12 февраля - День Рождения Елены Ивановны Рерих"Живая Этика" как концепция Космической эволюции УРУСВАТИ – моему Учителю
На сломах цивилизационных эпох, на стыках макро-циклов человеческой эволюции, когда человечество переходит от плотноматериального к освоению тонких планов жизни (ибо «Материальная форма людей не соответствует полному заданию эволюции. Творчество формы человеческой утверждается как наивысшая космическая задача»(Братство,§387)) сама Эволюция выдвигает фигуры, способные на духовно-энергетическом и ментальном уровне перевести человечество на новую эволюционную ступень развития на этапе космической эволюции человеческой Расы. Таковой фигурой в ХХ веке явилась русская женщина, прирождённый философ, наделённый пророческим даром и синтезом в духе, Елена Ивановна Рерих. Глубинная ментальность которой не вполне соответствовала духу эпохи глобального кризиса, но генетически явно восходила к утонченному, диалектическому мышлению Древних Греков, космоцентричному и вмещающему противоположения. Пифагорейцы и платоники II века (Нумений из Апамеи) Платона называли «Моисеем, говорящим по-аттически». Елена Рерих – это Платон, говорящий по-русски, или Женский Аспект Майтрейи, единственного преемника Платона, предыдущего Владыки Шамбалы. Чтобы Единая Метафизическая Традиция была защищённой и продолжала своё развитие, необходим институт, культивирующий Учение. Таковым институтом стала семья-Духовная Группа из четверых Рерихов. А мозгом-духовным солнцем этой Семьи была Елена Ивановна Рерих: кармически, в силу Космического права, и непосредственно связанная с Учителями Шамбалы (энергетического Центра нашей планеты, коррелирующего с солнечным Логосом системы). Будучи Посвящённой в Науку Духа, именно Елена Ивановна могла теоретически и практически продолжить, по закону преемственности института Великих Посвященных, нисхождение в мир форм нового Аспекта, кульминирующего мудрость христианского мира, Универсального Учения Космической реальности, под названием «Живая Этика», в том числе отвечающего на все вопросы повседневной жизни человека и выводящего его из тупика системного цивилизационного кризиса. Убеждена, что если бы в России Основы Живой Этики были научно-корректно введены в учебники и воспитательно-образовательные программы повсеместно, а так же большими тиражами изданы проблемно-тематические сборники Живой Этики, философская энциклопедия Живой Этики (как сегодня, по указке Президента РФ, создаются учебники по истории религии для школ), то Россия избежала бы тех катастроф, которые уже сегодня рвут её на части(конечно, при условии наличия просветителей в масштабах всей страны). Ни в одной из мировых религий на новом этапе, но только в Учении Живой Этики заключена методология живой непосредственной связи с Высшим*. Огненный опыт практической синтетической Йоги Елены Рерих тому подтверждение. Сегодня мы уже не можем молчать о факте присутствия на нашей планете Института Космического Учительства, и только сознательная рациональная** связь с Космической Иерархией Света способна обеспечить нашей планете будущее. Таковы Веления Космоса, частью которого является и наша Земля, не соблюдение Универсальных Законов которого приводит к гибели планеты. Но Россия предпочла разделиться или развалиться на куски, по линии водораздела принятия или не принятия Основ Нового Универсального Учения Живой Этики. Ведь это учение воспитывает космическое сознание человека, создавая условия для ноосферной цивилизации, над парадигмой которой работали русские космисты начала ХХ века. Слом цивилизации свидетельствует, что человечество стоит на пороге Огненного крещения-очищения. Успеть привести своё сознание в «порядок», сгармонизировав его с космическими факторами (или, как говорил Учитель Иисус Христос: «Царство Небесное приблизилось, успейте покаяться…» (Мф.,4:17)) – наша первейшая обязанность. Научный подход(«Все истины должны быть пересмотрены перед ликом науки, - так говорят ученые, и они правы»(Надземное)), пришедший на смену религиозному, но опирающийся на наработки мирового религиозного опыта, к осознанию и освоению миров иных степеней материи или тонкоматериальной, ноуменальной действительности, изучающий жизнь за пределами формы, тонкие энергии, психическую энергию как всеначальную субстанцию Мироздания (открытую еще Гераклитом), сегодня стоит на повестке дня, обуславливая смену научных парадигм. В научно-философской системе Живой Этики, задающей вектор космического этапа эволюции, концепция Космической эволюции является определяющей. Космическая эволюция инициирует эволюцию сознания человеческой расы. Но Космическая, или Единая жизнь в проявлении есть энергообмен. В свою очередь, смещение сознания человеческой расы влияет на ход Космической эволюции, замедляя или ускоряя её процессы. Ведь Космос есть единый организм, и отставание в работе одной части системы приводит к дисбалансу или стагнации системы в целом. «<...> В Космосе непрестанно происходят нарождения и разрушения миров. И часто разрушающиеся миры далеко не закончили своей эволюции. Причин такому разрушению много. Одной из самых прискорбных является омертвение духа в человечестве, населяющем планету. Так и нашей Земле грозит участь погибнуть до окончания положенной ей эволюции. Преступления людей, омертвение духа создали такие эманации вокруг нашей планеты, что спасительные лучи не могут достигать ее. Наша планета может закончить свое существование гигантским взрывом. Решительный час Дня Суда не за горами, и многие дети доживут до этого ДНЯ. Вот почему столь спешно дается Учение Жизни и столько необычных знамений проливаются на Землю, но люди глухи и слепы! Агни Йога, являясь восприемницей узловых духовных учений мира, открывает новый аспект единой системы Универсального Знания, источниковой базой которого является Сокровенная Традиция Шамбалы – Института Космического Учительства на нашей планете. Если философия Платона вытекает из философии Пифагора, а последняя – из мудрости Востока(что в своё время пытался доказать Нумений из Апамеи – античный философ, представитель неопифагореизма и среднего платонизма, живший около 150 после Р.Х., и что для нас является очевидным), ведизма в первую очередь, то можно говорить о восточном генезисе Единого Знания Шамбалы. В свою очередь концепция Космической эволюции служит идеологическим или ноэтическим стрежнем Учения. Под эволюцией в Живой Этике понимается процесс одухотворения материи, высветления, утончения планов или сфер, окружающих каждое планетное тело(триединство всего сущего, символизированное в пирамиде – Три Мира: физический, астральный или тонкий, который также делится на многие сферы, и мир огненный(2)), процесс достижения мировой гармонии как проявления единства жизни Космоса. В чем же заключается это «единство», мы бы могли ответить словами из апокрифического евангелия от Филиппа: «…когда внутреннее станет внешним, когда высшее станет низшим». Можно предположить, что когда проявленный и не проявленный Космос так сказать уравновесятся, когда их взаимопроникаемость, пересекаемость станут феноменальными, явленными. «И если мы можем сказать, что дух без материи есть nihil, то так же точно можно утверждать, что материи нет, но есть лишь энергия»3. В парадигме Агни Йоги, Материя есть качество или дифференциация, кристаллизация Духа, последний же в свою очередь – высшая степень или завершение Материи. Погружаясь в материю, дух поднимает её на своих плечах, тем самым усиливая свою вибрацию, обогащаясь опытом новых энергий. Таким образом, Мулапракрити –первичная космическая субстанция и Парабраман – всепроникающий дух Восточной философии представляют собой Единый Элемент: духо-материю – и весь Космос, проявленный и не проявленный, есть бесконечные его дифференциации. «Поэтому следует иметь в виду, что нет материи, которая не обладала бы наличностью в ней духа в том или ином качественном проявлении, - пишет Е.И.Рерих. Ибо, где только есть проявление, там и жизнь и дух. Знаю, что принято называть материю вообще пассивной, хаотичной и неодушевлённой, но все эти определительные не точны»4. Древнегреческая метафизика, продолжающая универсальную эзотерическую традицию, также утверждала постулат о Единой Жизни, энтелехии(или силы) которой пронизывают мир форм и мир ноуменов. Дух или сознание как всеначальная энергия наполняет собой все формы жизни: от живого вещества до информационных или эйдетических структур мироздания. Космос Агни Йоги - океан энергий и в этом конгломерате их неисчислимых сочетаний нет места не жизни, но есть бесконечная смена её форм. Можно представить, что Космическая эволюция, в совокупности центростремительных и центробежных сил, есть восходящая в Беспредельность цепь, имеющая своими кульминациями или узлами-дугами центры космических огней, исходящих из множественных центральных очагов Пространственного Огня. В этом смысле Бог Махатм есть весь Видимый и Невидимый Космос. Множественные системы Космоса: солнечные, галактические, метагалактические связаны в единое Целое или Универсум посредством тождественной для всех планов Бытия всеначальной энергии, хотя пространство-время на каждом из трех планов Проявленного Космоса имеют свой тип материи, т.е. различны. В физической материи одно время-пространство, в тонкой – другая его комбинация, и огненное состояние материи невыразимо словами и не имеет соответствий с первыми двумя планами. (В этом смысле прав И.Кант, определивший в «Критике чистого разума» пространство и время как формы нашей интуиции или созерцания, однако, не существующие объективно. Видимо, Кант интуитивно подошёл к пониманию того, что каждый вид материи: физической, астральной, ментальной имеет свой тип пространства-времени.) Можно сравнить постулаты эзотерической философии Востока с теорией относительности А.Эйнштейна, согласно которой материя влияет на свойства пространства и времени, и мы не найдём между ними противоречий. При переходе к космическим масштабам, согласно современным физическим представлениям, геометрия пространства перестаёт быть евклидовой и изменяется от одной области к другой в зависимости от плотности масс в этих областях и их движения. В масштабах Метагалактики геометрия пространства изменяется со временем вследствие расширения Метагалактики. При скоростях, приближающихся к скорости света, при сильном поле пространство приходит в сингулярное состояние, т.е. сжимается в точку. Через это сжатие мегамир приходит во взаимодействие с микромиром и во многом оказывается аналогичным ему. Почему, добавим мы, это происходит, исходя из положений философии Востока, ибо единый Элемент Дух-Материя содержит в себе всю проявленную Вселенную и лишь различные дифференциации его при своих сочетаниях дают всё разнообразие проявленного и видимого Космоса. Таким образом, мы неизбежно приходим к выводу, что в Космосе нет пассивного начала, существует он лишь взаимопроникновением и взаимодействием пространственных энергий, исходящих из неисчислимых фокусов, или центров, наполняющих его и непрестанно образующихся в нем. Всеначальная единая энергия, которая организует все процессы в Космосе, может быть определена как Энергия Логоса, которая пребывает в Сущем как Потенциал. Гераклит, определяя эту Энергию как субстанциальный Огонь, говорил: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим…»5. Человек же является самосознающей формой этой Энергии или единой Духо-Материи, потому он бессмертен в своем самосовершенствовании, которое является ни чем иным как актом его богочеловеческой самоидентификации. «Важна эволюция не человечества земного, но человечества Вселенной. Если бы эта простая формула могла быть вмещена людскими сердцами, весь свод звездный сделался бы осязаемым. Истинно, существам других миров легче было бы прободать душную атмосферу Земли, если бы им навстречу неслись призывы земных воплощенных. Где же ближайшие миры, куда мы могли бы направлять наше сознание? – Юпитер и Венера.<…>»6. Следовательно, земной человек – существо промежуточное, переходное, то, что надлежит преодолеть («канат, натянутый между зверем и сверхчеловеком», - по Ницше). Точнее сказать, человек является не венцом, а звеном в цепи космической эволюции. Человеческая монада эволюционирует из мира в мир, с планеты на планету в Беспредельности, потому нельзя ограничивать жизнь человека понятиями одной Земли, которая сама всего лишь одна из ступеней Космической Жизни, но не центр мироздания, согласно средневековым воззрениям. Живая Этика уточняет, что Земля есть водораздел между высшими и низшими мирами нашей Солнечной системы, что обусловлено её срединным положением, человеку же дана свобода выбора между эволюцией и инволюцией. Космическая эволюция утверждает себя на смещении ступеней сознания, говорится в Агни Йоге. Коль скоро человек есть «отражение Вселенной, …выразитель космических огней»(Беспредельность,§84), то космическое творчество его, имеющее своей целью Красоту как «формулу Космической эволюции» должно проявляться на огненной основе. Всякое же угасание, что является знамением нашего времени, будет отпадением человека от Беспредельности. («Психеи смерть стать водою», - говорил Гераклит.) Космические сроки обостряют наши ощущения, космические восприятия становятся предпосылками к космическому творчеству человека, находящегося в водоразделе Расы. Чистота восприятий и вибраций, наполнение парциальной личности Энергиями Души, «взятие» или ассимиляция личности Душой (даймонием Сократа) – всё это и многое другое, что требуется от человека-ученика, т.е. перемещение точки сборки сознания человека на Духовный план, создаст непосредственный мост его перехода на ступень Космической эволюции. Само же учение Космической эволюции, которым является Живая Этика, не есть законченная догма, но подлежит развитию. Космическая философия Живой Этики инициирует смену научных парадигм. Основной вопрос новоевропейской философии о первичности или вторичности духа или материи в ней отсутствует. То и другое выступает как целостное явление. Таким образом, снимается противоречие между материалистической и идеалистической философией. Живая Этика не ограничивает свою систему познания только общими научно-философскими вопросами. Она включает в себя, что особенно важно, и проблемы социального бытия человека, протягивая вполне зримые нити между Великими законами Космоса и закономерностями исторического развития человечества. Именно Живая Этика дает нам ту методологию, на основе которой можно будет выявить истинные законы развития человеческого общества. Эти законы будут касаться не только земного бытия, но и космического, не только материального, но и духовного. В Живой Этике мы находим новый подход к исследованию Мироздания, новую его модель. Можно определить Живую Этику как "философию космической реальности"(Л.В.Шапошникова), включающую в себя синтез систем познания: научную и вненаучную и практику действия, обосновывающую непреложность коэволюции человека и Космоса. Задача современной философии – как совместить путь науки и путь Духа. В эпоху нелинейной динамики это представляется возможным. Примечания
** "Рациональная" связь с Духовными планами подразумевает нашу ментальную, не астральную(эмоции, пафос и пр.)работу со Смыслами, Эйдосами, Мыслеформами и осаждение их в план форм, как школы Древней Греции работали: Пифагор, Платон, Плотин и др. Рациональная связь также предполагает "сдвиг"-перенесение всего образа мысли и жизни на ментальный план, что позволяет быть не схваченными силами материи. Также это связь посредством новой науки универсализма и синтеза. Рациональная связь предполагает непрерывность, осознанную необходимость, непреложность. Разум есть сердцевина Души, следовательно, это связь через разум Души(Манас-Буддхи). 09.2009. Москва. Материалы по Учению Живой Этики и знакомство с семьей Рерих читатель также может получить на сайте Международного Центра Рерихов в Москве, в первую очередь в трудах ведущего рериховеда, Людмилы Васильевны Шапошниковой, генерального директора Центра-Музея им.Н.К.Рериха, академика РАЕН, заслуженного деятеля искусств РФ: http://www.icr.su/rus/ Искателям, Света на Пути! ОМ! С уважением, © Copyright: Иси До Ра, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|