втомчисле о дихотомии.. экспонат из музея контента

Ольга Ленивос: литературный дневник

Пояснение от команды Яндекс Кью: с 28 июня 2023 года сервис работает в режиме чтения, он стал музеем контента.



Можно ли учиться на чужих ошибках, вместо того чтобы совершать свои?
(статья от 3 мая 2016)


Психологи и нейрофизиологи из Мичиганского университета взялись исследовать природу ошибок, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему некоторые люди эффективнее учатся на своих ошибках?». Иными словами, что заставляет одних из нас игнорировать неудачу ради сохранения уверенности в себе, а других — изучать неуспех, чтобы извлечь из него пользу. Эксперимент, возглавляемый сотрудником университета Джейсоном Мозером, основывался на факте, что существуют две разные реакции на ошибки, каждая из которых может быть отслежена с помощью ЭКГ.


Первая называется «негативом, связанным с ошибкой» (error-related negativity — ERN), проявляется спустя примерно 50 миллисекунд после неудачи и является непроизвольной, неизбежной при любой промашке. Второй сигнал, обозначенный как «позитивность ошибки» (error positivity — PE), происходит где-то между 100;500 миллисекундами после просчета, связан с осознанием и случается, когда мы обращаем внимание на промах, фиксируясь на неутешительном результате. Опыт показал: мы учимся на ошибках более эффективно, если мозг демонстрирует, во-первых, более сильный сигнал ERN, вызывающий длительную первоначальную реакцию на ошибку, а во-вторых — более протяженный PE-сигнал, при котором человек обращает внимание на просчет и пытается извлечь из него урок.


В своих исследованиях Мозер обратился к работам психолога из Стенфорда Кэрол Двэк о дихотомии. По ее словам, люди делятся на два типа — с фиксированным и развивающимся мышлением. Первые убеждены: с рождения в них заложены определенные умственные способности, и изменить это невозможно. Вторые верят: если приложить усилия и дать себе время, есть шанс, что все получится. Именно эта категория воспринимает ошибки как необходимый предвестник знания, двигатель обучения.


Мировоззрение людей с фиксированным мышлением, по словам Мозера, может создавать определенные трудности в жизни. Особенно вредно это для детей: ученик, уверенный, что не может повысить уровень своего интеллекта, после первого же провала не станет прилагать усилий к учебе. В то же время, если похвалить ребенка за старания, пусть даже он не справился с задачей, это подтолкнет его к развитию, повысит усердие.


Так или иначе, страх совершить ошибку свойственен каждому из нас. Ощущение, что ты все сделал правильно, равно в нашем сознании чувству собственного достоинства. «Убежденность в своей правоте жизненно необходима человеку, это один из самых простых и дешевых способов сделать себя счастливым, получить удовлетворение, повысить самооценку», — говорит Катрин Шульц, автор книги об ошибках «Быть неправым».


Елена Тельнова уточняет: склонность по многу раз наступать на одни и те же грабли более очевидна для людей определенного психотипа — в частности, истероидного, или демонстративного. У них сильно выражен бессознательный механизм вытеснения, помогающий избежать внутреннего конфликта, продолжать ощущать себя «хорошим», не меняя ничего в своей жизни, поведении, взглядах на мир. Эти люди просто так устроены: им легче, чем другим, забывать негативный опыт, закрывать глаза на свои промахи и не исправлять их. «Кроме того, человек постоянно наступает на грабли, если в его характере сильно выражена ригидность: он с трудом изменяет намеченную программу деятельности при том, что условия объективно требуют ее перестройки, — объясняет психолог. — Ригидность может быть одним из признаков возрастных изменений в психике любого из нас. Поэтому с возрастом многим отнюдь не легче перестраивать свое поведение в зависимости от предыдущего опыта, своего или чужого. Наоборот, психика предпочитает действовать строго по усвоенным шаблонам, а все, что вне «нормы», вызывает массу эмоций — от беспомощности до гнева».





продолжаю мысль на следующий день - 02.10.2023, поскольку мне, как и никому не хочется попасть в категорию людей с фиксированным мышлением.
поэтому я попробую проанализировать свои ошибки, случившиеся у меня на почве навязать людям-поэтам со стихи.ру свою картину мира.
скоро исполнится 11 лет как я автор стихи.ру. спрашивается - зачем, если я с самого начала отдавала себе отчёт что мой проект "Ольга Ленивос" никогда не станет коммерческим, никогда не окупит моих нервов и проч.нематериальных вложений. я хотела положительных эмоций - это честно, всё чего я хотела. вместо этого - сплошной троллинг и пранкерский негатив я получила, больше ничего, если не считать факт того что из жизнерадостной наивной женщины с большой семьёй я превратилась в одинокую токсичную старуху (для визуализации см. фото на текущей заставке к моей страничке, а также см. стихи из резюме) - все умерли в основном, а кто помоложе разъехались. чёрт меня дёрнул сюда соваться. я "подсветила", как теперь это называют, себя и свою семью и получила в результате IRL-бед/неприятностей выше крыши. ну лан, предположим я не могу этого доказать - а значит ошибаюсь. но разве теперь, по факту - разве не все мы(такие как я) в одинаковом положении, когда все наши личные данные больше не тайна для тех, кто хочет ими воспользоваться? разве мы/простыелюди/народ не являемся все/поголовно мишенью для любого кто вооружён знанием о нашей подноготной? разве не похож интернет со всеми своими соц.сетями и блогерами на стишок:
коты не цирковые звери
но куклачёв принёс кнуты
и сразу все воцирковились
коты
???
причём, я не обвиняю Куклачёва - он утверждает что дрессирует своих котов исключительно методом пряника. я просто хочу заметить что толпа, разинув рот наблюдающая на площади за ярмарочным представлением и не замечающая как у них шарят по карманам - что мы все ничем не лучше котов, с той лишь разницей что материального IRL поощрения/вкусняшек "на халяву" не получаем, одни убытки. а если кто заметит - ему же хуже, пострадать насмерть может, ежели закричит.
так лан, хорэ. это все отдельная тема/рефрен. заканчиваю затянувшееся отступление.
я вот об чём хотела:
сперва, 10 лет назад, собеседников у меня на стихи.ру было в избытке. потом меньше и меньше. сейчас остался один Роланд Задунайский, да и тот слова цедит еле-еле, утверждая что плохо понимает об чём речь, да и лень. я тоже изменилась - я больше не утверждаю что умею отличать поэтов от ботов и интерес к этому процессу (отличать поэтов от ботов) у меня поугас. я смирилась с мыслью что есть в мире люди и вещи, правду о которых мне жизненно важно знать, но я не узнаю никогда. ясен пень, опять годится аналогия про воров/мошенников - (некоторых - зачёркнуто) коррумпированных не поймают никогда, тем более что никто и не ловит.


апарт: а всётки есть правда которую можно узнать - это наука. ею/наукою теперь в основном и заполняю свой досуг...


я почему продолжаю и всё это дальше пишу? - я заметила что Роланд Задунайский мою прошлую дневниковую запись читал
https://stihi.ru/diary/olex00888/2023-08-16/readers - вот эту, про пирамиды, и то как сильно я этим интересуюсь, см.
Ольга Ленивос: длиннопост, простыня, многа буккафф, фейк, сказки
список читателей
Читатель -- Дата -- Время
Ольга Ленивос -- 02.10.2023 -- 13:00
неизвестный читатель -- 02.10.2023 -- 11:57
Роланд Задунайский -- 25.09.2023 -- 01:18
неизвестный читатель -- 13.09.2023 -- 20:31
Странник Небес -- 30.08.2023 -- 13:20
неизвестный читатель -- 29.08.2023 -- 06:22
Максим Крутиков -- 26.08.2023 -- 14:25
неизвестный читатель -- 24.08.2023 -- 15:18
неизвестный читатель -- 20.08.2023 -- 07:26
неизвестный читатель -- 17.08.2023 -- 04:02
неизвестный читатель -- 16.08.2023 -- 16:20
неизвестный читатель -- 16.08.2023 -- 16:08
неизвестный читатель -- 16.08.2023 -- 15:33
Суммарное количество прочитавших: 13
...так воооот...
я для Роланда пишу - вдруг он и эту запись откроет.


например,
полюбопытствовала я - а не бот ли поэт под загадочным ником "Странник небес"?
и выяснила, что это поэт с огромным кол-вом входящих рецек, откликаться на которые и писать ответные, а также новые стихи этот Странник перестал писать где-то году в 2017-м.
вот, едва ли не последняя рецка на которую он ответил (ответил странно, мол я не я и лошадь не моя... а чья - не ответил):


Рецензия на «Vaeltaja» (Странник Небес)
можно спросить. Почему ваше произведение такое печальное? Я забеспокоилась о Вас. Откуда возникли мысли о вечности?
(Мария Битмухаметова 27.11.2017 14:35)


+ добавить замечания


Это не мой стих, его написали для меня...Наверно потому что мысли такие...Хочется оставить о себе память...как впрочем и многие тут...Спасибо!
(Странник Небес 27.11.2017 14:46)


+ добавить замечания


смотрите, вот, я копирую сюда и само указанное произведение - под депрессивной ч/б картинкой с видом не то уходящей по бесконечной аллее, не то идущей на зрителя фигуры - на финском языке:


Vaeltaja
https://stihi.ru/2017/11/27/5303


"Vaeltaja"
Vaeltaja lentaa ikuisuuteen,
jattaen muistuttamattomia tunteita...
Ja rakkauden juna vetaa aareton,
muissa maailmissa uudelleen,
toivottaa katoavuus...


unelmiesi kanssa...mina rakastan sinua!
(Финский язык)


"Странник"
Уходит, улетает Странник в вечность
Оставив в памяти не спрятанные чувства
И шлейф любви он тянет в бесконечность
В других мирах опять желаний быстротечность...(с)


С мечтами о Тебе...и о Любви...


© Copyright: Странник Небес, 2017
Свидетельство о публикации №117112705303



итак, я добавляю:
и об чём бы сие могло быть? почему на финском?
вероятно, это очередной пресловутый Финн из "Руслана и Людмилы", ушедший в ночь от страха и отвращения?
типо:
И между тем она, Руслан,
Мигала томными глазами;
И между тем за мой кафтан
Держалась тощими руками;
И между тем — я обмирал,
От ужаса зажмуря очи;
И вдруг терпеть не стало мочи;
Я с криком вырвался, бежал.
Она вослед: «О, недостойный!
Ты возмутил мой век спокойный,
Невинной девы ясны дни!
Добился ты любви Наины,
И презираешь — вот мужчины!
Изменой дышат все они!..
(с)
ну да ну да, Финн подходит:
Краткая характеристика героя
Финн — вещий старец, помогающий Руслану победить врагов. В молодости он был пастухом, но ради любви к красавице Наине сначала стал прославленным воином, а затем колдуном. К тому времени, как Финну удалось с помощью магических заклинаний добиться любви Наины, она уже превратилась в дряхлую горбатую старуху. Последние годы волшебнику приходилось скрываться от старой колдуньи, у которой любовь к Финну переросла в ненависть.(с)


далее...


про науку же я хотела, да...
счас-счас-счас


на пикабу только что нарыла:
1 день назад
Считаете, что мультики для безмозглых? Создатели "Футурамы" так не считали;;
По сюжету 10 эпизода 7 сезона «Футурамы» профессор Фарнсворт с Эми изобрели машину для обмена разумами, и герои начали переселяться в чужие тела. Постепенно всё запуталось, и к концу серии все захотели вернуться в свои тела обратно — тогда на помощь пришли баскетболисты «Гарлем Глобтроттерс», которые математически обосновали, что для этой операции требуются два запасных организма. Автор сценария Кен Килер, обладатель учёной степени по математике, специально для этого эпизода сформулировал теорему в области теории групп, доказательство которой и было представлено на экране.(с)
<...>
23 часа назад
В интернете можно нагуглить нормальное описание проблемы, а также правильный номер эпизода и сезона:
Цитата:
«Футурама», серия s6e10 «Пленник Бендера» — профессор Фарнсворт создал Мозгообменник, который оказался с изъяном — любые два конкретных тела могли обменяться разумами только один раз. Постепенно вся команда «Планетного Экспресса» (а также Николай, император Робо-Венгрии, и робо-ведро уборщика Скраффи) перепутались телами и позвали на помощь Глобтроттеров, которые вывели и доказали математическую теорему о том, что любое количество перепутанных существ можно вернуть обратно, используя ещё два ни с кем не менявшихся тела (например, самих Глобтроттеров) как своеобразный буфер обмена. Самое крутое в этом то, что теорема полностью реальна и работает, более того — выведена и доказана сценаристом Кеном Килером (у которого учёная степень в прикладной математике) специально для этой серии.(c)



далее далее...
пора закругляться, а я пока так и не перешла к сути того что хотела про науку...
лан, не суть, потом какнить... я же для Роланда пишу, а он вряд ли даже досюда дочитает.
поэтому поэто му, на этот раз закончу разбором мема.
цитата от 23 сентября 2023 (источник: Интернет и СМИ):
Женщины обнаружили, что мужчины все время думают о Римской империи. Почему парни по всему миру одержимы Древним Римом?
«Почему мужчин так волнует Римская империя» — этим вопросом тысячи пользовательниц соцсетей задались в сентябре. Многие из них по совету блогеров поинтересовались у бойфрендов и мужей, отцов и братьев, как часто те думают о когда-то великой цивилизации, и были удивлены тем, что Римская империя посещает их мысли как минимум раз в неделю. Неожиданный факт об увлечениях мужчин стал новым мемом: пользователи иронизируют над необычным, по их мнению, интересом; пытаются объяснить его причины, а также предлагают собственные «аналоги Римской империи», занимающие их воображение каждый день <...> Родоначальницей тренда считают шведскую блогершу Саскию Корт, которая еще в сентябре 2022 года предложила...итд...(с)



ну и вот...
пожалте бриться - зачёркнуто... пожалте объяснить - где причина, где следствие?.. неужели В.Пелевин так быстро творит без помощи ИИ?.. или?.. м.б. это шведскую блогершу так заранее купили, чтобы новую а-ля научную книгу маститого/глубокомысленного/популярного писателя с "развивающимся мышлением" продвинуть?.. или всё же совпадение - одна и та же мысль в воздухе носилась и всем вместе одновременно в голову пришла?..


итак, реклама нового романа Пелевина, цитирую:


3 дня назад
ForbesLife


Думать о Римской империи: отрывок из книги Виктора Пелевина «Путешествие в Элевсин»


Предисловие Императора
Когда-то философская мысль задалась вопросом «Каково это — быть летучей мышью?».
Голливуд ответил франшизой про Бэтмена. Идентичность летучей мыши была воссоздана там несколько антропоцентрично, но ответ принес огромную прибыль. Значит, с точки зрения общественной практики, он был верен, а другого критерия истины в философии нет. Не знаю, как там с мышами, а быть человеком означает вот именно это.
Корпорация «TRANSHUMANISM INC.» задала вопрос: «Каково это — быть древним римлянином?» И ответила себе же симуляцией «ROMA-3». Проект приносит серьезный доход, а значит, ответ был правильным.
Конечно, «ROMA-3» — вовсе не главный продукт корпорации. Главный ее продукт — бессмертие. Как клиенты корпорации вы хорошо знаете об этом и сами, друзья.
Но бессмертие надо чем-то заполнять. У плавающего в спинномозговой жидкости мозга в этом отношении огромный выбор, но поверьте мне на слово: если вас все мучит ностальгия по простым человеческим радостям (и горестям — куда радостям без них), найти что-то лучше нашей симуляции будет трудно.
Скажу честно: наша метавселенная — не вполне древний Рим. Вернее, совсем не Древний Рим. Но самое лучшее из возможных к нему приближений. Это, с одной стороны, грубая и местами нелепая пародия на античный Вечный Город. С другой — самое точное его воспроизведение, какое только может быть создано человеком в наше время.
Попробую объяснить, как соединяются эти крайности.
Жизнь любого человека, да и общества тоже, состоит из фактов и переживаний.
Факты — вещь упрямая, но невидимая. Мы вообще не воспринимаем их непосредственно, мы про них в лучшем случае узнаем, когда их рассекречивают спецслужбы. Факты — невидимый скелет реальности. Чтобы докопаться до них, нужно быть историком и жить через пару веков после изучаемого периода, когда все, кому платили за сокрытие истины, уже умерли.
Переживания, с другой стороны, происходят непосредственно с нами и зависят только от калейдоскопа нашей личной судьбы.
Допустим, вы живете в Риме при цезаре Максенции, строящем прекрасную футуристическую базилику, а к городу шагает армия императора Константина, уже намалевавшая на щитах христианские знаки. Бедного Максенция, спрятавшего свои регалии в клоаке под римской мостовой, скоро утопят в речке. Таковы факты.
В это самое время вы участвуете в оргиях, пьете вино, танцуете мимические танцы, читаете поэтические книжки, приглядываетесь к молодым рабыням и мучаетесь мыслью, где взять денег. Таковы переживания.
Возможно, до вас доносятся конское ржание, крики, или даже звон стали. И все. Пусть для истории это был день смерти Максенция — исторические факты совершенно не обязательно станут вашим личным опытом.
В реальной жизни так и случается. Только вы, как правило, не мимический танцор с чашей, а та самая рабыня, которую сейчас будут ми-ми-ми. Должно ну очень повезти, чтобы вы оказались самим цезарем перед последним заплывом.
Создавать вселенную, верно отражающую все исторические факты, трудно и затратно. Придется просчитывать армию Константина, армию Максенция, сооружаемую на форуме базилику, кресты на многих тысячах щитов, регалии принцепса, камни мостовой, сражение под городскими стенами в такой-то день и час и так далее. Дорогостоящая битва отгремит, но нет никакой гарантии, что клиенты симуляции придут на нее посмотреть.
Если же мы сосредоточимся на симуляции, отражающей личный опыт римлянина, отходов производства не будет. Когда вы создаете переживание, кто-то обязательно его испытает, и ни один инвестированный в проект гринкоин не пропадет.
Реконструировать римскую армию (а тем более битву двух армий) весьма сложно. Смоделировать ощущения римлянина, слышащего за окном звуки битвы, куда проще. Он не испытывает ничего специфически римского: это те же самые надежда, страх, злоба, сострадание и прочее. Просто они должны быть окрашены в римский пурпур — по самому, так сказать, краю ткани. Но здесь и скрывается главная проблема.
Римлянин слышит стук копыт, гром тележных колес, гул огромной толпы. Он видит электоральные надписи на стенах и лица проходящих мимо людей. В церебральной симуляции подобное воспроизвести несложно. Но если смотреть на это нашими сегодняшними глазами, в переживании не будет ничего древнеримского. Это будет опыт современного человека, изучающего римскую реконструкцию.
Аутентичность переживанию сообщает не точное воспроизведенные вкуса фалернского вина или звука подкованных бронзой копыт — что толку, если все это слышит и чувствует скучающий в банке вечный мозг, сравнивающий опыт с недавней виртуальной экскурсией на Марс или экспедицией в Марианскую впадину.
По-настоящему античным переживание сделает лишь римская идентичность субъекта восприятия. То самое «быть летучей мышью», о котором я упомянул в начале. Когда цвет, звук и вкус значат то, что они значили для римлянина.
Это и должна воссоздать симуляция.
Идентичность субъекта настолько важнее физиологического стимула, что нет большой разницы, будет ли звон копыт «бронзовым» или, скажем, «латунным». Главное, чтобы услыхало его римское ухо, помнящее грозный смысл такого звука.
Но подделывать идентичность во всех деталях и подробностях нет ни смысла, ни возможности. Она нужна исключительно для того, чтобы сделать переживание древнеримским. Опыт, таким образом, возникает на стыке идентичности и внешнего мира.
Создаваемый нами римлянин помнит свое прошлое смутно. Он вообще мало что помнит — но в голову ему приходят вполне римские мысли, даже если вызывают их не совсем римские поводы. Это как съемки фильма, где декорации выставлены только там, куда смотрит камера, а камера поворачивается лишь туда, где выставлены декорации.
Возникает своего рода баланс двух симуляций — внешней и внутренней. С одной стороны — поддельный мир, с другой — поддельная идентичность. На их стыке бенгальским огнем зажигается Древний Рим. И он полностью аутентичен, ибо в свою реальную бытность Древний Рим был именно таким человеческим переживанием — и ничем иным.
Поскольку целью симуляции является переживание, а не порождающие его декорации, наши средства и методы могут показаться профану нелепыми и варварскими. Трудно будет даже объяснить их, но я попробую.
<...>
Видеть все одновременно способно только периферийное восприятие, а ему лингвистические нюансы малоинтересны — последний миллион лет оно следит главным образом за тем, чтобы к его носителю не подкрался незамеченным какой-нибудь голодный зверь.
В симуляции используется множество подобных трюков. Чтобы Цирк мог конкурировать с другими аттракционами, человеческое восприятие в нем модифицировано. Зритель с самого верхнего яруса Колизея отчетливо видит гладиаторов, различает выражение их лиц (если они не скрыты шлемами), слышит их дыхание, стоны, иногда голоса. Зрителя это не удивляет — он просто не задумывается о странности происходящего. Арена есть арена.
Климатические неудобства, неприятные запахи, физическая боль от долгого сидения на камне и так далее даются в симуляции только намеками.
Наш клиент не страдает. Он наслаждается
<...>
(с)


продолжение отрывка можете сами нагуглить, там длинно (правда, интересно).


<...>


послесловие:
привет, Роланд, если таки зашёл.
пиши, Саша, я отвечать буду - пообщаемся об науке. я для тебя постараюся - обещаю - специально для поэта, понимающего про юстировку и имевшего дело с герконами.
помнишь, Эйнштейн говаривал что-то типа того, что ежели Вы не можете объяснить свою мысль шестилетнему ребёнку, то Вы и сами этого не понимаете? - так вот, я постараюся, ты же не шестилетний ребёнок. а если тебе многа буккафф читать скучно, то ты можешь то что кажется тебе длинным - можешь по частям читать, а я, как обычно, по частям писать буду и буду стараться коротко. как Иванов "Явление Христа народу" - 30 лет писал, помнишь?.. а сколько эскизов сделал!.. помнишь, не?..
впрочем, если ты (с ослиным упрямством - зачёркнуто) всё ещё не хочешь о науке, то предлагаю поговорить про пелевинскую симуляцию «ROMA-3» - у тебя какие ассоциации при этом названии возникают, Саша? у меня - исключительно ассоциации с Рромой из м/ф "Боцман и попугай"! помнишь такой м/ф? а правда боцман из этого мультика на М.Пореченкова похож - в фильме начала 2000-х (не помню названия) где он с Ю.Меньшовой большую любовь генерала и стюардессы играет, в такой себе комедии нравов генералов и положений стюардесс, ткскзать?.. а ты часто думаешь о Римской империи, Саша?..
пока,
Оля.


постпослесловие.
привет, Саша, ты че не заходишь?
я третий день список читателей проверяю, а тебя нет, см.
Ольга Ленивос: в томчисле о дихотомии. экспонат из музея контента
список читателей
Читатель -- Дата -- Время
Ольга Ленивос -- 04.10.2023 -- 09:06
неизвестный читатель -- 04.10.2023 -- 07:57
неизвестный читатель -- 03.10.2023 -- 14:07
неизвестный читатель -- 02.10.2023 -- 16:04
неизвестный читатель -- 01.10.2023 -- 20:37
Суммарное количество прочитавших: 5


ты загляни, пжлс, Саш - ты пойми, вчерась - уже и я для тебя (в ответ на твою свежую рец) напряглась - про Римскую империю подумала (про трёхглавого Цербера пристегнула пару слов); уже и страна Армения думает о Римской империи (Римский статут ратифицировала), а тебя всё нет... беспокоюся я за тебя - всё в порядке?..
остаюсь - та же и там же, Саша.
Оля.


итого,
пруфы, что имеет место быть промежуточный итог.
Ольга Ленивос: втомчисле о дихотомии.. экспонат из музея контента
Читатель -- Дата -- Время
Ольга Ленивос -- 06.10.2023 -- 07:14
неизвестный читатель -- 06.10.2023 -- 07:14
неизвестный читатель -- 05.10.2023 -- 18:10
Роланд Задунайский -- 05.10.2023 -- 17:23
Данила Ма -- 05.10.2023 -- 12:21
неизвестный читатель -- 04.10.2023 -- 07:57
неизвестный читатель -- 03.10.2023 -- 14:07
неизвестный читатель -- 02.10.2023 -- 16:04
неизвестный читатель -- 01.10.2023 -- 20:37
Суммарное количество прочитавших: 9



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.10.2023. втомчисле о дихотомии.. экспонат из музея контента