки этого издания, и белокурые ангелы всего земного шара - слетятся к вашим головам, чтобы прицелиться в них - из серебряных луков... Как когда-то - они прицелились - в мою!
Вы - вот-вот начнёте читать эту книгу...


Игорь Литвиненко



Ветвей печальных пряди за окном
Перебирает ветер еле слышно.
Кто виноват, что так меж нами вышло?
Что в сердце поселился горький ком?


Ты с детства был мне самым лучшим другом -
Как говорят: водой не разольёшь.
Но чьи-то губы передали ложь,
И пролегла меж нами злая вьюга.


Я сделал шаг навстречу, в этот мрак;
Я верить не хотел в наветы эти.
Кто виноват, что получилось так?
Я прежнего в тебе уже не встретил.


Порою откровенно чья-то ложь
Вонзается нам в сердце, будто нож.
Запись написал(а) Владислава Ханчас-Васильева .



Когда у человека не хватает воображения и таланта, он из поэтов, уходит в математики!
(Швыдко Михайлов)
не молчи
Ник Туманов
если ты попадёшь на мою войну,
станешь карать и миловать всех живых,
не оставляй мне права на тишину.
я к канонаде сердца давно привык.
пусть неживым хрипота забивает рты.
тем, у кого на шевронах голодный волк.
ты не молчи у последней моей черты.
дай мне на голос твой повести свой полк.
дай надышаться ветром степных дорог,
горькой полынью, терпкостью ковыля.


пусть выпадает статусом на зеро
всё, от сиротства хутора до кремля.



01.11.2012 16:16



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2012. ***
  • 29.11.2012. ***
  • 28.11.2012. ***
  • 27.11.2012. ***
  • 26.11.2012. ***
  • 25.11.2012. ***
  • 24.11.2012. ***
  • 23.11.2012. ***
  • 22.11.2012. ***
  • 21.11.2012. ***
  • 20.11.2012. ***
  • 19.11.2012. ***
  • 18.11.2012. ***
  • 17.11.2012. ***
  • 16.11.2012. ***
  • 15.11.2012. ***
  • 14.11.2012. ***
  • 13.11.2012. ***
  • 12.11.2012. ***
  • 11.11.2012. ***
  • 10.11.2012. ***
  • 09.11.2012. ***
  • 08.11.2012. ***
  • 07.11.2012. ***
  • 06.11.2012. ***
  • 05.11.2012. ***
  • 04.11.2012. ***
  • 03.11.2012. ***
  • 02.11.2012. ***
  • 01.11.2012. ***