Андрогин божественный и великий.АНДРОГИН Бог - одновременно Он и Она, Дух и Душа. Их дети – чувства, логос (мысли и слова)
… « И сотворил Бог человека по Почему во многих религиях "исчезло" с небес Его женское проявление (ипостась)? Похоже, что по усердному желанию земных мужчин, физиологически связанных со "змеем-искусителем"...
Патриархия, Патриарх и Троица - всё лишь "мужское". Литература собрана Отцами Церкви для мужчин, мужей. Так почему Творец, Бог - Он, Отец, а не Она, не Мать? Творец нашей вселенной - это дуальный андрогин, то есть изначально двойственная структура, скрепленная любовью. Божественный андрогин условно можно сравнить с мозгом, у которого два полушария. Не следует путать, а тем более, отождествлять его с земным, плотноматериальным гермафродитом со смешанными половыми признаками. Так и в Законе Моисея проявлена функциональная Божественная дуальность через два глагольных определения близких по смыслу (рождает - творит), но разных по сути: "Бара" и "Йалад", означающие соответственно: "зачинает, вынашивает и рождает" и "несёт, передаёт, творит". Первое - Душа (Мать), а второе - Дух (Отец)! В Божественном андрогине Он и Она слиты воедино со всеми вытекающими функциональными последствиями и эмоциональными токами на тонком уровне, где отсутствует половая атрибутика, присущая земному плану.... Души, составляющие Божественный андрогин, как и все души вообще, являются бесполыми одинарными андрогинными структурами с двумя функциональными состояниями. Активная душа называется духом. Это означает, что в плане активности составляющие андрогина как индивидуально, так и в общем могут выполнять функции и "женские", и "мужские", то есть быть как пассивными, так и активными, душой или духом... Дух находится в душе в виде мудрости, а душа в духе - в виде логоса.
Итак, "душа" и "дух" имеют одинаковую структуру, несущую в себе сознание (информацию), но при этом они имеют разную активность. Есть ли у духа и души половые органы? Их нет, но информация, передаваемая активной душой (духом) взаимодействует с сознанием пассивной души, в результате чего последняя "рождает" не просто знания, но и образы. В плотноматериальном мире на уровне размножения человека, мужчина всегда активен, то есть передает семя, несущее информацию женской яйцеклетке с присущей ей информацией. То же самое можно проследить и на уровне работы головного мозга, да и на уровне работы всего человеческого организма. Даже тот же автобус может быть как "активным", так и "пассивным", то есть находящимся или в движении, или стоящим на остановке и впускающим/выпускающим пассажиров... Божественный андрогин - это высшая плодотворящая, дуальная, самадхическая структура (матрица) , основанная на атманическом единстве и любви. Андрогин (матрица, модель строения и развития Вселенной) имеет шаровидную, эллипсоидную, овоидную форму При формировании плода структура Высшего андрогина из дуальной переходит в тройственную (в христианстве - троицу, описанную в "Апокрифе" Иоанна). Иначе андрогин можно назвать Высшей божественной семьей. Однако, на определенном этапе в божественном андрогине наступает момент полного слияния и нирваны. Мужское растворяется в женском. Дух растворяется в Душе.
Итак, Творец - двуфункциональная душа-андрогин, где слиты воедино Он и Она. Они контактируют на уровне информации. В результате чего "рождается" новая душа - новая информационная андрогинная структура, которой необходимо развиться до уровня созидающих знаний (со-знаний) родителей. Человек-андрогин имел две стороны (грани, ребра) своего функционирования - мужскую (активность, дух, энергия) и женскую (пассивность, душа, материя). Это дитя, творение Бога, которое должно было стать подобным Ему, то есть научиться созидать миры в любви и с любовью посредством слова/мысли. А для этого двум граням Кадмона следовало полюбить друг друга и познать Божий Закон устройства и развития мира... Вот здесь и вмешался "змей". В раю Адам и Ева были бесполыми, там были их души. Кто из них проявил "активность", то есть поддался на уговоры "искусителя", к тому и прилепился змей (плодотворящий дух земли), тот и стал мужчиной. При слиянии со змеем человек получил плоть, тело, материализовался, воплотился, то есть переместился из жизни в одном состоянии в другое. На земле плоть дала Адаму и Еве физиологию с половыми различиями. Следует знать, что Ева в раю не согрешила, а была отправлена вместе с Адамом, как составляющая часть общего андрогина. Земная "Ева" может или спасти "Адама" ЛЮБОВЬЮ (не путать с сексом!), или сама совратиться... Мудрые, богобоязненные мужчины, зная о своей природной привязанности к сексу, никогда не боролись с врожденной женской фригидностью, дабы не вводить и её в зависимость от похоти - они одаривали жен духовной любовью и взамен получали её. Змей сделал свою работу, как он делает её и сейчас, будучи прикрепленным к Адаму... А теперь на земле, человек рад бы вернуться в рай, да грех (змей, похоть) не пускает. "Дерево познания добра и зла" - это школа земной жизни ради эволюции сознания и самостоятельного открытия сути Закона Бытия, называемого "Деревом Жизни". Познав Закон Дерева Жизни (РЕПРАКС), человек становится просветленным, достойным пребывания в раю. Однако открывается Закон не всем, для этого необходимо достичь бого-сознания и вести соответствующий ему образ земной жизни. Почему Закон называется "Деревом Жизни"? Этого, усмирив свою плоть, добиваются некоторые монахи. Так человек познает "добро" и путь своего спасения, путь развития своего сознания до божественного уровня. Земля - ШКОЛА ЖИЗНИ, где люди творят плоды и наполняют ими окружающий мир, несут их Богу... На земле человек познает добро и зло, сопоставляет значимость секса и любви. Что это означает? Секс на земле - естественное явление для людей с определенным уровнем сознания и миропонимания. Люди, занимающиеся сексом, подразделяются на развращенных похотью (с животным уровнем сознания) и на целомудренных (человеко-сознание), познавших духовное родство и платоническую любовь со своей "половинкой". Вариантом целомудренных отношений являются браки по расчету, лишенные чувства любви, но основанные на уважении и сохранении верности друг другу. Такие браки могут быть как асексуальными, так и с использованием близости для зачатия детей. Иногда приходится слышать от мужчин такую фразу: "Я настолько ею очарован, я такое испытываю блаженство от общения и разговоров с ней, что о сексе даже и не думаю". Для большинства женщин такое отношение к своему любимому - норма. Интимная близость у таких пар является лишь фактом слияния и взаимного растворения друг в друге ни только на духовном, но и на телесном плане. В разлуке скучают и стремятся к встрече, а не ищут на стороне замену. Они мечтают о посмертном воссоединении своих душ. Но бывает, что приходит время, когда один из любящих супругов, начинает испытывать в процессе познания мира блаженство от духовной близости с природой, с Богом. Человек получает при этом дополнительную живительную энергию, состояние счастья и защищенности (душевного блаженства и вселенской ЛЮБВИ), а также информацию о мироздании. Тогда естественным образом человек начинает предпочитать вселенское общение земному и, в конце концов, становится "девственником", то есть забывает о сексуальном вожделении... Но возвращение к сексу (похоти) - закрывает доступ к божественному миру и знаниям. Так естественным образом люди становятся асексуалами, их любовь перемещается на вселенский уровень - туда, где царит всепоглощающая любовь Бога. На земле есть и такие люди, которые сохраняют свою сексуальную непорочность и живут вне брака. Это природные асексуалы (мужчины и женщины) с уровнем вселенского мировоззрения. Им найти на земле свою андрогинную половинку с подобным планом мышления и духовности практически невозможно. Однако, эмоции и всеохватывающее чувство любви при общении с божественным миром, компенсируют такую "потерю". Именно там и находят такие люди для себя "невест" и "женихов", то есть нежность "женщины" и надежность "мужчины", исходящие от Бога и от родственных душ с божественным сознанием... Примером тому служит Христос, ведший на земле асексуальный образ жизни, но нашедший в божественном мире родственную душу - "невесту". В "Апокалипсисе" Иоанна (19:7-9) говорится о вступлении Агнца в брак: Только душа человека, достигшая уровня бого-сознания, способна сливаться с аналогичной душой, образуя андрогин, подобный родительскому. И это происходит не на земле, а в тонком божественном мире, там, куда уходят души праведников. Такие души уже наполнены любовью и способны найти себе пару, как на земле, так и во вселенной, где они пребывают в ангельском состоянии. После ухода с земли две любящих души образуют один андрогин, единую самостоятельную структуру, наполненную удивительной информацией и возможностями. Он способен созидать свой многоуровневый мир, свою животворящую вселенную, образуя с аналогичными вселенными мультиверсум. БОЖЕСТВЕННЫЙ АНДРОГИН В "Пире" Платон описывает изначального человека – двуполое существо сферической формы. Представление, что все сущее наделено качествами обоих полов, неизбежно вытекает из представления о двуполом божестве как парадигме и начале всякого существования. В основе подобной концепции лежит мысль о том, что совершенство – а следовательно, Бытие – не может быть ничем иным, кроме как целокупным единством. А значит, целостной полнотой должно обладать все сущее, и принцип coincidentia oppositorum, то есть единство противоположностей, должен работать на всех уровнях, охватывая все контексты. Подтверждение тому – андрогинная природа многих богов, широкое распространение ритуалов, участники которых символически наделяются андрогинными признаками, и популярность космогонии, утверждающей, что мир возник из космогонического Яйца или образовался в результате распада изначально единой сущности, имевшей форму сферы. Мы обнаруживаем, что наличие этих представлений, символов и ритуалов характерно не только для Средиземноморья и Ближнего Востока времен античности, ибо они представлены также в ряде других экзотических и архаических культур. Распространенность подобных представлений объясняется одним: все эти мифы предлагали образ божества, т. е. конечной реальности в ее неделимом единстве, вполне отвечавший сокровенным чаяниям их аудитории, и одновременно побуждали человека достичь этой полноты с помощью ритуалов или мистических техник обретения целостности. Несколько примеров помогут лучше понять данный феномен. В старейшей из греческих теогоний божества среднего или женского рода зачинают самостоятельно. В соответствии с традицией, идущей от Гесиода ("Теогония"), от Хаоса (средний род) рождается Эреб (средний род) и Ночь (женский род). Земля без чьей-либо помощи дала существование звездному Небу. Таким образом, миф утверждает, что изначально существовало лишь единое, содержащее в себе все возможности, а значит – и все пары оппозиций: хаос и форму, тьму и свет, виртуальное и манифестированное, женское и мужское и т.д. Двуполость фигурирует среди атрибутов божеств именно в качестве парадигматического выражения творящей силы. Гера одна порождает Гефеста и Тифона, таким образом эта богиня-покровительница брака первоначально выступает как андрогин. В Лабранде (Кария) почитали бородатого Зевса с "шестью грудями, образующими треугольник". Геракл, самый мужественный из героев, меняется одеяниями с Омфалой. При совершении таинств, посвященных италийскому Геркулесу Победителю, и статуя бога и иерофанты были одеты в женское платье; историкам культуры удалось показать, что целью отправления этого ритуала было возвращение юности, обретение здоровья, силы и долголетия, а может быть, и бессмертия. На Кипре существовал культ бородатой Афродиты, называемой Афродитос, а в Италии почитали лысую Венеру. Что до Диониса, то он – самый бисексуальный из всех богов. В одном из фрагментов Эсхила (61-й фрагмент) встретивший Диониса восклицает: "Откуда пришел ты, мужчина-женщина? Из какой ты страны? Что за одеяние на тебе?". Во времена архаики Диониса изображали полным бородатым человеком, чей пол двойствен в силу двойственности природы самого бога. Позже, в эллинистическую эпоху, искусство сделало Диониса женоподобным. Мы не будем останавливаться на других андрогинных божествах синкретического пантеона, таких как фригийская Великая Мать и ее двуполые порождения, Агдитис и Мизе. Что до божества, которое древние именовали Гермафродитом, то его иконографический образ сформировался лишь около Ш или IV века. Достаточно вспомнить: "С него совлекли одеяния, символизирующие его двойную природу: шафранное покрывало, пояс, золотую митру. Его обнажили, не лишив его мужественности, но сделав так, что он стал слишком слаб, чтобы ею воспользоваться". Овидий (Метаморфозы, IV, 20). Сенека наделяет Гермафродита "лицом девственницы", что озадачило бы художников архаики, "изображавших его с густой бородой". Трудно перечислить всех андрогинных богов, которых можно найти в других религиях. Их достаточно много, они одинаково часто фигурируют как в сложных и развитых религиях – у германцев, в древних религиях Ближнего Востока, Ирана, Китая, Индонезии и т. д., – так и в религиях народов, находящихся на архаической стадии культуры: в Африке, Америке, Меланезии, Австралии и Полинезии. Большинство божеств растительности двуполы или несут на себе следы андрогинности. "Sive deus sis, sive dea" ("Будь ты бог или богиня"), – говорили древние римляне о богах – покровителях сельского хозяйства; а ритуальная формула "sive mas sive femina" ("или муж, или женщина") часто встречается в заклинаниях. В некоторых случаях (как, например, у эстонцев) божества полей один год выступали в мужской ипостаси, а другой – в женской. Но самое любопытное: женские и мужские божества, играющие наиболее значительную роль в пантеоне, на самом деле являются андрогинами; мы поймем этот парадокс, если примем во внимание характерное для традиционных обществ представление о том, что нельзя быть чем-либо par excellence ("преимущественно"), одновременно не являясь полной тому противоположностью, или, что точнее, не являясь одновременно множеством других вещей. Зерван, персидский бог бесконечного времени, был андрогином, так же как верховное божество Света и Тьмы у китайцев. Эти два примера ясно показывают, что андрогинность была особым средством выражения целостности. Ибо Зерван был отцом близнецов Ормузда и Ахримана, богов Зла и Добра, – а Тьма и Свет в Китае, как и в Индии, символизировали проявленный и непроявленный аспекты абсолютной реальности. Множество божеств звались "Отец и Мать". Это была одновременно аллюзия и на их полноту или действительный автогенезис, и обозначение их творящей силы. Столь же вероятно, что ряд "божественных супругов" – это более позднее переосмысление изначального андрогинного божества или персонификация его атрибутов. Поскольку андрогинность является отличительным знаком изначальной целокупности, объединяющей в себе все возможности, изначальный человек, мифологический предок человечества, во многих традициях выступает в качестве андрогина. Туисто, первочеловек германской мифологии, был двуполым существом; его имя этимологически связано с древненорвежским tvistr ("двойственный"), ведическим dvis, латинским bis и т.д. В ряде традиций место мифологического первопредка-андрогина заняла безличная пара: в Индии, например, это Яма и его сестра Ями, а в Персии – Йима и Йимак.
Окончание следует Равви Иеремия бен Елеазар утверждал, что Адам был двуполым и с двумя обличьями – одним мужским, другим женским. Равви Самуил Нахман верил, что изначальный человек был сотворен "двойным", будучи соединенным с женщиной спина к спине, пока Господь не разделил их на две половины. Другому комментатору известно, что Адам вначале был андрогином, обладал двумя обличьями и хвостом и был с одной стороны мужчиной, а с другой – женщиной. Как можно заметить, идея андрогинности Адама сохранялась в иудаизме и комментариях раввинов, не говоря о мистических и каббалистических сочинениях и, уходящих корнями в представления иного рода, несравнимо более древних. В прошлом столетии многие ориенталисты во главе с гениальным Франсуа Ленорманом задались вопросом: не дошел ли до нас текст "Книги Бытия" в видоизмененном виде и не следует ли предложение "И сотворил Элохим человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их" читать: "И сотворил Элохим человека по образу Своему... мужчиной и женщиной сотворил его"? Другой ориенталист, Фр.Швалли, подхватив гипотезу Ленормана, показал, что личное местоимение otham ("их") неуместно в приведенной выше фразе; оно не может относиться к ha-adam, "человек", представленном в единственном числе, а относится именно к Адаму. И поэтому немецкий ориенталист исправляет личное местоимение otham ("их"), ставя его в единственном числе otho ("его"), приведя текст Библии в соответствие с тем, что и воспроизведен нами выше. Относительно же слова zala Швалли напоминает, что в контексте он означает не "ребро", а "сторона" – значение, частое в еврейском языке, когда речь идет о стороне (пологе) шатра, храма, горы и т. д. (ср. лат. costa, давшее франц. cote "склон" и cote "сторона"). Во всяком случае, семитологи всегда могут свидетельствовать, что в традиции раввинов и гебраистской экзегетике выражение "мужчину и женщину сотворил их" понималось как "мужчиной и женщиной сотворил его". Только так могут быть объяснены цитаты из еврейских комментаторов, воспроизведенные выше. Фольклорист Краппе приходит к выводу, что андрогинность изначального человека являлась специфической чертой индоевропейской традиции и что миф о двуполом Адаме возник под влиянием этой традиции на семитскую мифологию. Это допустимо, поскольку индоевропейская и семитская мифологии взаимно влияли друг на друга с древнейших времен. Если ограничиться только одним примером, этнограф И.Винтуис, исследовавший особо проблему двойственности пола у австралийцев, доказал на обильном материале, что первый человек представлялся австралийцам "вполне" андрогином. Примеры легко увеличить. Кто не помнит "природного человека" Платона ("Пир", 16 и ел.), который тоже был андрогином и имел шаровидную форму? Шар, круг – это формы совершенные; и когда бы активно ни ставилась в истории европейской мысли проблема человеческого совершенства, когда бы ни возникал в идеале новый тип человечества, всегда с весьма странной последовательностью, чтобы рассматривать их в качестве случайных, появляются и следующие темы: бесконечная сфера, и мистика геометрии, и андрогинность. В этом отношении Платон – широко известный пример. Менее известные примеры "бесконечной сферы" в построениях немецких романтиков, натурфилософии Возрождения и геометрической мистики типа пифагорейской можно найти в книге Дитриха Манке" (Mahnke Dietrich. Unendliche Sphare und Allmittelpunkt. Halle, 1937), где тема андрогина все же не обсуждается и не отмечено удивительное "совпадение", указанное нами выше. Что еще более примечательно, австралийцы представляют себе первоначального человека, как и Куруну – древний тотем, породивший его, в виде шара, не имеющим отчетливо выраженных частей тела. Это еще раз подтверждает, что "круглое" является архаической формулой неделимой цельности, "единения" всех противоречий, изначального совершенства; и когда бы человек, будь он "первобытным" или же мудрым, как Платон, ни пытался определить совершенное человеческое состояние или космическую гармонию, он пользуется этим символом. Обратимся вновь к андрогину как таковому. Из кратких указаний можно было заключить, что изначальный человек представлялся двуполым – будь то Адам, Яма, Иима или Куруна австралийцев. Подобного рода антропология, утверждающая, что тип совершенного человечества может быть только "всеединым", т. е. андрогином, в сознании народов, создавших ее, сохранилась не просто в качестве мифотворчества. Она действенна в жизни соответствующих общностей и служит не только идеальным образцом, к которому должен стремиться человек, но прежде всего как теоретическая модель для целого ряда ритуальных практик исключительной важности. Отнюдь не установлен во всей своей очевидности, как мы полагаем, тот факт, что, например, андрогин Платона или первоначальный Яма-Йима-Адам и т.п., будучи далеко не просто "мифом", не просто абстрактной схемой, заслуживающей внимания исследователей или спекуляции мистиков, был прежде всего коллективным представлением, которое усваивалось людьми в ходе традиционных ритуалов, празднеств, обычаев. Действительно, поскольку андрогин рассматривался как совершенный тип человека, постоянно предпринимались попытки его воплощения, и, прежде чем стать, как у Платона или у мистиков, способом личного совершенства, это воплощение было коллективным религиозным опытом. Некоторые религиозные празднества греков сопровождались так называемой "сменой одежды"; мужчины облачались в женское одеяние и наоборот. Этот обычай совпадает с празднеством, во время которого разнузданность достигала невообразимых пределов. "Смена одежды" идеально согласуется с оргиастической практикой. Потому что андрогинность также является слиянием противоречий в одной и той же индивидуальности. К тому же, подобного рода ритуалы встречаются не только в древней Греции. Все майские народные праздники в Европе обнаруживают стремление к андрогинности при смене одежды и проч. В Индии, Иране и других азиатских странах ритуал "смены облачения" играет ведущую роль в земледельческих праздниках. В некоторых местностях Индии мужчины носят даже искусственную грудь во время чествования богини растительности, которая, разумеется, также является андрогином. Все это – не случайности, не детали, лишенные смысла; напротив, они исполнены своим метафизическим и очень глубоким смыслом. Правда, этот смысл представлен в деградировавшей и грубой форме, что, однако, еще раз подтверждает, что человек не может "переживать" абсолютное, не видоизменяя его. Ибо "смена одежды" фактически – через религиозный опыт, предположительно реализующийся при исполнении ритуала, – имеет целью достижение некоего состояния андрогинности, возвращения к первоначальному человеческому состоянию, которое во всех традициях считалось совершенным. Мужчина, надевший женскую одежду, не становился, как мог бы это воспринимать неискушенный взгляд, женщиной, но он воплощал на какое-то время единство полов – состояние, которое облегчало ему определенное осмысление цельности Космоса. Он проникал, будучи андрогином, на некий уровень реальности, который оставался бы недоступным для него в условиях человеческой разобщенности полов. Время от времени, в соответствии с ритмами Природы, человек нуждался в отмене своего состояния разобщенности и стремился ритуально вернуться к изначальному состоянию "прапредка" – к Адаму-Еве. Доказательством того, что предлагаемая интерпретация обычая "смены одежды" не умозрительна, служит тот факт, что в "первобытных" обрядах инициации прослеживается то же самое: объединение обоих полов в одном индивиде. Все обряды инициации первобытных обществ преследуют только эту цель – воплощение андрогинности. Даже мучительные хирургические операции, которым подвергают новообращаемого или обращаемую, на что мы не можем здесь отвлекаться, проделываются с той же целью – обращение в андрогина, возвращение к изначальной цельности. Однако – и эта подробность осталась почти не замеченной – случается, что инициационные операции, благодаря которым обращаемый или обращаемая осознают свой пол, являются операциями превращения в андрогина. Например, австралийский ребенок до своей инициации не считается обладателем каких-либо человеческих качеств: он – только виртуальность, его мужские качества пребывают в состоянии личинки. Чтобы стать мужчиной, ему следует пройти длительную церемонию инициации – обряд, в котором ему приоткрываются космология и теология племени, но также – и прежде всего – придается полнота пола. Ибо – и это показательно – именно во время такой конфирмации инициируемый проходит через некоторые обряды и операции противоположного содержания, которые приобщают его к другому полу. Юноша подвергается некоей операции (субинцизии), наделяющей его, пусть и символически, женским половым органом, а девушка в результате операции циркумцизии ритуально обретает мужской половой орган. Одновременно с приобщением юноши к мужчинам совершается противоположная операция, ритуально превращающая его в женщину. Смысл обряда инициации, таким образом, в следующем: нельзя стать человеком, не став цельным человеком, совершенным. Нельзя стать мужчиной или женщиной, если раньше не станешь андрогином. Невозможно вынести условия человеческого существования, трагические в силу своей поляризации, предварительно не испытав изначального состояния, условия совершенства и блаженства, воплощенного "пращуром", когда он еще не превратился в Адама и Еву, а был Адамом-Евой. Все это доказывает, что стремление человека к совершенству – это не сегодняшнее открытие "цивилизованных людей". Идеальный тип человечества, каким он виделся и Платону, и средневековым гностикам и мистикам, и немецким романтикам, видится и "дикарям", изо дня в день воплощающим его рудиментарными средствами ритуала. Таким образом, это не умозрительное построение или миф, не имеющий живых связей с реальностью. Обычно мифы служат лишь теоретическими формулами для ритуала. А ритуал – это только попытка человека приобщиться к абсолютной реальности. В мифах и обрядах, связанных с андрогином, человек стремится к возвращению в состояние "всеединства", нераздельности "первопредка". Отсюда проистекают очень многие реалии, сегодня позабытые или не имеющие никакого смысла для современного сознания. Проистекает, среди прочего, ритуальная ценность любви, благодаря которой человек забывает о себе, воссоединясь с другим. Но к этим последствиям мы вернемся по другому поводу.
© Copyright: Иси До Ра, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|