Доплыву ли? или кирие элейсон

Аленькая Алёна: литературный дневник

Господи...вот умываюсь и думаю сегодня: доплыву ли я?...
вчера я была уверена, что уже вижу край лужи....
а потом оказалось что это уже как минимум Чермное море (не Чёрное)...
или реально Океан...а плыть неумело и по-собачьи - невыносимо-идиотски-трудно..
но разве не все могу..? в укрепляющем меня Иисусе Христе...


кирие элейсон...кирие элейсон..элейсон...
кристе..кристе... кристе...элейсон..кристе элейсон...
И.С. Бах - МЕССА,


Kyrie eleison – Боже, смилуйся над нами


Проза.РУ
ФРЕД Леонов


Kyrie eleison – Боже, смилуйся над нами.


Этой фразой начинается Mass in B-Minor И.С.Баха. Исполнением этой мессы открылся ежегодный международный Баховский фестиваль, на который съехались исполнители из десятков стран.
Много лет тому назад я слушал эту мессу в Москве, в исполнении капеллы Юрлова. Это высокий класс. И ничего, кроме восхищения и наслаждения гармонией и красотой этой музыки я не испытывал.
Но теперь я слушаю мессу совсем с другим чувством. Может, возраст, может, время не то.
Итак, после оркестра вступает хор. Молитва возносится к небесам. Мелодию хора оттеняют гобои д’аморе, смягчая напряжение. Фуга переходит во вторую часть Christe eleison, которую снова начинает оркестр. Дуэт отца и сына – тенора и сопрано – двух поколений, причудливо переплетаясь, выводят сопрано ведущим мелодию – наши дети, взрослея, идут дальше нас.


Но гармония не существует отдельно. Добро и Зло идут по миру вместе, они неразделимы. Как сказано в Книге Когелет, время собирать камни и время их разбрасывать. За созиданием неизбежно идёт разрушение.


Одна за другой рушатся статуи римских Богов. Пылает Храм. Царь Аларих стоит на возвышении Форума, невозмутимо наблюдая, как его конники привязывают визжащих римлянок к сёдлам. Обезумевшие львы из Коллизея мечутся в пламени. Гибнет империя, владевшая половиной мира. Горит римское право, римская государственность, римская философия.


Gloria in excelsis Deo – слава тебе, Всемогущий в высотах Твоих.
Вступили фанфары. В их торжественных звуках мне теперь слышатся траурные нотки. Далее месса идёт в ре-мажоре. Мощные аккорды переходят в прославление – Laudeamus te.
Хор оттеняет дуэт тенора и сопрано – Agnus Dei – Божественный Агнец. Идёт ария Qui tollis peccata mundi – Ты, берущий на себя грехи мира - в обрамлении хора и скрипичной группы оркестра.


Грехи мира... всемирное Зло. Оно всегда с нами, в наших душах. Приходит Он – отец народов и освобождает нас от ответственности. Он заражает нас своей безумной мечтой править миром, нести миру смерть и страдание, утверждая себя.


Матрос, перепоясанный пулемётными лентами, надрывался до хрипа: «Идут тощие на жирных, идут голодные на сытых, идут бедные на богатых. Мы отнимем у них всё и раздадим неимущим. Мы зажжём пожар революции во всём мире. Смерть буржуям! Даёшь мировую революцию!»


Полный состав оркестра. Идёт яркое, переливающееся вступление. Начинает хор – Quoniam tu solus sanctus – Ты – единственный святой. Мелодия в стиле Ренессанса несёт нас на своих волнах. Как будто призывает забыть о зле, об опасностях, о смерти. Плавно переходит в ритмическую часть – Cum Sancto Spititu - к Святому Духу. Ведут мелодию четыре солиста – сопрано, тенор, меццо-сопрано, бас. Удивительно гармонично ведут за собой хор и оркестр.
Но зло не может быть забыто. Согласно Корану, мир делится на две части – мир ислама и мир джихада. Мир джихада должен быть уничтожен. Аятолла Хомейнеи в своей фетве провозглашает: Смерть крестоносцам! Смерть иудео-христианской цивилизации! Мир джихада будет предан огню – такова воля Аллаха!


Овация на 19-м съезде ВКП(б) (1952г.) длилась 15 минут. Слышны были крики здравиц. Наконец, всё стихло. Зазвучал спокойный, несколько надтреснутый голос Сталина. «Социал-демократии западных стран обуржуазились, выронили из рук знамя борьбы за свободу рабочего класса. Мы должны поднять это знамя. Народы колоний в Африке и Азии сейчас освобождаются от пут колониального рабства. Мы должны вместе с ними высоко поднять это знамя и понести его вперёд к победе коммунизма во всём мире!» Воля людоеда была исполнена – знамя вместе с оружием массового поражения передано в верные руки – исламских фанатиков, вот они-то и осуществят давнюю мечту Отца народов – уничточить западную цивилизацию.


Крещендо оркестра стихает. Хор, как бы разделяется на две части. Начинается одна из самых изящных частей Мессы, Credo – Верую. Эту часть называют симметричной. Обе части хора, как бы символизируют дуализм тела и души, материального и идеального.


Мы стоим, молча окружив рыдающую женщину. На экранах всех наших мониторов – горящие близнецы ВТЦ. Её муж должен был быть сегодня в южном здании ВТЦ на деловом совещании. Подходит президент компании и беспомощно разводит руками: «Мы не можем связаться с Нью Йорком... Я очень сожалею...Мы все сочувствуем...»


Заключительная часть Мессы Osanna et Benedictus – Осанна и Благословение звучит торжественно. Но мне опять слышится трагическая тема. Мелодия Арии рвётся к небесам. Хор в полном составе подхватывает мелодию и доводит её до финального аккорда Dona nobis pacem – Дай нам мир.


После исполнения была пауза перед апплодисментами.. Наверное, многие чувствовали какой-то трагизм. Какое-то чувство экзистенциального страха из-за хрупкости и незащищённости наших интеллектуальных достижений, нашего искусства, нашей техники, нашей жизни, наконец.


Dona nobis pacem – Дай нам мир... В солнечный день ранней осени 11 сентября мы стоим на парковочной площадке перед зданием нашей компании, стоим, взявшись за руки – католики, протестанты, иудеи, буддисты. Мы молимся Единому и Предвечному - Kyrie eleison – Боже, смилуйся над нами!



KYRIE ELEISON (ки;рие эле;йсон, латинское Kyrie eleison от греческого — Господи, помилуй) — католическое песнопение, начальный раздел мессы (см.), входит также в реквием (см.). Нередко обозначается одним словом Kyrie. Вслед за Kyrie eleison обычно следует раздел Christe eleison (Христос, помилуй); после него чаще всего снова проходит раздел Kyrie eleison: таким образом в песнопении образуется трехчастная форма. Среди наиболее выдающихся образцов Kyrie eleison — начальные части в h-moll’ной (“Высокой”) мессе И. С. Баха, Реквиеме и Большой мессе c-moll В. А. Моцарта, Торжественной мессе Л. Бетховена, G-dur’ной мессе Ф. Шуберта и др.


; назад вперед ;



кирие элейсон...
элейсо-о-н..


репетиция хора в 18.30...
сегодня хочется петь это по-особенному, рыдая сердцем...
чтобы никто не видел...
невидимые слезы
или видимые
только
Отцу


аа





Другие статьи в литературном дневнике: