Важнейшим элементом ритмики в стихе является слог.Прежде чем приступить к работе над статьей по теме: «Ритмика стиха» я была на 100% уверенна, что смогу раскрыть тему без помощи дополнительной литературы, в чем очень сильно ошибалась. Как же был прав Сократ, когда сказал всем известное изречение: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». А Владимир Маяковский меня окончательно запутал, написав в своей книге «Как делать стихи» следующее: «Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя». Я надеюсь, что моя статья обогатит багаж ваших знаний. Стихотворным ритмом называется определённыя последовательность ударных и безударных слогов внутри стиха. Лейт Важнейшим элементом ритмики в стихе является слог. Слог — это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове столько слогов, сколько в нём гласных букв: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога). Мальвина Рекомендую изучить правила деления слова на слоги: morfema.ru/publ/15-1-0-11 В словах выделяют сильные и слабые слоги. Все зависит от ударения. Периодичность чередований сильных и слабых слогов в стихотворении называется метром. Разделив на слоги следующий стишок и подчеркнув сильные из них, т.е. те, которые произносятся с ударением, мы получим пример: Пример 1: Как вы уже заметили, каждое слово стихотворения разбито на 2 слога. В данном случае образуется двудольный метр с 2 долями (слогами), где первый слог — ударный, второй — безударный. Двухдольный размер является самым простым. Кроме него существуют трехдольный, сложный и переменный размеры. Рассмотрим на примере нижеприведенного стишка трехдольный размер. Пример 2: Как видите, каждый такт этого стихотворения состоит из 3-х долей: одной сильной и двух слабых. Алиса Длина размера стихотворения определяется по количеству стоп. Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Стихотворение может быть одностопным, двухстопным, трехстопным и т.д. В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский: Одностопный ямб Двустопный ямб Четырёхстопный ямб Весна Весна идёт. Весна идёт. Она поёт,
Пятистопный ямб Весна идёт. Она Весна идёт. Она поёт, журчит, Графически стопа изображается с помощью схемы: —, где « — » — ударный слог, «» — безударный слог. Попробуйте определить размеры стихов, которые содержаться в примерах 1, 2 руководствуясь следующей информацией. Основными размерами Русского классического стиха являются: 1. Хорей — двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея: —), а в строчке в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия). Пример 3: 2. Ямб — двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба —), а в стихе в целом — на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. Пример 4: 3. Дактиль — трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —), а в стихе в целом — на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. Пример 5: 4. Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия—), а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. Пример 6:
Пример 7: Тема, конечно же, полностью не раскрыта. Её можно расширять ещё и ещё. Скажите, каких размеров нет в моем списке? Может быть вы желаете что-нибудь добавить? Делитесь, не будьте жадинами! Прежде чем приступить к работе над статьей по теме: «Ритмика стиха» я была на 100% уверенна, что смогу раскрыть тему без помощи дополнительной литературы, в чем очень сильно ошибалась. Как же был прав Сократ, когда сказал всем известное изречение: «Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». А Владимир Маяковский меня окончательно запутал, написав в своей книге «Как делать стихи» следующее: «Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя». Я надеюсь, что моя статья обогатит багаж ваших знаний. Стихотворным ритмом называется определённыя последовательность ударных и безударных слогов внутри стиха. Лейт Важнейшим элементом ритмики в стихе является слог. Слог — это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове столько слогов, сколько в нём гласных букв: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога). Мальвина Рекомендую изучить правила деления слова на слоги: morfema.ru/publ/15-1-0-11 В словах выделяют сильные и слабые слоги. Все зависит от ударения. Периодичность чередований сильных и слабых слогов в стихотворении называется метром. Разделив на слоги следующий стишок и подчеркнув сильные из них, т.е. те, которые произносятся с ударением, мы получим пример: Пример 1: Как вы уже заметили, каждое слово стихотворения разбито на 2 слога. В данном случае образуется двудольный метр с 2 долями (слогами), где первый слог — ударный, второй — безударный. Двухдольный размер является самым простым. Кроме него существуют трехдольный, сложный и переменный размеры. Рассмотрим на примере нижеприведенного стишка трехдольный размер. Пример 2: Как видите, каждый такт этого стихотворения состоит из 3-х долей: одной сильной и двух слабых. Алиса Длина размера стихотворения определяется по количеству стоп. Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Стихотворение может быть одностопным, двухстопным, трехстопным и т.д. В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский: Одностопный ямб Двустопный ямб Четырёхстопный ямб Весна Весна идёт. Весна идёт. Она поёт,
Пятистопный ямб Весна идёт. Она Весна идёт. Она поёт, журчит, Графически стопа изображается с помощью схемы: —, где « — » — ударный слог, «» — безударный слог. Попробуйте определить размеры стихов, которые содержаться в примерах 1, 2 руководствуясь следующей информацией. Основными размерами Русского классического стиха являются: 1. Хорей — двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея: —), а в строчке в целом — на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия). Пример 3: 2. Ямб — двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба —), а в стихе в целом — на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. Пример 4: 3. Дактиль — трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —), а в стихе в целом — на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. Пример 5: 4. Амфибрахий — трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия—), а в стихе в целом — на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. Пример 6:
Пример 7: Тема, конечно же, полностью не раскрыта. Её можно расширять ещё и ещё. Скажите, каких размеров нет в моем списке? Может быть вы желаете что-нибудь добавить? Делитесь, не будьте жадинами! Обо всем
|