О том, как Васильев Пастернака побил.

Светлана Бестужева-Лада: литературный дневник

Автор многочисленных поэм и поэтических сборников, регулярно удостаивающихся премии и похвалы «сверху» Сергей Васильев, получал более чем солидные гонорары, имел прекрасную квартиру, дачу, машину. Что там доходы Пастернака, который и в Дом Литератора-то не каждую неделю мог себе позволить ходить! И песен на его слова никто не писал и не исполнял – даже в голову никому не приходило.
А на стихи Сергея Васильева писали музыку Дунаевский, Шостакович, Мурадели, Блантер. Эти песни регулярно исполняли по радио: «Берёза белая», «Дорожная», «Девичья ласковая» и другие. Особой известностью пользовалась песня на его слова «Москва Советская», написанная в 1951 году. Попробовала бы она не пользоваться!
«Москва, Москва, советская столица,
Любимый город Родины моей.
Со всех концов земли народ к тебе стремится,
Чтобы увидеть Кремль и Мавзолей.
У стен Кремля под куполом хрустальным
Покоится бессмертный человек,
Для всех народов указал он путь желанный,
Он осветил дорогу в новый век.
А над Кремлем рубиновые звезды
Для всех народов пламенно горят
О мудром Ленине, о Сталине великом,
О коммунизме миру говорят».
А «Девичья нежная», под которую проливали слезы миллионы женщин во всех концах СССР:
«Ой, подруженьки, что я делаю,
мне без милого нет житья,
Хоть зовут меня в жизни смелою,
а в любви оробела я.
Как увижу вдали любимого,
так навстречу к нему бегу,
а как встретимся – ни единого
слова вымолвить не могу (2 раза).
Жавороночек, пташка малая,
ты любимому передай,
что любовь моя небывалая
переполнилась через край.
Ой, подруженьки, ой, родимые,
счастье вот оно – под рукой.
Ах, зачем же порхаю мимо я
и теряю опять покой (2 раза)?»
Ну куда тут Пастернаку?
Но среди коллег-литераторов, Сергей Васильев был известен тем, что очень любил писать на них сатирические стихи и пародии. Жертвами его остроумия пали в разное время Антокольский, Безыменский, страшно сказать – сам Сергей Михалков. Ну, и на Пастернака, конечно. Но об этом – чуть позже.
Самую громкую (правда, неофициальную) славу Васильеву принесла антисемитская поэма «Без кого на Руси жить хорошо». Много лет спустя «Независимая газета» опубликовала воспоминания одного из слушателей этого шелевра.
«'О нараставшей в те месяцы антисемитской истерии может свидетельствовать юдофобская поэма С.А.Васильева ''Без кого на Руси жить хорошо'' - автор с удовольствием читал ее в московском Союзе писателей (Дом Герцена!) под громкий хохот подвыпивших слушателей. Неторопливо (''по-некрасовски'') поэма повествует о том, как
На столбовой дороженьке
Советской нашей критики
Сошлись и зазлословили
Двенадцать злобных лбов.
Сошлися и заспорили:
Где лучше приспособиться,
Чтоб легче было пакостить,
Сподручней клеветать?..
Кому доверить первенство,
Чтоб мог он всем командовать,
Кому заглавным быть?
Один сказал – Юзовскому,
А, может, Борщаговскому? –
Второй его подсек.
А, может, Плотке-Данину? –
Сказали Хольцман с Блейманом,
Гуревич за Сутыриным,
Бернштейн за Финкельштеином,
Черняк за Гоффеншефером,
Б.Кедров за Селектором,
М.Гельфанд за Б.Руниным,
За Хольцманом – Мунблит.
Такой бедлам устроили,
Так нагло распоясались,
Вольготно этак зажили,
Что зарвались вконец.
Сообщается далее, что ''иуды-зубоскальники'', открыто издеваясь ''над самим Пушкиным'', ''плюясь, кичась, юродствуя'', пытаются изничтожить в советской литературе и ''ясную прозу'', и ''понятные стихи'' и взамен требуют, страшно вымолвить:
Подай Луи Селина нам,
подай нам Джойса, Киплинга,
подай сюда Ахматову,
подай Пастернака!
Но злодеям, понятно, не удается уйти от возмездия. Могучею рукою наш советский народ берет этих ''космополитиков'' за шиворот (''за руки загребущие / за бельма завидущие'') и ''освещает'' их своим справедливым гневом''.
Не случайно современники окрестили это выдающееся сочинение – ''энциклопедией погрома».
А «понятные стихи» звучали, например, вот так:
Белая береза
«Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой.
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.

И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.

И стой поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим».
Автор, как легко догадаться, все тот же Сергей Васильев.
Большинство предпочитало не связываться – себе дороже. Все-таки лауреат премий и любимец вождей. Не выдержал только Борис Пастернак, который и дрался-то первый и единственный раз в своей жизни, причем не в школе, не с хулиганами в темной подворотне, а в ресторане ЦДЛ с… поэтом Сергеем Васильевым, который, будучи очень невысокого мнения о творчестве Бориса Леонидовича, прилюдно заявил:
-А ты молчи, тебя вообще никто не читает!
Интереснее всего, что Васильев был абсолютно искренен: он так и написал в пародии на Б.Л.
«Принципиально я надел на космос коромысло,
Чтоб отличить никто не смел бессмыслицу от смысла».
Правда, немецкий славист В. Казак, не скованный идеологическими предрассудками, отзывался о творчестве С. Васильева достаточно жестко:
«Васильев писал разбросанно и поверхностно, заполняя стихотворные строчки излишними словами ради соблюдения метра и рифмовки. В повествовательных и описательных стихах Васильева встречаются все темы — от ходячих политических лозунгов до ничтожных случаев из повседневной жизни, но даже его военные стихи лишены убедительности; в его пародиях заслуживают внимания лишь имена тех, на кого они написаны…»
Казак В. Лексикон русской литературы XX века. С. 71.
А теперь скажите, положа руку на сердце, кто сейчас, не заглядывая в Интернет, процитирует хотя бы единую строчку из Сергея Васильева?
А я тоже буду откровенной: на Стихире Васильев, безусловно, ходил бы в рейтингистах, писал такие же «идеологически выдержанные поэмы» и бил морду Пастернаку…
Слава Богу, теперь все это происходит не в реальности, а в виртуале.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.10.2014. О том, как Васильев Пастернака побил.