Порадовал пан Валевский

Вячеслав Арацкий: литературный дневник

Оригинал.


Проблемы развития русского авангардизма
Валентин Валевский
Что такое авангардизм? Из того, что мы можем знать об этом предмете, нам становится известно по академическим справочникам и толковым словарям, что авангардизм — это «художественное направление, сознательно отрывающееся от классических академичных принципов в поисках выразительных форм и средств» (см. Викисловарь, источник: http://ru.wiktionary.org/wiki/авангардизм ). Когда говорят об авангардизме, и, в частности, о русском авангарде, то обычно принято упоминать о широко известном движении художников XX-го века, для коего было удобно привязывать упомянутый выше пояснительный материал. Мы вспоминаем пестрые полотна Кандинского, знаменитый автопортрет Татлина («Матрос»), «Трамвай» Богомазова и «Черный квадрат» Малевича, который стал в определенном смысле настоящим манифестом беспредметного искусства. Черты авангардизма также находят свое отражение в ряде школ и течений модернизма, который имел стремительное развитие в период с 1905 по 1930 гг. как в России, так и во всей Европе (такие, как, например, фовизм, кубизм, футуризм (также эгофутуризм), супрематизм, экспрессионизм, дадаизм, конструктивизм и абстракционизм). Яркими представителями русского авангарда в литературе можно с уверенностью назвать наиболее известные фигуры в лице Велимира Хлебникова, Николая Асеева, Владимира Маяковского, Игоря Северянина, Анатолия Фиолетова, Ильи Зданевича, Павла Филонова, Елены Гуро, Давида Бурлюка, Даниила Хармса и Алексея Крученых. Этот творческий сплав на долгие годы определил развитие авангарда в русской литературе.
Дальнейшее развитие русского авангарда выглядело несколько парадоксально. Ключевой фигурой в этом течении стал великий теоретик современного русского авангарда Константин Кедров, который сформулировал общий принцип метаметафоры, сложившийся в результате долгих и сложных творческих поисков в поэтическом кругу, сформированном из числа студентов, увлеченных авангардной линией эволюционного пути русской современной поэзии:


«Метаметафора — это метафора, где каждая вещь — вселенная.
Такой метафоры раньше не было. Раньше все сравнивали. Поэт как солнце, или как река, или как трамвай. Человек и есть все то, о чем пишет. Здесь нет дерева отдельно от земли, земли отдельно от неба, неба отдельно от космоса, космоса отдельно от человека. Это зрение человека вселенной.» Константин Кедров, «Рождение метаметафоры», 1983 г., источник:
Этот принцип впоследствии очень сильно повлиял на развитие творчества Андрея Вознесенского, который стал флагманом русского авангарда, своего рода иконой и примером подражания для других. Что касаемо Константина Кедрова, который отвел для себя более скромную роль теоретика современной поэзии, то он стал как бы предтечей для бессмертного гения Вознесенского, проложив ему путь на поэтической ниве.


Разумеется, успешному развитию этого направления в литературе способствовал ряд положительных факторов. К примеру, в дореволюционную эпоху этому сопутствовала идеологическая классовая борьба и брожение умов, закваской для которых стало противопоставление друг другу двух культурно-эпохальных явлений — русского религиозно-философского ренессанса и русского авангарда. В послереволюционные времена авангардное искусство становится почти плакатным и теряет свой былой идеологический оттенок, но уже в послевоенные годы после массовой критики в хрущевские времена, а потом и в брежневские после жестокого подавления властями в 1974 г. так называемой «бульдозерной выставки» как одной из наиболее известных публичных акций неформального или неофициального искусства в СССР, оно (авангардное искусство) становится носителем системы новых нравственных и идеологических ценностей для нового поколения литераторов и художников.


После смены режима в стране и распада СССР казалось бы современное авангардное искусство должно стать первостепенной составляющей в культуре современной России, но мы этого, однако, не видим, ибо в результате опорочивания культурного достояния предшествующих поколений в России через СМИ происходит глобальное падение нравов, рост безграмотности, деструктивный аспект подвергания сомнению всего и вся, формирование поддельного, беспредметного искусства, и как результат — резкое понижение интереса к авангарду как таковому, как в литературе, так и в изобразительном искусстве.


Есть ли панацея от этой болезни, называемой апатией творческой мысли в российском обществе? Разумеется есть. Ответ прост. Авангарду нужна идея! Эта идея должна строиться на нравственном опыте предшествующих поколений во все времена, и эта идея должна нести критический аспект в отношении всего пошлого и наносного, что мешает нам жить и ощущать себя полноценными творческими личностями. На мой взгляд современная идея русского авангарда, как носитель нравственности, должна быть противопоставлена тлетворному и разрушительному явлению американизации нашего общества, и значение этого не умалит даже некоторая плакатность, которая могла бы стать пропагандистским фактором современной российской культуры. Именно американизация культурных ценностей несет под собой уничтожение нашей культуры как таковой, а это значит, что русский авангард может стать препятствием на ее пути, и отправной точкой для идеологической борьбы с прозападными кругами. Русский авангард несет под собою национальный аспект, а это значит, что всё чужеродное, что неприемлемо для наших общих славянских традиций, он должен отмести (вспомним хотя бы идеи Хлебникова об очищении русского языка). В конце концов авангард — это авангард, и он не может существовать под указкой извне, поскольку авангард, авангардизм есть также «стремление возглавить что-либо, занять доминирующие позиции в каком-либо движении, течении и т. п.» (см. Викисловарь, источник: http://ru.wiktionary.org/wiki/авангардизм ), а это значит, что авангард должен стать рупором корабля под названием Русь.




Считаю своим личным вкладом в авангардную поэзию такие мои произведения, как: «Аэроплан любви», «Мадонна облаков», «Там наверху...», «Кедрову-Челищеву. Прощание с СССР», «Луна над могилой А. Вознесенского», «Наш любовный альянс», «Авангард любви», «Полеты любви без сна и ответа», «Душа этих улиц, «Моя звезда», «Авангардный рай», «Я держу руки сердца в моих глазах», «Затмение луны или странная колыбельная», «Я снова мчу мой "Полонез" авто», «Электричка идет в Никуда», «Страна Авангардия», «Умру и воскресну», «Богиня», «Весна Боттичелли», «Кукляндия», «Авангардный салют» и т. д.




Для дополнительного чтения:

«Опасность американизации для российской культуры» http://www.stihi.ru/2013/12/02/2343


Моралите.


Печально когда мнят себя живыми классиками с офигительно больными амбициями))))



Другие статьи в литературном дневнике: