Колокольня в усадьбе Богучарово

Ольга Осенская: литературный дневник

Колокольня в усадьбе Богучарово


Усадьба Богучарово, находящаяся недалеко от Тулы, известна личностью своего владельца — философа славянофила А.С.Хомякова. От его времен остался барский дом, часть которого теперь занимает скромный музей; красивый парк с прудами и церковь в стиле классицизма. Но самая главная архитектурная достопримечательность Богучарова к ревнителю допетровской старины отношения не имеет и, более того, даже спорит с его националистическими установками. По той причине, что является программной репликой одного знаменитого, но совсем не национального, а европейского памятника — высоченной кампанилы Сан Марко в Венеции.


Колокольня богучаровской церкви была спроектирована по заказу сына философа Д.А.Хомякова крупным петербургским архитектором, одним из столпов «русского стиля» Н.В.Султановым. Обстоятельства заказа и причины выбора венецианского прототипа неизвестны, но любопытно, что и Султанов здесь изменил своему обычному творческому почерку, стилизующему древнерусские образцы. Султанов проектировал колокольню вместе с художником П.В.Жуковским (сыном поэта В.А.Жуковского), в тандеме с которым работал над созданием памятника Александру II в Московском Кремле. Проект колокольни разрабатывался с 1891 года, а в 1894 она уже была готова и освящена. Крест для нее делали на московской фабрике И.П.Хлебникова.
Позже, уже в 1900-х годах Султанов писал своему другу графу С.Д. Шереметеву: «Мы с Жуковским выстроили Хомякову в его тульском Богучарове колокольню совершенно в характере башни S.Marco, так что у бедной венецианской покойницы осталась внучка в России». Концовка требует пояснения. Мало, кто сейчас знает, что в самом начале ХХ века прославленая венецианская кампанила рухнула. Много велось споров о том, надо ли ее восстанавливать и в каком виде. Решили в итоге воссоздать все в точности, как было до обрушения. К 1912 году новая-старая колокольня была отстроена. Так что покойница воскресла (Султанов об этом уже не узнал), но ее внучка в России, к счастью, тоже осталась жива и не пала жертвой советского вандализма. При внимательном сопоставлении оригинала и копии можно найти некоторые существенные отличия. Они прежде всего в размерах и в трактовке яруса звона. Тем не менее, образ воспроизведен достаточно убедительно.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 07.04.2014. Колокольня в усадьбе Богучарово