"Чем можно напугать сегодняшнего (продвинутого!) зануду-учителя литературы?
Пошлостью, нецензурщиной, грамматическими ошибками? Вряд ли. Он к этому готов. У него даже ответ заготовлен (прямо как в добрые старые времена!): «Завтра в школу с родителями!»
Хулиганские действия исключим полностью. Но свести счёты с ним очень хочется. С годами это чувство, к несчастью, не проходит. Что делать?
Представьте себе такую картину: учитель читает Пушкина, потом задает Вам вопрос. Вы встаете и, как ни в чём ни бывало, даёте достойный (Пушкина!) стихотворный ответ. Встаёт второй ученик, третий...
«Это невозможно!» - скажете Вы.
Ваш учитель думает так же.
А между тем...
Есть такая стихотворная форма – триолет. Он возник в средневековой Франции.
Вот его определение:
Триолетом называется стихотворение из восьми строк, записанное в следующем порядке: АБаАабАБ.
Что это значит? Все строки, отмеченные, как а или А,
рифмуются друг с другом, а все строки б или Б рифмуются между собой. Строки, отмеченные одинаковыми заглавными буквами, повторяют друг друга полностью.
Рифма - повторяющиеся окончания слов. (кровь-любовь, слова-права и т.д.)
Строка «АБаАабАБ» -
называется рифмовкой или порядком рифмовки.
Строки АБ – рефреном (повтором).
Примеры.
(Во всех примерах настоящей статьи, в учебных целях, слева от стиха приводится рифмовка. Вообще, её обычно не указывают, но в упражнениях я буду её ставить).
А Какая сладкая отрава
Б Легко звенящий триолет!
а Его изящная оправа,
А Какая сладкая отрава
а И вечно детская забава,
б Когда владеет ей поэт.
А Какая сладкая отрава
Б Легко звенящий триолет!
(И. Каллиников)
* * *
А Воскрес красавец триолет
Б Опять повесою и франтом.
а Кто помнит, сколько ему лет?
А Воскрес красавец триолет.
а Он вечно молод. Он корнет.
б Он не украшен аксельбантом.
А Воскрес красавец триолет.
Б Опять повесою и франтом.
(Е. Иванов)
* * *
А Подарок тихого Востока
Б Я подарил тебе – кольцо.
а Всё, что премудро и высоко,
А Подарок тихого Востока.
а Там жизнь и смерть тысячеока.
б Лишь у Востока есть лицо.
А Подарок тихого Востока –
Б Я подарил тебе кольцо.
(И. Рукавишников)
Примечание:
Кольцом или кругом в поэзии называется стихотворение, последняя строка которого полностью повторяет первую. Триолет – всегда кольцо. А своим названием он обязан трёхкратному повтору первой строки.
Теперь вместе решим один пример.
Это текст из «Евгения Онегина»:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!"
Б) Порядок рифмовки пушкинского стиха: абаб ввдд ежжедд
Вообще, по грамотному абаб аабб аббааа, но пока это будет Вас только путать.
В) Выберем из примера две нерифмованные строки.
Я выбираю:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог»
Вы выбираете свои.
(Далее Вы повторяете мои действия со своим вариантом)
В соответствии с определением триолета, запишем:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог.
…………………………………………..ил
Мой дядя самых честных правил,
…………………………………………..ил
…………………………………………..ог
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог.
Из восьми стихотворных строк нам нужно придумать всего три! Остальные написал Пушкин.
Теперь главное не испортить всё. Будьте особенно требовательны к себе:
Не допускайте отступления от порядка рифмовки.
Не используйте лексику, не характерную для автора. (Лексика – словарный запас).
А если так поступать, то делать это крайне осторожно, нарочито подчеркивая, с иронией.
Пример.
Мой дядя самых честных правил
В законах кое-что подправил,
На сайте капельку добавил,
А в завещании убавил.
Ритм у стиха не должен меняться.
Что такое ритм?
Попробуйте пробубнить стих, представьте, что у Вас каша во рту.
Теперь другой (любой). Так вот, разницы в ритме Пушкина и вашего триолета быть не должно! Для этого бубните пушкинский стих про себя, когда будете сочинять. Нанизывайте свои слова на этот ритм.
Если возникнут проблемы с рифмовкой или с лексикой, решить их довольно просто, посмотрите в других главах романа, как эти проблемы решал сам гений.
(Будет выглядеть особенным шиком, если Вы соберете свой триолет исключительно из пушкинских строк, собранных из разных глав романа.)
Теперь за дело.
Сочиняем третью строку триолета. Она рифмуется на -ил.
Второе ограничение.
По смыслу она должна уживаться с четвертой строкой: «Мой дядя самых честных правил».
Третье условие.
По смыслу она должна быть противопоставлена первым двум. Именно её смысл и окрасит весь стих.
Подбираем рифму:
Исходное слово «правил»: Славил, Лукавил
Правил (в смысле управлять – омонимическая рифма. Омонимы - слова имеющие одинаковое произношение и написание, но разный смысл. Пример слово «коса»: Морская коса, девичья коса, сельхоз инвентарь)
Подберите другие рифмы, не менее трех.
Обратите внимание, какие богатые рифмы использует Пушкин. Вспомните «Незнайку»: «Пакля-сакля» и всё!
Особенно выгодны для нас рифмы Пушкина, Жуковского, Ознобишина,
Лермонтова, Блока.
Мой вариант: (Вы придумываете свой)
И как он только ни лукавил.
Аналогично 5 и 6-ые строки.
В этих строках Вы должны «примирить» по смыслу первые две строки с третьей строкой. Не забывая при этом, про порядок рифмовки стиха.
Мой вариант:
Именьем он небрежно правил,
И от долгов сбежать не смог.
Теперь весь триолет:
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
а И как он только ни лукавил,
а Мой дядя самых честных правил:
а Имением небрежно правил,
б И от долгов сбежать не смог.
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
* * *
Что получилось у Вас?
Теперь проверим ошибки.
Рифмовка соблюдена. Ритм вроде бы ничего. Содержание оставляет желать лучшего.
Дядя самых честных правил, но мошенник и мот. А может, сойдёт?
В триолете многое сходит. В нём главное не точность мысли, а игра словами. Но требовательность к самому себе - превыше всего.
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
а Прекрасно он именьем правил.
а Мой дядя самых честных правил
а И этим он наш род прославил
б Он от трудов великих слёг.
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
Опять абсурд. «Когда не в шутку занемог», как-то с остальным стихом не вяжется.
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
а Навеки он себя прославил.
а Мой дядя самых честных правил
а Всех без наследства нас оставил
б И в гроб с усмешкой сладкой слёг.
А Мой дядя самых честных правил,
Б Когда не в шутку занемог.
А вот - Игорь Северянин.
Принцесса Мимоза
(Сказка в триолетах)
1.
Живёт в фарфоровом дворце
Принцесса нежная Мимоза
С улыбкой грустной на лице.
Живёт в фарфоровом дворце…
Летают в гости к ней стрекозы
Живёт в фарфоровом дворце
Принцесса нежная Мимоза.
2.
Она стыдлива и чиста;
И ручки бархатные хрупки;
Наряд из скромного листа.
Она стыдлива и чиста,
Как вздохи девственной голубки,
Как в ранней юности уста.
Она стыдлива и чиста;
И ручки бархатные хрупки.
3.
Дрожит сердечко, как струна,
У арфы дивной, сладкозвучной:
Она впервые влюблена,
Поёт сердечко как струна,
И во дворе теперь ей скучно,
Она давно не знает сна;
Поёт сердечко, как струна,
У арфы громкой, сладкозвучной.
4.
Её избранник, Мотылёк,
Весёлый, резвый, златотканый,
Ей сделал о любви намёк;
Её избранник, Мотылек,
Любимый ею и желанный,
Подносит стансы в восемь строк;
Её избранник мотылёк,-
Поэт с душою златотканной.
5.
Мимозу робко просит он
Дозволить слиться поцелуем,
Коротким, как волшебный сон;
Мимозу страстно просит он,
Любовью пылкою волнуем,
За поцелуй дает ей трон.
Мимозу умоляет он
Дозволить слиться поцелуем!
6.
Принцесса любит… почему ж
Его противится желанью?
Притом он вскоре будет муж…
Принцесса любит… Почему ж?!
Уже назначено свиданье,
И близится слиянье душ;
Принцесса любит… почему ж
Противится Его желанью?
7.
Как обнадёжен Мотылек –
Поэт и юноша весёлый!
В благоуханной вечерок
К ней подлетает мотылёк.
Принцесса очи клонит долу,
Он наклоняется и – чмок
Мимозу шустрый Мотылёк –
Поэт и юноша веселый.
8.
И вдруг смежИла вечным сном
Глаза лазурные принцесса
Пред потрясённым мотыльком.
Увы! Смежила вечным сном.
Сокрыла счастие завеса,
И веет в сердце холодком,
Когда смежила вечным сном
Глаза невинные принцесса.
9.
Её святая чистота –
Причина гибели мимозы,
Что чище вешнего листа.
В любви духовной – чистота,
А не в земной, рабыне прозы;
Есть для одних молитв уста.
И их святая чистота –
Причина гибели Мимозы!
(1908 г.)
ЗДОРОВО, правда?
А вот пример рифмовки АБбАабАБ:
ТРИОЛЕТ О КЛЁНЕ
А О, если б клён, в саду растущий,
Б Расправив ветви, улетел!
б О, если бы летать хотел
А Безмозглый клён, в саду растущий!..
а Он с каждым днем всё гуще, гуще,
б И вот уж сплошь он полиствел.
А Что толку! – лучше бы растущий,
Б Взмахнув ветвями, улетел!
(Игорь Северянин)
***
1.См. http://www.my-works.org/node/69 - Е.Иванов. Как напугать учителя литературы
2.Рекомендую также прочесть книгу: М.Л. Гаспаров «Русский стих начала ХХ века в комментариях.» М. 1999.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.