Вера и знание.ВЕРА И ЗНАНИЕ: ПЕРЕПУТЬЯ И РАЗМЕЖЕВАНИЯ. Содержание. I. Базовое первоотношение как общий исток веры и знания. III. Развитие темы.
1. Самое общее, базовое отношение к реальности - это отношение человека сразу как родового и индивидуального существа. Это отношение не есть вера или знание, но неизбежно порождает и то и другое. Уже в своём начале базовое отношение уже психологически сложное и комплексное образование. Его генезис осуществляется скорее всего в области подсознательного. Большую роль здесь играет физиология, а также область инстинктов, потребностей гоминида, а далее и человека как такового. Эти инстинкты и потребности, как известно, частью общие у человека с животными, частью специфично-человеческие. Для человека одинаково важны как наследуемые факторы, так и приобретённое в ходе его развития. 2. Уже до сознательного отношения человека к миру возникает необходимость накопления и переработки информации в мозгу, что и формирует мозг соответствующим образом. Сперва имеет место бессознательное познание, или лучше сказать познавание мира. Первым делом, уже на уровне ощущения, происходит разделение реальности на внешнюю и внутреннюю, объективную и субъективную. Границей этих двух миров оказывается тело, его самоощущение. 3. В подсознании уже в свёрнутом виде дано всё содержательное разнообразие веры и знания, затем реализованное. Все "зёрна" здесь прорастают в мощные "деревья" идеального отношения к реальности. Естественно, потенция всегда беднее своего будущего содержания, но это ещё не проявленное бытие очень важно как первоначало. Человек, в главных своих начатках, начал формироваться ещё до человека - в гоминиде зрел "цивилизованный человек" будущего. 4. Самое первичное в человеке - как его природа - неизменяемо, но таково, что уже содержит в себе потенциал, который, сохраняя человеческую природу в качестве неизменяемого ядра, развивает свои реализации по всем направлениям. Эволюция человека цепь закономерностей до такого оформления сознания и поведения, когда появляется представление о свободе, опыт свободы или относительной самостоятельности человека в мире. До опыта такой свободы должен был иметь место и опыт жизненного накопления всяких неопределённостей и случайностей в мире, в частности, в человеческом мире. 5. Представление о случае предшествует представлению о свободе, которая уже делит мир на "необходимое" и "случайное". Вот это первоначальное знание "необходимости и случая" было самым существенным в эволюции человека началом. В смысле содержательности знание начинает несколько опережать веру. Уже в первом осознании действительности содержится её оценка относительно потребностей субъектов или субъекта. А оценка элемент знания, пусть сперва и самого зачаточного. Уверенность в истинности своего существования даже не сознаётся вполне, это как бы пассивный фон для всего остального. Ведь представление об истине должно быть и знанием о возможности не-истины, плодом рефлексии и развитого опыта. Эта первоначальная пассивность веры много позднее развивается в её догматизм. 6. Базовое отношение к реальности само по себе вне-этично и вне-религиозно. Основа духовного освоения человеком действительности и не должна быть тем, что сейчас называют "духовностью", она лишь порождает условия для развития духовности. Человек на заре своего развития даже целостной "душой" не обладает, но лишь её начатками и элементами, что мы и называем "первоначальной дикостью". Сперва у гоминида нет ни осознанной потребности к знанию, ни морального поведения, даже нет особого интереса к своей самости и внешнее интересует только как то, что не тревожит или что опасно для жизни, которая и является главным инстинктом гоминида. Жизнь не могла бы пребывать без этого инстинкта самосохранения, который даже имеется у многих насекомых. 7. Нет у гоминида и потребности веры, просто он ведёт себя как существо, верящее в свою реальность и даже в то, что его реальность основная в мире, центр, вокруг которого вращается всё прочее. Интуиция реальности уже имеется в подсознании и этого пока достаточно. 8. Уже банально и тем не менее истинно понимание развития сознательного отношения к миру очень постепенного. У ребёнка оно наиболее целостно проявляется лишь к 10-11 годам. Поведенческое и идейное отношение индивида к реальности оформляется в течении всей его жизни и в большой степени это не наращиванИе нового, а внутреннее изменение старого - наиболее оптимальное его укрепление в жизни, изменение не элементов целого, а сочетания и перераспределения их. 9. Что же такое "базовое отношение" более конкретно? В качестве гипотезы, выскажем такое мнение: это обнаружение "наличного ничто", причём сознанием, ещё толком не умеющим отделять внешнее от внутреннего. И собственное "Я" тогда тоже полагается "наличным ничто". 10. Долгое время сознание "наличной пустоты" у человека было интуитивным, Чувственным, эмоциональным, - за отсутствием сложного рационально-понятийного мышления. Была фаза развития, когда простое реагирование и приспособление к среде преобладало, как у животных. Деятельность, опосредуя взаимоотношения с миром, развивала именно активную составную или потребность в познании. Приспособление становилось всё более рациональным, а значит и активным, а значит и познавательным. Понятно, что для общества имело большое значение сознание необходимости и чисто прагматические цели. Но оформлялся интерес к действительности, интерес к миру и к собственному существу, к другим людям. 11. Сознание "наличного ничто" конкретно появляется как страх перед природой. Страх это и непонимание. Первая реакция к тому, что не понимаешь - опасение. Человек не был ещё так развит, чтобы понять, но потребность понимания ради преодоления своего страха перед непонятным уже была. И первая форма понимания действительности - это её непонимание, т.е. ошибочное истолкование; человек делает природу частью своего менталитета, одушевляет её. Регулируя своё внутреннее в соответствии со своими желаниями и идеалами, человек тем самым определённым, пока ещё мифическим образом, рационализирует природу и тем самым частично, но в большой степени преодолевает свой страх перед ней. Ошибочное истолкование тем не менее помогает осваивать внешнее, наделяет его "человеческой логикой. Это сразу понимание (объяснение) и не-понимание (лжепонимание). Очеловеченная реальность всегда частичка реальности человеческой,относительное слияние "Я" и Мира. Мир мыслился как часть родового сознания (назовём это коллективным "Я"). Но чем дальше раздвигались границы материального мира, тем более чуждым он становился. И нужна была изощрённость идеальной способности, чтобы и такой мир несколько очеловечить, рационализировать, сделать "понятным". Здесь уже Познание смыкается с Верой и Вера приобретает всё больший вес. Мифология саму вселенную заполняет мыслями, смыслами, чувствами и действиями неких живых существ - богов, духов, фантастических созданий... 12. Известно, что маленький ребёнок часто путает внешнее и внутреннее, идеальное и материальное. Он может сказать, что его "Я" это маленький человечек живущий где-нибудь в теле, а "вилка думает, что её обидят, если она не будет такая острая". Если говорить о вере, то у ребёнка, начиная с 7-8 лет, появляется два типа веры. Первый очень похож на магическое отношение к действительности ("хочу" здесь важнее "надо"). Здесь нет ясного отношения, различия "чудесного" и "естественного". Ребёнок не только может спутать эти две стороны реальности, но и желает, чтобы "так было", чтобы "чудесное" преобладало, чтобы оно присутствовало в естественном и главенствовало над ним. Поэтому дети так любят сказки и фантазии. "Желаемое" сливается с "действительным". До 11 лет ребёнок верит в возможность сказочных событий, хотя уже на словах отрицает это. Второй тип веры относится к авторитету взрослых, когда верят тому, что взрослый утверждает. Эта вера со временем может перости в циничное недоверие по отношению ко многим или даже всем взрослым.Поначалу это власть взрослых с одной стороны и наивность ребёнка, его желание походить на взрослого с другой. Взрослые могут научить ребёнка многому полезному, а не только вредному, но чаще всего у ребёнка это всего лишь подражание взрослому. Необходимые навыки обретаются и остаются, но с образом мышления не всё так просто. Часто во что верили сильно позднее так же сильно отвергают и критикуют. Тем не менее такая стадия сознания ребёнка и отношений возрастов действенная школа рационального мышления и поведения. Первая вера со временем загоняется человеком в подсознательное. Религиозная вера взрослого, суеверность - частичное освобождение веры в "естественность чуда". 13 Вернёмся к первобытному сознанию. Итак, даны наличное, интуиция наличного ничто и потребность его преодоления.Отсюда оперирование вещами и их свойствами с соответствующим развитием сознания. Это не декартово "Я мыслю, следовательно, существую". Наоборот: "Я существую, следовательно мыслю, чувствую, знаю, верю..." 14. Субъект веры никогда не бывает равен ей - он "ниже" или "выше", "шире " её. Поэтому вера какого-нибудь фанатика может быть возвышенной, а вера в "любовь к ближним" не мешает их ненавидеть. Самость субъекта в значительной своей части находится в его подсознательном. А религиозная вера начинается с сознания её. В этом различие "уверенности " и "веры". Более того, вера, как и неверующее сознание, есть осознание ценности. Ценность же - часть целостной системы мироотношения, системы идей и подходов к реальности. Поэтому зрелая вера нуждается в зрелом опыте человека. История, социум, культура, нравы общества - многое влияет на веру и формируют её. Наивный реализм лишь низшая составная веры. Наивный реализм это своеобразная физиологическая реакция на среду с целью выживания. Чтобы приспособиться к среде, жить, действовать в среде, оперировать вещами, надо обладать уверенностью в их реальности - даже ещё до определения "хорошего-плохого". Уверенность бессознательна, полусознательна, в большой степени на уровне чувств. Она более близка к "природе человека". В принципе она даже могла бы противоречить сознательной системе знаний. Так атеист вдруг начинает вести себя как суеверный человек. Уверенность лишена свободы, навязана человеку его природой, результат органов чувств, независимо от желаний субъекта. И она может быть сравнительно ложной или истинной, но настоящая её объективность непознаваема для нас. Уверенность может обосновывать и иллюзорную реальность (например, слияние "Я" и "Мира" в примитивном сознании гоминида). Любые зрительные, тактильные, психические иллюзии сопровождаются чувством (не сознанием) уверенности реальности воспринимаемого. То же во сне. 15. Но слияние "Я" с миром никогда не бывает полным. Уже аутизм - преобладание "Я" над миром. Поэтому на основе чувства, представления "Я" развивалось и представление "Мы", от которого отделилось позднее и представление о внеживом мире. Надо отметить и то, что в слиянии с представлениями "Я-Мир" формировалось представление о "Целом-частях". Последнее привело к обнаружению в реальности "Высшего единства" или Абсолюта. В понятии "Бог" опять происходит - уже на более высоком уровне, частичное слияния "Я" и "Мира". Бог - идеальный Абсолют, мир как Высшее "Я", порождающее отдельные вещи и явления человеческой реальности. На этой основе формируются и все отношения человека с Абсолютом и Абсолютным. 16. Итак, пустая наличность представляется опасной, разрушительной и поэтому не может удовлетворить человека. Претерпевание явления преобразуется - по возможности - в манипуляции с ним и обнаружение пользы для человека. Осознание полного вреда объекта уже полезно. Человек - мыслящее бытие, то есть вечный протест против Ничто. Отсюда и жажда бессмертия частного бытия, идеи и идеалы "потустороннего бытия". Даже ад утверждает бытие человека. 17. Ясно, что "пустая наличность" вначале должна быть "наглядной", некой материей, вещами. Это дало первоначальный приоритет в человеческом мире эмпирики над идеальностью или бытием духовным. Значение идеального мира было высоким. Но в реальной жизни выживаемость всегда на первом месте. А для неё необходимо удовлетворить прежде всего свои материальные, физические, насущные, естественные, социальные потребности. Но Ничто не побарывалось окончательно в физическом действии. Возникает потребность и в его идеальном преодолении - идейном, ценностном, моральном, эмоциональном. 18. Таким образом, материальные отношения сперва находились под эгидой веры, а идеальные - знания. Познающая идеальность есть дух. А преодоление Ничто сформировало культуру и искусство. Разделение веры и знания быстро утратило свою однозначность. Теперь уже можно говорить об их диалектике и сложных отношениях, в которых и Вера и Знание одинаково важны. Элементы Целого конфликтовали друг с другом, боролись за главенство, вступали в союз и гармонию - да и до сих пор происходит то же самое. Связи и диалектика определили всё разнообразие составных человеческого мира. 19. Уже магия была полезной, так как учила человека прозревать за зримом незримое, что формировало психологию как Веры, так и Знания. Из формального "есть" сформировалось и представление о "должном", что и дало начало этики как таковой. Однако, человеческая ценность здесь оказывалась выше "истины" - "должное" оказывалось более ценным, чем то, что уже есть, настоящее преобразовывалось в соответствии с идеалами будущего. Это было и прогрессивным и регрессивным явлением. Особенную значимость "должное" приобрело в Вере. Вместе с тем идея "лучшего бытия" акцентировало внимание на настоящем, на его достоинствах и недостатках. В вере же "настоящее" стало пониматься как "Мир греха", а "должное" было потусторонним бытием того, кто его заслужил - не делами, а верой в Бога. 20. Что до изменения социума, то это требовало взаимодействия Веры и Знания. Одно требовало другого. Вера в добро как в должное стала центром как религий, так и мирского этизма. И всё же между Знанием и Верой существовали и всевозможные конфликты. Было время тесного сближения познавательного, морального и религиозного отношения к действительности, а было время и их размежевания. Начала Знания и Веры как Религии сформировалось ещё до образования этих целостностей. Например, наличное ничто воспринимали как "зло", а преодоление его как "добро", хотя сами эти идеи были ясно рефлексированы позднее. То, что стало "добром" и "благом" ранее было просто Смыслом - требование смысла для наличной вещи или данного явления. Смысл и был первым позитивом вещи, первым результатом её начального освоения. Затем потребовалось не просто осмысленное бытие, но бытие "хорошее". Вера в реальность наличного сменилась потребностью "веры в хорошее". Потребовалось и как-то отличить "возможное" от "невозможного", предвидеть исход. Но познание не удовлетворялось познанием одного явления - надо было познать многое, познать и связи явлений друг с другом. Причём речь шла не только о мире, но о душе самого человека. Вначале познание опережает веру в ряде отношений. Чтобы поверить в объект, надо сперва его обнаружить - познать как наличное. Внесение в него смысла или извлечение из него смысла - это одно и то же. Но если такое Познание было приоритетным в качестве технического познания, то вера как вера в гармонию человека и мира, была столь же важной в идеальном пространстве реальности. Такая гармония была эмоционально значимой и желанной. 21. Это не всё. Само Знание делится на догматическое и диалектическое. Образуется то, что можно назвать "гносеологическим монизмом". Это сведение многообразия и многозначности реальности к относительно однозначному, сведение миров в один мир. Части такого бытия или сливаются или становятся иерархическими частями Целого. Такие же процессы происходят и в области религиозной веры. Различается три мира - небесный, земной и подземный. Но они тесно сопряжены друг с другом, взаимодействуют; что происходит в одном мире - отражается в других. Это как бы один мир с иерархией частей. Человек, пусть в разных смыслах и качествах, соучастник всех миров. "Было время, - говорит нам мифология, - когда люди жили рядом с богами и духами, легко могли подняться на небо, а некоторые побывали и в подземном царстве мёртвых". Человеческая жизнь в этот период магизма была сильно сакрализована: жизнь человека зависит от состояния космоса, а его жизнь отчасти зависит и от человека - от соблюдения ритуалов, обычаев, табу. Духи и Боги участники человеческого жития и заинтересованы в нём. В каждом камне может скрываться дух или некая магическая сила. Существует фактически один мир - сакральный. Что не относиться к сакральному - его части, но и они связаны с магической реальностью. Мифическое сознание не знает реальной глубины и диалектики явлений. Магическая диалектика является диалектикой желаний, пожеланий и лишённых внутренней логики чудес (внешняя логика присутствует). Таким образом, вся реальность сводится к одному началу - магическому. Точно также и современное обыденное сознание сводит внутреннее разнообразие бытия к обыденной однозначности. И это плод более веры, чем знания. В магическом монизме психологически вера предпочтительнее знания. А в материализме всё идеальное делается придатком к наиболее значимой реальности - материи и её форм. То есть, имеем ли мы дело с религией, атеизмом, идеализмом или материализмом всюду усматривается одна схема сведения много к одному, хотя определяется это одно, главное, по разному. Монизм сводит сложное к простому, непонятное к понятному (пусть и ошибочному), многое к одному и отрицательно относится к разным парадоксам и противоречиям мироздания. 22. Этот монизм - жизненный, замешанный на эгоцентризме и эгоизме, в качестве познания это догматизм. Разумеется, он имеет и свои положительные стороны. Он помогает выжить и жить и может так или иначе сопрягаться с диалектикой. Сведение частей мира к Целому - абсолюту - это монизм (догматика), но вместе с тем это проявление и диалектического мышления. Многое порождается из одного и мир, особенно мир человеческий, столь же важен для человека, как и Абсолют, если не важнее. В итоге получаются два почти равных по ценности и значимости начала. Абсолют без Мира был бы равен Пустоте. Но в общем гносеологический монизм это опрощение действительности в рассудке. Надо отметить разницу между сведением сложного к простому и опрощением. Первое - превращение многогранного в простое, одногранное, однозначное. Второе способно и усложнять действительность за счёт разного рода фантазий и особой ритуальной практики, без веских на то оснований. 23. Философский монизм изыскивает определённые основания для своих измышлений.Существует несколько типов философского монизма - сведение материального к идеальному, сведение идеального к материальному и выведение этих начал из одного общего, познаваемого лишь отчасти источника. Но в гносеологии философский монизм неизбежно приходит к признанию гносеологического плюрализма - разные и равноправные "картины мира" уже не сводимы к одной реальности. Но и при этом образуются группы мировоззрений, которые сводят многое в онтологии к единому началу. 24. Знание как таковое имеет существенное отличие от веры. Вере достаточно уверовать Абсолют, Знанию этого мало, оно делает акцент именно на познании много, на познании связей и граней явлений, что необходимо приводит мышление к диалектике. Знание об Едином в этом умозрении лишь формальное основание для познания того множество, что Единое порождает. Знание познаёт возможность или необходимость Единого, но вместе с тем удостоверяет его дальнейшую непознаваемость или почти непознаваемость. Но мир открыт познаванию и от этого познания зависит само существование человека в мире, или скажем так: его комфортное существование. Знание от принятия "Единства", приходит к теории "Всёединства". Рассматривать Абсолют в отрыве от мира бессмысленно. 25. Вера же обычно ищет что-то одно, что определяет значимость и ценность всего остального - наиглавное, наиценное. Верующий существует ради Единого и получает собственную ценность через Единое. Если этический монизм это культ Добра(Нравственного Закона), то религиозный монизм - культ Бога. Бог и Добро не равнозначны (это особая большая тема и здесь мы лишь констатируем это обстоятельство),их часто отождествляют или заменяют одно другим. Вот почему в современном мире "духовное" у несведущих означает "религиозное", а священники оказываются главными представителями этики.Но или Бог субстрат Добра, или Добро субстрат Бога. Поскольку Добро более обезличено, оно оказывается качеством и действиями Бога и религиозное становится решающим: морально то, что "хорошо" для Бога, что Бог определяет как "благо и добро", а представители Бога на земле - священники - оказываются единственными его оракулами, которые конечно же не в силах искажать истину и оттого должны быть первейшими учителями нравственности в мире, так сказать, пастырями человечества. 26. Первоотношение (обнаружение "наличного ничто") содержит в себе семена и монизма и плюрализма. Акцент можно сделать или на наличном, или на нечто, или акцентировать обе части этой цельности. В исходном значении "Ничто" равно "полному непониманию данного". И тотчас появляется потребность понять и истолковать. Понимание - оформление хаоса впечатлений в некое логическое единство, упорядочение, рационализация и иррационального, протест против "Ничто" и вера в себя, в возможность познания истины. Но отстранение от Ничто возможно только после встречи с ним. Тайна заглядывает в глаза человеку, человек пытается раскрыть таинственное. И вот первое что нужно познающему - это вера в благожелательность к нему этой непонятной Универ-реальности, Ничто-Нечто. И тем не менее такая вера вторична, она психологическая защита от противоположного представления, от страха человека перед Реальностью. Представление о чудовищности, чуждости Реальности должно предшествовать вере в её благость. Вот почему первоначальные боги природы столь чудовищны. Поскольку имело место частичное слияние "Я" и Мира, всё негативное и чуждое в мире проникала и в душу человека и это было истоком всех типов его отчуждения от социума и природы.Преодолевается же отчуждение как Верой, так и Знанием.
1. ЗНАНИЕ И РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА. ЭТИЧЕСКАЯ ВЕРА. Между Верой и Знанием образуются сложные и разные отношения. Столь же тесно вера сплетается с сомнением и даже атеизмом. Неверие в глазах религиозной и веры поднимает лишь её ценность в мире. Психологически же вообще очень сложно избавиться от веры, если не религиозной, то гносеологической: не веря в одно, мы невольно верим в другое, противоположное, подкрепляя эту смутную веру дополнительными познаниями. Забавно, но самой вере, чтобы оставаться таковой, нужно ощущать себя именно знанием, которое, правда, противопоставляется другому знанию, как истинное и высшее ложному и низшему. Кант писал, что "вера - это бездоказательное знание "из свободных внутренних оснований" (2). "Внутренние основания" можно понять как субъективное желание верить, субъективный выбор. Остальные познавания и опыт лишь прилагаются у верующего к этому, основному. Если же говорить о главном противоречии веры и знания, то скорее всего оно есть противоречие принципиального монизма (вера) и плюрализма или синтеза начал (знание). Мышление и его идеи выражают множественное начало в душе или "множественное нечто". Но религиозный монизм касается веры в Бога. И всё же даже тут монизм несколько смешивается с плюрализмом. Например, Бога полагают человекоподобной личностью и он оказывается таким образом пусть чудесным и высшим, но одним из людей (сверхчеловеком, но хранящим в своём уме и своём виде "человечность". К тому же, мысля Бога-Творца, мыслят и мир, который оказывается столь же важным началом, как и Бог: ведь не будучи творцом, Бог уже теряет всякое значение "пастыря душ и мира". Монизм и дуальность или плюрализм в большой степени даже не "что-то", а "как", способы психологического освоения действительности. А диалектика целого и частей присуща самому содержанию эмоций и мышления - даже религию (по приоритету начала) можно разделить на "догматическую" и "диалектическую". Философ, будучи диалектиком, может быть и верующим человеком. Диалектично уже само переживание и познание "целого и частей". Особенность морали заключается в том, что она насквозь императивна и в то же время требует доброй воли, свободного подчинения её нормам. Получается, что первый её императив - отрицание императива, а точнее сразу его и отрицание и утверждение. Как и в религии, здесь важно "хотение" субъекта, но существует необходимость познать "должное" как можно рациональнее, тогда как в религии достаточно просто "уверовать", а рациональные доказательства имеют целью оправдать это исходное верование. И там и тут субъекту приходится согласовывать свои желания с некими исходными постулатами или аксиомами. Нравственность обычно понимают как веру в Добро. Столь же важен синтез в таком контексте основных переживаний и идей субъекта, а также образа его мышления с образом жизненного поведения. Вторая важная задача нравственности - попытка гармонизации личного и социального начала человека. Религия, как и прочие сферы социума, является историческим и психическим регулятором взаимоотношений людей, конечно, в своей, специфической плоскости. Ни Религия, ни Знание не могут обойтись без "нравственного закона". Но в этики существенно его личностное познание и освоение, а для религии главное переживание такого Закона как Бога, управляющего миром и дающим нравственность с её правилами, которые нужно не анализировать, а просто им подчиниться. В этике главное - авторитет Морального Закона, допускающий и даже предполагающий критическое отношение к нему, которое, согласованное с сознанием субъекта, собственно и порождает авторитет Закона (как истины вполне гносеологической). Но этическая идея Нравственного Закона может быть "грехом" с точки зрения религии, для которой всё что мыслится и делается без веры в Бога уже грешно. Имеется в религии, таким образом, тенденция подменить учением о Боге и Христе мораль как таковую: мораль без веры, вне веры не мораль уже, грешна. Здесь имеется в виду, разумеется, не психологическая или философская вера, а догматически-религиозная. Полагается, что прочие виды веры порождаются этой, главной, которая и определяет их ценность и "святость". И хотя с такой позицией мы не можем согласиться, но она имеет свои логические основания. В самом деле: если есть светский Моральный Закон, этот чисто человеческий или социальный "бог", то религиозный Бог уже и не нужен; Уже Господь не является тогда законодателем нравственности и должен ей подчиняться, наряду со всеми смертными в социуме. Антропоморфизация этого морального Закона и есть Бог религиозный, но она имеет место лишь для того, чтобы уничтожить приоритет человеческого начала и возвысить начало божественное. Всё это даёт верующим основание говорить, что в мире "суеты сует" мораль обязательно должна быть лжеморалью - оправданием суеты и греха. И действительно, чаще всего теоретически можно оправдать и даже представить "благом" любые практические злодеяния. Причём ведь исторически мораль существует лишь как относительная. Поэтому что для одних людей или одной этнической группы будет "добром", для другой будет "злом". Уже эгоизм ( во многом благо субъекта) можно истолковать как нечто аморальное. Понятия "добро-Зло" всегда исторически обусловлены. И даже самая пылкая этическая вера не гарантирует её истинность. Напротив, подчас такая вера может стать, совсем как в религии, слепой, а фанатик всегда не прав. Моральный ригоризм лишь отпугивает людей от морали. Любая неполноценная мораль лишь способствует накоплению Зла в мире. Религия же якобы даёт мораль абсолютную, мораль для всех и уже сомневаться в ней аморально. Надо отметить и важность в морали категории "Зла", что бы под этим не понималось. Более того, эта категория первична, ведь Добро - это прежде всего реакция на Зло или Негатив. Негативность требует осознания, объяснения и преодоления. Да, этика отрицает Зло как "недолжное". Но без наличия "зла" (того, что хотя бы воспринимается таковым) невозможно никакое этическое отношение к действительности. Именно зло стимулирует у человека потребность "испытания его на прочность" в качестве "морального человека". Порою зло преодолевается на практике, но для этого оно должно быть в категории этики, должно сознаваться как "зло". Когда "всё благо" добродетель уже не подвиг. Именно несовершенство мира может стимулировать желание отдельной души "самоусовершенствоваться". Само "позитивное переживание" не может быть слишком насыщенным долго, так как наступает "пресыщение" даже удовольствием. Более того, при пресыщении формируется и равнодушие к тому, чем пресытились. Полная победа нравственности в мире была бы её концом. Но идеал прошлого или грядущего "золотого века", идеал конечной победы Добра - один из главнейших стимулов этической веры. Если этот идеал ложен, то остаётся лишь признать, что один из "китов" этики всего лишь иллюзия. Если назвать иллюзию злом, то вся социальная этика имеет одним из главных своих оснований "зло". Но не следует отождествлять "благую иллюзию" с "злом", если мы хотим избежать крайностей нравственного ригоризма. Вообще, в области этики "добро" может произрастать из "зла" и само со временем может становиться "злом". В принципе, приходится допустить, что этическая вера, как впрочем и религия со знанием, может служить злу даже не желая этого. Но она же единственная могучая энергия всякого "добра" в мире, всякого созидания и взлёта, всякого истинного прогресса. В итоге получается, что человек в общем может прожить жизнь без знания и религии, но без этической веры нет человека как Человека и он превращается в человекообразное животное. Надо сказать, что этическая вера в большой степени это жизнь переживания, а не идейно-логического анализа. Есть глубокое основания разделения данной сферы на нравственность (личности), мораль (группы) и этику (теория морали и нравственности). Хотя любое мировозрение и поведение требует мышления, рефлексии, ясного сознания "должного", но в большой степени абстрактный анализ моральных проблем осуществляется лишь в этике - в качестве этического знания и познавания. Ряд этических идей не могли бы становиться практическим действием без их теоретического осмысления в плане социальности. Например, такова идея "альтруизма", идея "личности в обществе", идеал "гармонии индивида и коллектива в социуме"... Итак, нравственность в большой степени переживание - эмоция, вдохновение, благие привычки, реакции противодействия относительно негатива. В самом общем виде это преодоление (идеальное или физическое) чуждой реальности. И идеи здесь часто лишь обслуживают эмоции. Любое этическое расследование уже предполагает оправдание того, что мы считаем "добром", т.е. оправдание соответствующих чувств. Но такое оправдание должно быть убедительным, обоснованным и идейно - иначе оно просто не состоится как нечто объективное. Существенная часть догматики, например, христианства, - представление о рае, которое модифицируется в представление о потерянном рае, т.е. о грешности всех людей после этого события и даже после жертвы Христа.Идея "рая" и "ада" используется церковниками для влияния на массы верующих. Казалось бы идея "золотого века" (рая) - это этическая идея, идея ценности Добра. Но Религия здесь лишь использует этику для чисто религиозных целей. Этика здесь не самодавлеет, она лишь орудие веры. Если Религия назовёт принесение Авраамом своего сына в жертву моральным, то обычная этика, отрицающая это, станет греховной, лжеэтикой. Изменение догматики повлекло бы и соответствующее изменение этики. Этика здесь не самоценна, она ценна только в той мере, в какой помогает обеспечить религиозную веру. Представление о рае психологически понятно. Но вместе с тем приходится признать аморальность самого этого идеала. Рай имеет значение для масс только в силу возможности попасть туда в посмертном существовании. И таким образом это награда за добродетель, т.е. за всё добро в жизни (религиозное следование Писанию). Получается, что Добро не ценно само по себе, а ценно лишь в мере его причастности к вере. Но и сама вера превращается из "веры ради веры" в веру "ради рая", хотя может и не переживаться субъективно таким образом. Что бы не мыслил и не переживал верующий, его всегда можно обвинить в том, что он благ не сам по себе, а "ради рая", что он не грешит только оттого, что боится ада. В этом смысле религия,конечно, может быть уздой для порока и вместе с тем может сама становиться порочной. К тому же религия исходит не из свободной воли индивида, хотя рьяно призывает к этому. Она как бы принуждает людей верить, угрожая в противном случае разными карами и вечным мучением в аду. Она принуждает человека верить объективно, хотя субъективно субъект переживает это как собственный свободный акт и старается прикрыть свой страх пафосом идеала "любви к ближним" и "бескорыстной веры". И вообще - какой здесь свободный этический выбор, когда заранее известно, что должно выбирать, что отвергать? И сам выбор "облегчается" обещанием вечной жизни в раю, вечного блаженства. Что до секулярной или мирской нравственности, то, не смотря на влияние среды, действительно этический субъект имеет основание в самом себе и остаётся добродетельным даже если за это ему не будет никакой награды, а одни страдания. Отличие его от религиозного мученика в том, что он просто не может и не хочет быть иным, а мученик страдает за награду на том свете, хотя и называет это "страданием за веру", даже не осознавая истинной причины своего рвения. Понятно, что и этический субъект может желать каких-то наград, ведь моральный человек может быть моральным и наполовину. Так и мученик может иметь сознание "бескорыстной любви к Богу", загоняя идею "награды" глубоко в подсознание. Но мы говорим не о субъективных ощущениях, а о том, что истинная мораль и вера не должны нуждаться в награде, которая бы определяла их "рвение". Человек, верующий он или атеист, должен обнаруживать Моральный Закон в самом себе, а дальнейшие идеи и переживание лишь обосновывают первоначальный выбор. Такое умонастроение и мироощущение воспитывается или даётся от природы, характер ли это или то, что дало определённое образование, но истинность и самоценность выбранного "добра" здесь едины. Поэтому нормы этики облегчают нравственное понимание явлений и нравственное поведение, но никогда сами по себе не являются главной причиной настоящей нравственности. Безнравственный может иногда следовать моральным нормам - по привычке, из-за воспитания или влияний среды, из-за страха наказания, но в то же время он и остаётся безнравственным человеком. Вот эту приверженность к добру, совершенно бескорыстную внутренне и свободную можно назвать "этической верой" Без неё любой теоретический Нравственный Закон потерял бы свою убедительность. Мы согласимся с верующими, что атеист может быть весьма безнравственным человеком. Но с лёгкой руки церковников ныне каждый атеист объявляется абсолютно безнравственным субъектом. Сказать "он аморальный человек" или "у него нет бога в душе" - это одно и то же. Реально же истинной нравственности труднее всего достичь именно на путях веры. Атеист же может быть нравственнее порой и высших церковных чинов. Если он добродетелен, то не потому, что "этого хочет Бог"и обязывает догмат, а потому, что стал бы презирать себя, если бы был иным. Его "хочу" и "надо" слиты воедино. Этическая вера - внутренний регулятор многих "хочу" и согласование их с "надо". Но свободное "хочу" или "Я" для такого человека существеннее всякого формального долга. Иногда нам приходится действовать по принуждению - других людей, обстоятельств, заставляя самих себя что=то делать или говорить. Но здесь важно то, понимаем ли мы разумность такого "надо" и что оно не повредит нашей нравственности и даже усилит её, или действуем вопреки своей натуре и добродетели. Первое - свободный акт исполнения необходимого, второе - полная наша несвобода, проявление рабского начала. Если мы не согласуем своё "хочу" с этической нормой, то её исполнение не более чем формальное действие и в силу этого аморальное. Это уже проявление ханжества. Главное - делать добро свободно и делать добро ради добра или ради саморазвития. Последнее тоже как бы награда наша за труды, но она совершенно иного толка, чем в религии. Понятно, что мирская этика исторически зависит от нравов нации, социума, эпохи, от развития данной цивилизации. Но суть любой этики в любое время это степень свободного выбора индивида. Допустим даже совершенно ложную этику - следование ей возможно по привычке, подражая коллективу, формально, эмпирически, под влиянием обстоятельств, автоматически, предполагая какие-то личные выгоды, сохраняя свой эгоизм, даже будучи грешником в жизни. А можно выполнять правила данной этики свободно, осознанно, имея в виду благо всех, искренне, согласовывая теорию с практикой. Искренний фанатик всё же лучше ханжи - не по последствиям деятельности, а по состоянию души. То же самое в случае атеизма и вообще деятельности на основе какой-либо идеологии. Всегда возможно злоупотребление самыми моральными принципами - их искажение на практике. В жизни имеет место диалектика добра-зла. Вот почему одни и те же действия двух субъектов могут быть истинно или ложно моральными. Следовательно, зависимая от нравов мораль вместе с тем слита и с этической верой индивида. Эта вера может быть воспитана или даже существовать наперекор традициям. То есть возможны разные отношения между коллективной и индивидуальной верой. 2. ВЕРА КАК ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАНИЯ. Что же требуется для искренней веры? Она может быть на основе чувства, но более высокая форма - когда исходят из определённых и достаточно ясных для индивида идей. Идеи же нужно уметь обосновать теоретически. Значит, здесь важна образованность субъекта, его способность познавать, не просто верить, а с некими разумными основаниями. Хотя этот разум относителен и субъективен, но вне его возможно обладать лишь слепой верой, быть рабом коллектива, традиции, буквы учения, суеверия. Понятно, что для религиозной веры всегда существует степень рациональности, а её избыток приводит к сомнениям. Верующие часто упрекают атеистов в "греховном" культе человека, т.е. в культе эмпирических ценностей мира "суеты сует". И в самом деле здесь преобладает не вера в Бога, а вера в Человека. Но вера человека может иметь разные формы - от примитивной, эгоистической, аморальной до того, что называют мудростью, философией, добродетелью как в смысле теории, так и в смысле практики. Учёные-атеисты вовсе не хуже учёных-верующих, те и другие могут быть по настоящему нравственными. А мудрость веры в человека, как и веры в Бога, зависит от степени образованности субъекта, от знания. Количество знания всегда перерастает в качество поведения и жизни. Но качество самого знания тоже может быть на уровне догматики и уровне диалектики. И только вторая может обеспечит нужное качество морали, осуществляемой в действии. Учёный может веровать в Бога и быть диалектиком в науке, что автоматически отражается и на качестве его религиозной веры. Собственно, верующие учёные или атеисты, но сама наука не может быть плодотворной без определённого отхода от религиозной догматики. Вера в Бога не мешает учёному верить в то, что Первовзрыв породил космос или изобретать технику, которая для некоторых блюстителей веры является выражением "суеты сует" социума. Во всех этих случаях, обходя даже качество веры, можно сказать: здесь наличность борется с собственной пустотой. То есть нравственная личность всегда стремится к саморазвитию и эрудиции. Нравственные и другие переживания требуется осмыслить, понять степень их "истинности" или "ложности". Позиция и в частностях и в целом требует обоснования. Вот почему одной психологической нравственности недостаточно и возникает этика - теория морали. Поскольку Зло имеет и свои оправдания и аргументы, необходимо противопоставить ему аргументы "Добра", что невозможно для невежественных людей, часто принимающих и зло за добро. Верующему и человеку Знания равно присуще сознание трагики земного существования. Только для верующего сам Страшный Суд - начало эры Добра и победа Добра над Злом, а учёный может быть более пессимистичным. Но и тогда у нравственного человека сохраняется желание быть светом и во тьме. Религиозный аналог - идея "испытания", преодоление греха, радость мученичества, добродетель "долготерпения", постулат "любви к ближним". 3. МИР АТЕИСТА И ВЕРУЮЩЕГО В КОНТЕКСТЕ ЭТИКИ. В этике акцент ставится на героике духовности, а в религии то же самое, только "духовность" понимается как религиозность, приобщение к духу святому. 4. СВОБОДА, БОГ И ЧЕЛОВЕК. Философ-неокантианец В.Виндельбанд пишет, что “свобода Бога несовместима со свободой человека”. (24.) И действительно, если только Бог знает объективную ценность судьбы данного индивида, то он фатально ведёт человека по пути жизни - к предназначенному им, богом, итогу, цели, участи. А свободу человека можно понимать как независимость его от Бога. Для христианского сознания противоречия нет: Бог - большая свобода, человек - малая, которой требуется не абсолютная опёка, но жизненная и моральная поддержка. Свобода человека возможность греха, но не только же греха, а и блага. Христиан с гордостью говорит, что он “раб Бога” и само рабство здесь понимает как свободу. Можно быть рабом Высшего и рабом Низшего. Да и само слово “рабство”, отношения “раб-господин” можно заменить на понятия “соучастник”(в делах Бога), “друг” и “Отношения на основе духовной любви”. Если Бог не неволит человека совершать добро, то человек достаточно свободен. Правда, реально религия просто “заставляет” правдами или неправдами человека “верить”, навязывает ему религиозную картину мира и достаточно активно вторгается в жизнь. Если есть лишь одно истинное учение, то все другие грех. Это расширяет свободу верующих, но ограничивает свободу всех инакомыслящих. И лишь под влиянием прогресса цивилизации умеряет благородный пыл церковников и прихожан. И с позиции религиозной веры нетерпимый верующий прав, тогда как слишком терпимый человек терпим и “к врагам рода человеческого”. 5. ЕЩЁ ОБ ЭТИЧЕСКОЙ ВЕРЕ. Этика более успешна в теории, чем на практике. Но тем более должна цениться нравственность в жизни от кого бы она не исходила. Когда и в более тяжких условиях она сохраняется, то это и есть первейшее доказательство её истинности. 6. ЭТИКА: КОЛЛЕКТИВНАЯ ВЕРА. В нравственности, а особенно в коллективной морали, большую роль играет синтония. Автор этого термина швейцарский психиатр Э. Блейер. (8.) Синтония - эмоционально-духовное созвучие двух и более людей. Понятие "соборности" имеет тот же смысл, но является преимущественно религиозным термином. Синтония скрепляет коллектив в нравственный союз, а вера становится доверием.Знание же может как укрепить этот союз, так и разрушить его. Одним словом, синтония это нравственный дух сообщества. Признаки его - дела и идеи сообщества, отдельных его лиц и большинства. Суммарная оценка их типа нравственности и даёт тип нравственности данного сообщества(то есть характер этической веры). Итак, сам коллектив может иметь своим основанием как мораль, так и лжемораль. Следовательно, и синтонию можно рассматривать более широко как "положительную" так и "отрицательную". Если первое - духовное сближение душ, то вторая сближение душ на основе рассудка, фанатизма, предрассудков. В сущности, это не синтония, а подобие её, формально-моральное сообщество. Сближение душ в таком сообществе таково, что один желает приобщиться к статусу и выгодам других, подражает им, хочет быть "как все" в его группе. Существуют также группы основанные на иерархии и страхе. Здесь сближение индивида и коллектива вообще фиктивное. И крайность подобного сообщества - то, что называют "толпой". Тут есть сообщность, но вряд ли её можно назвать "нравственностью" или "моралью". Мораль в большой степени это идеи и принципы, а толпой руководят вспышки гнева, эмоции и вожделения, она явно эгоистична. Индивид здесь в качестве вождя может заменить целую толпу и стать в меру сил "её рассудком", конечно, используя её в своих эгоистических интересах, являясь представителем лжеморали. В обществе желание "быть как все" оборачивается в лучшем случае формальной моралью - конформизмом, обывательской этикой. Во всех этих формах деятельности главным является вера в истинность определённой, собственной, теории и практики. Мнение об объекте сообщества оказывается последней истиной и те, кто думают иначе вызывают раздражение и даже считаются порой "людьми аморальными". 7. ИДЕАЛЫ. Идеалы - самое опасное изобретение этической веры. Они энергия деятельности сообщества. Ложные идеалы могут принести большой вред на практике. Как говорит пословица, "даже свет превращается в руках дикаря в дубинку". Поэт-философ М.Волошин так пишет о "мече справедливости": Относительно идеалов - одной веры в них недостаточно, нужны и знания, эрудиция, понимание того, что идеалы нельзя навязать силой (Этот постулат знания и опыта противоречит вере с её оптимистическим "во что бы то ни стало!") Потребность нравственности как свободного морального выбора личности - центр души "нравственного человека".Стремление к свободе часто определяет смысл жизни индивидуальности и характеризует даже целый народ. Свобода может быть неподлинной и подлинной. Чтобы этот идеал не становился эгоистическим интересом, произволом, всёдозволенностью, нужно вдумчивое отношение к нему и его познание. Вера определяет лишь позитивное отношение к предмету веры, но если не включить предмет в сферу своего познания, то эмоции начнут главенствовать над умом и идеал может превратиться в земной ад. В сфере идеалов необходим синтез веры и знания. Это и называется ростом культуры. Первично же для нас должно быть понимание, что в мире нет ничего однозначного. То есть требуется не догматическое, а диалектическое мышление. 8. ДУАЛЬНОСТЬ ЭТИЧЕСКОЙ ВЕРЫ. В этической вере обнаруживается синтез двух вер - энергетической и духовной. Энергетическая вера почти безразлична к знанию. Её суть - стимуляция этических чувств, эмоций, установок, интуиции. Она вся выткана из радужных нитей поэтико-этического вдохновения. Она может служить и Свету и Тьме (мораль и лжемораль). 9. МИФ. Относительно же положительного значения мифа современный исследователь Питер Медавар в своей статье "Литература против науки" пишет следующее; миф "вносит порядок в хаос, объясняет, даёт успокоение смятённым, помогает самопознанию и регулирует людские взаимоотношения" (7.) Можно добавить, что миф может преобразовывать абстрактные идеи в систему образов, облегчая усвоение самого себя народом или отдельными людьми. Порой до масс элитарный опыт человечества доносит именно миф. 10. ЭТИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ. Самое существенное не отдельные феномены морали и даже не мораль как таковая. Суть в качестве и уровне развития субъектов чувства и знания - живых людей.Абсолютизация относительного, приоритет энергетиченской веры над духовной может даже любовь превратить в ненависть. Инвизиторы спасали души людей тем, что сжигали их тела на костре. 11. РЕЛИГИОЗНЫЙ СУБЪЕКТ. Верующий считает, что самомнение или гордыня есть грех.Но фактически для него главное он сам, разумеется, в качестве “богоугодного”. Но, осознанно или нет, он исходит из желания изменить собственную судьбу в лучшую сторону. А для этого ему надо пройти множество земных испытаний. То есть для него, как впрочем и для атеиста, первичный интерес заключён в собственной судьбе. Но если атеист подчас связывает свою ценность с общим благом людей в здешнем мире, то верующий акцентирован всё же на своей личной судьбе, личном поведении, личном спасении. Все связи христиан в “одну общину” всего лишь облегчают условия для этого личного спасения. Если миллионы грешников попадут в ад, то грезящего о рае это мало волнует и напротив - он скажет: “Они заслужили” и назовёт такое своё отношение к большинству людей на Земле нравственным. Известный христианский запрет на самоубийство исходит не из представления о ценности земной жизни, а из необходимости как можно полнее пройти испытания, связанные с земным бренным бытием. Если жизнь “суета сует” и “обитель греха”, то, логически, уйти из неё надо как можно скорее, тогда и грехов будет меньше. Но верующий специально ставит себя в сложные условия, чтобы доказать собственную ценность (веру) и заслужить личное спасение. И даже “любовь к ближним” всего лишь средство для этого. Настоящее определяет его будущее, хотя будущее значит больше, чем настоящее. 12. ЭТИКА, РЕЛИГИЯ, ЗНАНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ. Знание более изощрённое состояние, чем религиозная этика. Но знание, этику и религию объединяет, во-первых, стремление к истине, хотя понимается она по разному, во-вторых, - первенство желаемого (должного) над действительным. В религии и этике часто потребности сердца значат больше, чем знание, мудрость. Но и они тяготеют к знанию. В знании, естественно, эмоции, не теряя своей значимости и ценности, должны отступить на второй план. Интеллект много значит и в теории и на практике. Недостаток этики может заключаться в её излишней абстрактности - она ищет главное и пренебрегает второстепенным, хотя в жизни главное и второстепенное, целое и частное взаимосвязаны. Глобальные теоретические вопросы этики порой вообще неразрешимы для знания и к тому же их решения нужны человеку для улучшения - частного, человеческой жизни в рамках социума. Вульгаризация этики,когда она зациклена на “земном, слишком земном” может низвести её до обычного гедонизма или утилитаризма. Не этические принципы должны владеть нами, а мы ими Этическая, да и религиозная вера, как и знание, подобны реке, в которой можно утонуть, если не умеешь плавать. Этическая вера сама по себе не создаёт мораль и нравственность, но развивает исходное психологическое начало до этического. Этической верой она называется по результату данного процесса, но психологическая вера неизбежно приводит к этической в двух её формах - морали и лжеморали. Психология частично сохраняет себя в этике, влияет на неё. Можно даже говорить о зависимости этики от психологии, которая пронизывает всю человеческую жизнь в социуме. Поскольку для психологии жизнь - первое, то и этика проникает и проникается этой сферой. Жизнь для этики становится первой ареной действия, практические проблемы приобретают первейшее значение. Вместе с тем порой недооценивается роль Знания в жизни, значение теории для жизни, что может привести к разрыву абстрактной этики и жизни. Если любовь - “немой бог” (10.), то этическая вера - бог говорящий, требующий осмысления действительности и активности. В целом этическое начало связано с познаванием, с сферой сознательного, - ответственность за преступление не может вменяться безумцу. Трудно сказать насколько нравственное начало проникает в глубь подсознательного. Но возможно, что само сознательное обогащает своими идеями и чувствами подсознание, а оно затем, в свою очередь, начинает влиять и на сознание, относительно как “добра”, так и “зла”. Возможно и то, что именно этическая вера в определённой степени и “этизирует” многое что проникает из подсознания в сознание. 13. ЗНАНИЕ КАК АНТИДУХОВНОСТЬ. Знание тем не менее часто отходит от этики, желая самодавлеть. Вера в себя оборачивается тогда уверенностью в своём величии и безнаказанности. Утрачивается связь начал. Недаром Ф.Достоевский обвинял науку в том, что она игнорирует духовное. (14.) (Именно наука, с её уклоном в практику и с её принципом полезности чаще всего становится аморальной, начиная обладать негативными последствиями.) Знание не может эффективно развиваться без самопознания, но здесь может быть очень много иллюзий. Знание в большой степени зависит от общего развития субъекта познавания. Поэтому и говорит пословица, что “у невежды и золото превращается в грязь”. Относительно же самопознания, поэт-суфий Санайи (1080-1140) вопрошает: “Может ли знать душу другого тот, кто не знает самого себя?” (17.) Сопряжённость этической веры с самопознанием была ясна ещё Конфуцию (551-479 г. до н.э.) (18.) Существует мнение, что специфика морального познавания - это постижение-через-любовь. Но в жизни, как подмечено ещё суфистами, “восхищение подменяет знание любовью”. (22.) Одним словом, и истинная нравственность не страхует от гносеологических ошибок или злоупотребления знанием. Жизнь морали прежде всего мораль жизни, а жизнь противоречива…
Сперва открывается негативное, оно требует преобразования и во многих случаях становится позитивным для личности. Это отражено в самой логике жизни - самоотверженные доктора не были бы возможны, не существуй болезней и т.п. Даже сказка для детей не обходится без отрицательных персонажей. Философ А.Камю считал,что только в силу наличия абсурдной и бессмысленной реальности делает возможным этический бунт человека против неё. Жизнь индивида осмысляется и гуманизируется. (11.)Вл.Соловьёв в своей статье “Красота в природе” пишет: “Хаос, т.е. само безобразие… необходимый фон всякой земной красоты”. (12.) Он понимал и недостаточность одного этического начала без его связи с знанием. “Быть лучше, выше своей действительности бессмысленно, - писал он, - действительность же человека определяется прежде всего знанием его о самом себе и о мире”. (13.) А знание начинается с невежества, которое облегчает пребывание души во зле. 15. СТРАДАНИЕ. Одно из главных особенностей жизни - возможность страдания (в различных его формах). 16. ВРЕМЯ. Этическая вера более всего живёт грядущим, грёзами о хорошем будущем или воспоминанием о "золотом веке" прошлого. Прошлое она использует как общий образец будущего, (идея о новом "золотом веке"), поэтому нельзя говорить об укоренённости этической веры в прошлом. III. РАЗВИТИЕ ТЕМЫ. 1. ЗНАНИЕ КАК ВЕРА И НЕВЕРИЕ. (Гносеологическая вера.) Гносеологическую веру можно разделить на два типа - веру основы (основания знания) и веру результата, познавательного итога (отдельного учения,коллективных изысканий или в смысле более глобальном, когда субъектом знания становится всё человечество.Первый тип - вера как оптимистическая уверенность в силе Знания, его способности проникать в явления "до их корней", вера в познаваемость реальности, стимул познавательного вдохновения и инициативы.Эта вера итог и следствие соответствующих эмоций.Второй тип имеет две особенности. Во-первых, речь идёт о подведении итогов какого-либо знания на данный момент.Речь идёт,например, о значении мыслителя или учения в контексте современности, при всей спорности, а порой и ошибочности самих идей.Это то, что обычно называют критикой. Во-вторых, выводы частного лица и коллектива всегда субъективны, не окончательны и конец исследования превращается в начало нового исследование той же темы.В этом типе главенствует содержательность, вера здесь есть вера в истинность или логичность собственных выводов. В самом познавательном процессе присутствуют - в разных пропорциях - оба типа веры. Результат становится новым началом, а начало заканчивается новым результатом. Поскольку же первое выражает оптимизм, второе приходит подчас к скепсису, пессимизму и даже агностицизму. Поэтому познавание в общем это вечная борьба веры и неверия- для его эффективности нужно и то и другое.Но эмпирически это приводит к разделению философии на школы и направления, от таких, где преобладает оптимизм и самых мрачных.Но существеннее всего оказываются учения, смешавшие веру и неверие,то есть диалектические. Любопытно, что рациональное знание неизбежно порождает иррациональное и сама вера готовит почву для неверия. Знание нуждается в сомнении,чтобы его преодолеть - насколько это возможно.В итоге уже в подсознании человека заложено отношение к знанию как к мощи и как к немощи. Главнейшие проблемы реальности требуют абсолютного их разрешения и в то же время относительно глобальных явлений возможно лишь относительное и субъективное знание. Реальность бесконечно многозначна в своих проявлениях. Но можно выделить ещё одну антиномию знания - психологическую. А именно: чем меньше верить в Знание, тем крепче потребность в такой вере. Рост познаний лишь усложняет ситуацию. Но для практики, науки и жизни вера в Знание оказывается существеннее,ценнее,чем неверие. Стало быть, гносеологический пессимизм становится всё более теоретическим и с самого начала впадает в противоречие: он должен истинно себя обосновать, отвергая истину как таковую. Современный философ Р.А.Варгезе констатирует:"Постоянное нарастание потока научной информации сопровождается столь же постоянным падением уверенности в нашей способности к познаванию".(25.)Это обстоятельство,в частности,результат обилия информации,перегруженности знанием,трудностями управления знанием. Но в то же время сохраняется и потребность в положительном знании.Альтернатива Знания - невежество и ухудшение жизни.Вреден догматизм,культ Знания,но и Культ Незнания не лучше. Познание - смесь поражений и побед,но одного знания без его связей с жизнью,эстетикой и моралью недостаточно. Именно в искусстве потребность знания становится стремлением "объять необъятное и познать непознаваемое", а познание человека,души становится главным. Если же модернизм выступает против познания человека,то,желая прогрессировать,он объективно регрессирует и догматизируется. Трудности познания лишают познающего самодовольства.Нужно пройти пустыню "Нет",пережить гносеологические катастрофы,чтобы прийти к живительному источнику "Да". 2.ВЕРА КАК ЗНАНИЕ (РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА) Религия считает себя Высшим Знанием. Но, чтобы не впасть в гордыню, она учит о принципиальной непознаваемости многим, очень важных для души и жизни, явлений реальности. На этом фоне и рациональная непознаваемость Божества уже не выглядит чем-то особенным. Более того, интуиция и вера становятся высшим родом познания. По логике любое другое знание должно быть неполноценным и даже иллюзией истины. Подвиг веры оказывается выше любой человеческой "премудрости", которая часто представляется в виде "прельщения", а значит и греха. Сами мудрецы и книжники от веры те, у которых потребности сердца оказываются сильнее обычного догматического смирения. Но они вовсе не желают противоречить догматике и вере, но лишь утвердить их ещё больше посредством знания, или как выразился Николай Кузанский, "учёного незнания". Происходит следующее: религия слишком зависит от своего "специфического знания". Но вместе с тем она часто делает его орудием личных или церковных интересов. Никакого знания ради знания здесь нет.
Во всяком случае очевидна, проверена опытом, польза знания для практики, для жизни,при условии соединения знания с нравственностью.Но и "отрицатели" приходят к этому же через знание, удостоверяя полезность этого процесса.Уверенность и сомнение - инструмента познания, но такие, что именно в знании они приобретают и собственную самоценность,подчас даже выходящие из рамок гносеологии. Например, сомнение в реальности открывает в ней многие её истинные и парадоксальные стороны, некую Истину, пусть и не познаваемую. В знании же к истинам приходят лишь через сомнение и порой через сомнение в очевидном. Сомнение в истинности человеческой реальности ещё не значит отрицание реальности вообще: даже субъективный идеализм вынужден полагать (или подразумевать) саму субъективность, некое сверхсознание в качестве объективно-истинной реальности. 4. МЫСЛЬ. Сама Мысль, этот Млечный Путь души,для субъекта познания реальнее даже всего внешнего. В то же время она и призрачна,таинственна, относительно самостоятельна в субъекте и даже порой навязчива.Это зыбкое, реально-ирреальное нечто. Она вся - энергия то веры,то неверия даже в саму себя.И как зыбка грань между "здоровой" мыслью и её "болезнью"! По Достоевскому,(см. его "Записки из подполья")(35.)"всякое мышление есть болезнь" Он же считал, что "у человека от природы есть чувство сомнения".(36.)А значит, возникает и потребность преодоления сомнения.Мыслитель - "вечный бегун", он не может "остановиться", и "вера" и "сомнение" становятся лишь фазами его познавательного развития.Познание сразу и блаженство человека и его проклятие. Собственно, с развитием сознания уже невозможны чистая вера или чистое знание. Любой кусок познанного отвечает двум тенденциям: это не есть окончательное знания, тем более что сами основы непознаны или непознаваемы. Вторая тенденция: это знание, подчас очень точное и жизненное, хотя и относительное. Но аксиомы, как и открытость знания новому, наращению, требуют веры в нечто. Вера эта максимум психологична, но должна иметь ряд особенностей, общих с верой религиозной. Одна из таких особенностей - вера в истину утверждаемого. 5. ФИЛОСОФИЯ. По Н.Бердяеву "философия отбирает у человека последнее утешение,выбивает его из жизненной колеи,сталкивает с трагичным в жизни".(43.)Более того,философия открывает антиномичность всякой реальности.Не говоря уже о том,что в познавании незнание всегда преобладает над познанным.Но именно разум оказывается чуть ли не единственной защитой от этой "тьмы" неведения и невежества.И именно в философии наиболее хорошо обнаруживается важность самой "человечности" человека,противостоящей всей "мертвечине" космоса. В пределах философии вера в знание становится моральным отношением к познаванию,что можно выразить в формуле:"знание ради знания".Но вместе с тем любое знание - и философское тоже - обслуживает жизнь и в частности даже определяет авторитет индивида в обществе.И на этом пути Знание может стать аморальным,превратиться в инструмент удовлетворения эго,когда любовь к истине перерастает в безразличие к ней.Это то же,что в эстетике:самоценность знания разрушается и оно становится средством для другого.Стало быть,одна из главных задач философии сохранить эту самоценность знания. Сама философия выявляет неоднозначность Знания. Оно может сохранить душу и обездушить индивида,употребить свою теорию во зло и на благо обществу, дать человеку лучшее или отнять у него последнее.Знание выделяет мыслителя из толпы - и делает его одиноким,создаёт идеалы и разрушает их.Вместе с розами мы получаем и тернии.Оно рационализирует и фантазию,а саму истину может сделать "горькой". Действительность антиномична по существу. А антиномичность и саму истину делает антиномией, смешивая в ней равно важные относительное и абсолютное. Но здесь важно что именно преобладает в познавании или в познанном - тьма (незнание) или свет? Вопрос перестаёт быть бессмысленным, когда от глобализма мы переходим к конкретному знанию или его акту. Вместе с тем, уже наличие "тьмы", её обнаружение, требует преодоления её силой "света" или "знания". И в этом смысле именно способность человека к познанию как преодолению "тьмы" делается его "человечностью". Человек вовсе не есть "человек разумный". Это "человек познающий". Познание не просто холодное обнаружение и созерцание искомого, а противостояние человеческого менталитета всяческой "мертвечине" космоса. И лишь корыстное использование знания извращает его природу и превращает в врага человечества. Познание стремится верить, а вера познавать. Любопытно, что даже приводя к скепсису, знание сохраняет этическую веру человека в добро. Платон уверяет нас: "Человек - игрушка Бога"(44.), но был ли сам Платон в своей жизни такой "игрушкой"? Считал ли он всё написанное им суетой сует? Разве не хотел Платон быть не марионеткой высших сил, а причастным им - через деяния и знание? Можно выделить "веру-в-знание". Совершенно ясно, что именно она двигатель любого познавания, а значит и утверждение мощи Разума. Но это ещё не этика. Самое важное здесь - познающий субъект, его уровень развития и нравственности. "Знание ради знания" - начало этизма. Однако, как и многое в жизни, можно сделать знание лишь средством для другого, для удовлетворения эгоистических и аморальных вожделений субъекта. Первое - вера и в ценность личности. Второе делает акцент на общественном авторитете, когда первейшее значение приобретают карьера и личные блага, или же блага какой-нибудь аморальной группировки. Поэтому, совершенно пусты рассуждения о благе или зле самого знания, всегда нужно говорить о конкретном субъекте или субъектах знания. Знание не просто сущность человека, оно и орудие саморегуляции, как в положительном, так и в отрицательном смысле, причём речь идёт о самой душе, о самом сознании человека. Само же по себе знание может развить душу и обездушить, дать человеку лучшее или отнять у него последнее. Выделяя мыслителя из толпы, оно делает его одиноким. Вместе с розами мы можем получить и тернии. Знание парадоксально. Оно может и фантазию преподнести как истину, а само прозрение сделать горьким. Чем выше взлетает ввысь познавательная мощь человека, тем труднее удержаться ей в своём "небе". Знание делает из человека человека, но и превращает его в чудовище, если сама душа личности взалкала этого. Всякое развитие светлой стороны личности чревато ростом изощрённости и тёмной её стороны. Знание не есть нечто совершенное. Перевес интеллекта познающего субъекта над интуицией и эмоцией нарушает целостную гармонию развития человека, что и отражается на его способностях. Знание лишает "Я" человека непосредственности, духовно старит. (мудрец в народном представлении - "старец".) Опосредованное эго человечества, знание приводит к упадку нравов, к аморально-технократическому обществу (повторим: это вина не знания, а познающих!) Обыденное сознание относится к современному гуманитарному знанию (особенно философскому) насмешливо, как к современной схоластике, поскольку очень легко презирать то, что не понимаешь. Религия упрекает Знание в гордыне, в отпадении от Бога, в том, что оно привязывает человека к миру "суеты сует", когда "комфорт" уже существеннее "души".Искусство ошибочно противопоставляет абстрактное знание поэзии, образному языку реальности. Модернизм отрицает саму возможность истины в искусстве. Лишая знание связи с эмоциями, считают, что знание усмиряет пыл чувств, благие порывы; оказывается, что идеи вообще угнетают чувства и откровения из бессознательного умерщвляют формальной логикой холодных идей. Л.Шестов объявляет познающий разум тираном человечества и рабом необходимости. Гений познавания, Гёте, пишет в своём "Фаусте": "В глубоком знаньи жизни нет, / Я проклял знаний лживый свет". (Пер. А. Пушкина). Кьеркегор называет науку "фарсом тщеславия" (45.) Б.Паскаль считает знание сущностным признаком человека и в то же время отказывается от него в пользу веры. (46.) Философ В.Н. Муравьёв ещё во 2й пол. 20-х г. сделал этику более приоритетной, чем знание. Согласно ему, "главное не в том, "что есть", а в том, "что делать?" и "как делать?" (47.) (Но ошибочные основания знания, "что" объекта, сделали бы ошибочными и все действия с ним, саму этику. Не зная "что", не будем знать и "как".) Вот в такой враждебной среде знанию приходится жить и крепнуть. 6. ФИЛОСОФСКОЕ И НАУЧНОЕ РАЗНОМЫСЛИЕ В КОНТЕКСТЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВЕРЫ. Можно отвлечься от науки и сосредоточиться на философии. Что обнаруживаем мы по данной теме в философии происходит и в науке, лучше сказать - во всех сферах познания. С одной стороны любое оригинальное творчество вносит свою лепту и в общее знание - образуются школы и направления. Чем более предмет проанализирован с разных точек зрения, тем более его познание основательнее и особенно в том, с чём все постепенно соглашаются. С другой стороны, чем более личностна индивидкальность мыслителя, тем труднее прийти к общему знаменателю (в науке легче). Индивидуальность не являет собою абсолютное отрицание других индивидуальности, хотя и согласование позиций имеет свои границы. Стало быть, важен не просто контакт этих личностей, а контакт творческий и высокодуховный. Тогда и разногласия могут быть полезными. Творческий же подход предполагает не огульное отрицание аргументов оппонентов, а учёт их мнений и разумную критику. И в философии, например, в сравнении её с политикой, дело с этим обстоит хорошо. Тогда как у очень умных и эрудированных современных политиков культура спора находится почти на дикарском уровне, если судить по политическим телешоу, философы в принципе могут найти друг с другом общий язык, даже если не придут к совершенному взаимосогласию. Здесь аргументы должны иметь серьёзные основания и исходить из общего знания. Спор может быть построен на отрицаниях.Но и обычное отрицание помогает нам лучше уяснять и формулировать нашу позицию, усиливает коммуникативность спорящих. Историческая преемственность знаний прямо предполагает и их коррекцию. Это приводит к частичному отрицанию части познанного. Лучшее в старом знании остаётся в новом. Таково обычное понимание преемственности. Существует и такое явление, как переосмысление старого. Только на почве старого создаётся новое. В этой связи любопытно высказыванье А. И. Герцена (1812 г.): лишь "глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего: глядя назад, шагаем вперёд." (50.) Согласно Герцену, важно не всякое отрицание, а "созидающее и направляющее" (51.) Старое истощается и гибнет, - но именно так и рождается новое. Старое - уже мёртвое, но ещё цепкое и поначалу сильное бытие, атакуется новым не из одной точки пространства-времени, а из множества точек, дел и душ, умов и стечений обстоятельств. Новое единство реализуется в форме многообразия, воплощает себя в разных условиях и модифицируется. Без личностных творений и идей не было бы и Целого. Но целое не есть сумма своих частей, а нечто большее. Происходит не просто изменение знания, но приращивание старого к новому, взаимосвязь и диалектика прошлого и настоящего. Одна ступень не в силах заменить собой весь дворец Знания, но есть ступени, которые являются фундаментом здания и без которых целое обойтись не может. Старое изменяется только в контексте смыслов, требований, ценностей новой эпохи. И здесь уже характер эпохи влияет на качество знания. Во-первых, возможен прорыв ложного и порочного знания из прошлого в настоящее. Во-вторых, само настоящее может негативно повлиять на знание и исказить очень многое. Плюрализм и преемственность дополняют друг друга и не могут разделиться окончательно. Гносеологическая вера - их энергия, стимул, начало творческого взаимодействия разных составных целого. Суфий Руми Джалил (1207-1273) так определил сущность реальности: "Противоположность и противоречие - вот крылья, на которых вселенная летит по воздуху бытия". (52.)
© Copyright: Николай Островский 2, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|