27 июня - 120 лет со дня рождения И. В. Одоевцевой

Ольга Кореневская: литературный дневник

27 июня - исполнилось 120 лет со дня рождения писательницы и поэтессы "Серебряного века" Ирины Владимировны Одоевцевой.


МАЛЕНЬКАЯ ПОЭТЕССА С ОГРОМНЫМ БАНТОМ
Автор: Яна ДУБИНЯНСКАЯ
Ирина Одоевцева


15 лет назад, весной 1987 года, вернулась из эмиграции Ирина Одоевцева, «последняя из Серебряного века», поэтесса, прозаик и мемуаристка, 65 лет прожившая во Франции. В возрасте 92 лет она снялась с места и прилетела в город своей юности. Уезжая из Петербурга в 1922-м, Одоевцева предвидела: «такой счастливой, как здесь, на берегах Невы, я уже нигде и никогда не буду».


«Кто из посещавших тогда петербургские литературные собрания не помнит на эстраде стройную, белокурую, юную женщину, почти что еще девочку с огромным черным бантом в волосах, нараспев, весело и торопливо, слегка грассируя, читающую стихи, заставляя улыбаться всех без исключения, даже людей, от улыбки в те годы отвыкших», — вспоминал поэт Георгий Адамович. Оптимистичная, коммуникабельная, но ни капли не амбициозная, Ирина Одоевцева всегда находилась в гуще тогдашней литературной «тусовки». Гумилев, Ахматова, Блок, Мандельштам, Белый, а впоследствии, в эмиграции — Бальмонт, Цветаева, Северянин, Есенин, Тэффи, Бунин и многие другие «светила» Серебряного века стали героями ее мемуарных книг — «На берегах Невы» и «На берегах Сены». Ирина Одоевцева хорошо умела слушать, и ей часто рассказывали очень личное, чуть ли не исповедовались. А феноменальная память позволила ей через много десятков лет воспроизвести каждое слово из разговоров, дискуссий, споров тех времен.


Красивая, обаятельная, всегда со вкусом одетая, увенчанная «огромным бантом» — неотъемлемой деталью «поэтического имиджа», выглядевшая настолько юной, что и через пять лет после замужества блюстители порядка в казино сомневались в ее совершеннолетии… Наверное, можно понять современников, которым было трудно воспринимать всерьез поэта и прозаика Ирину Одоевцеву. «Это вы написали? Действительно вы? Вы сами?.. Простите, мне не верится, глядя на вас», — повторял ее будущий муж, поэт Георгий Иванов, услышав «Балладу о толченом стекле». Дмитрий Мережковский, когда Одоевцева выступила с докладом в его литературном салоне «Зеленая лампа», признался: «Не ожидал…». А недвусмысленнее всех выразился Владимир Набоков, с которым она познакомилась в Нью-Йорке: «Такая хорошенькая, зачем она еще пишет...»
-
3.07.2015. К счастью, мне повезло дружить и общаться с Ириной Владимировной Одоевцевой.
Это было, как раз, по возвращению её в Россию.


Стояла весна. Рига расцветала сиренью, а солнечную новость принесла мне писательница и поэтесса Лидия Владимировна Жданова. Союз Писателей Латвии командировал нас в Пушкинские горы, а затем - в Ленинград. И было предчувствие чего-то нового, неведомого, долгожданного!..
В дальнейшем, именно из Святогорья, мы направились на Лидиной "ЗАЗе" в тогдашний Ленинград, ещё не ведая, что путь свой к Одоевцевой начинаем с её родины - из Риги. Да и кто знал, что закадычная подруга Лиды - Светлана Жуковицкая - вдохновит нас отправиться ещё в одно, столь необыкновенное путешествие:
- Поехали, поехали на встречу с "Серебряным веком"!..


Продолжение необыкновенной истории следует!..



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 03.07.2015. 27 июня - 120 лет со дня рождения И. В. Одоевцевой