Интересная это вещь - центон!

Ольга Благодарёва: литературный дневник

Центон ЦЕЛИКОМ состоит из строк других стихотворений, н-р:


1)
Лысый с белой бородою (И.Никитин)
Старый русский великан (М.Лермонтов)
С догарессой молодою (А.Пушкин)
Упадает на диван. (Н.Некрасов)


2)
Однажды в студёную зимнюю пору (Некрасов)
Сижу за решёткой в темнице сырой, (Пушкин)
Гляжу, поднимается медленно в гору (Некрасов)
Вскормлённый в неволе орёл молодой. (Пушкин)
И шествуя важно, в спокойствии чинном,(Некрасов)
Мой грустный товарищ, махая крылом, (Пушкин)
В больших сапогах, в полушубке овчинном (Некрасов)
Кровавую пищу клюёт за окном...(Пушкин)


3)Можно составить центон на произведениях одного поэта, например, А.С.Пушкина (пример приведен в `"Поэтическом словаре"` Я. Квятковского):


Я помню чудное мгновенье -
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги, сокройся от очей!
Сердцу будет веселей!


Смешно получается, правда?
Вообще, очень интересная вещь! СтОит попробовать! :)


Можно ли стать автором, не написав ни одной своей строчки? Как ни странно да. Для подобных экспериментов даже придуман термин `комбинаторная поэзия, то есть, такая поэзия, которая создается из уже заготовленных блоков.
Одним из самых старых приемов комбинаторики является ЦЕНТОН (от лат. cento одежда или одеяло из лоскутков). Эта литературная игра заключается в составлении нового стихотворения из строк уже написанных стихотворений. Так в IV в. Авсоний уже составлял пространные центоны из строк Вергилия. По его определению центон это `стихотворение, крепко сложенное из отрывков, взятых из разных мест и с разным смыслом. Но Авсонию было легко античная поэзия не имела рифмовки. Сложнее составить рифмованный центон. Зато и эффект такого произведения гораздо сильнее.
В основном авторы центонов ставят целью рассмешить слушателя, играя на неожиданном совпадении или контрасте `исходников. При этом `гибрид` должен иметь безукоризненно стройное синтаксическое и ритмическое построение. Чем более известны `исходники, тем более широкий успех центон будет иметь у аудитории.


P.S. Здесь есть почти центон у Семёна Эпштейна - "Ничто не вечно под Луной..."



Другие статьи в литературном дневнике: