Религия и культура.
Оперу «Тангейзер» Рихарда Вагнера, поставленную в Новосибирске местным режиссером Тимофеем Кулябиным, высоко оценили не только критики и знатоки, но и обычные зрители. Однако иерархи новосибирской митрополии Русской православной церкви (РПЦ) и правоохранительные органы не разделили всеобщий энтузиазм — после обращения новосибирского митрополита прокуратура возбудила административное дело об осквернении предметов религиозного культа.
Премьера оперы «Тангейзер» состоялась в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) в декабре прошлого года. Спектакль поставил Тимофей Кулябин, радикально осовременив сюжет. Постановщик превратил Тангейзера в кинорежиссера, а состязания певцов в Вартбурге — в кинофестиваль. На этом фестивале герой представляет свой скандальный фильм «Венерин грот», в котором рассказывается о молодых годах Иисуса, которые тот якобы провел в наслаждениях в Венерином гроте. По замыслу авторов новосибирской постановки, фильм Тангейзера вызывает возмущение именитых режиссеров, которые прогоняют с фестиваля своего вольнодумного собрата.
Спектакль получил восторженные отзывы критиков, «Ъ» включил его в десятку лучших оперных и балетных премьер России 2014 года. К сегодняшнему дню «Тангейзера» посмотрели около 3 тыс. зрителей. Однако местные иерархи РПЦ во главе с митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном не разглядели в спектакле заявленную режиссером «тему экзистенциального человеческого одиночества», зато хорошо рассмотрели эпизод из крамольного «фильма», в котором Иисус гладит Венеру по обнаженному бедру в окружении девушек топлес.
27 января Тихон направил заявление в прокуратуру Новосибирска, инкриминировав постановке использование церковной символики не по назначению. Ранее митрополит, комментируя содержание ряда театральных спектаклей, включая «Тангейзер», говорил, что «культура развивается со всем обществом, новые тенденции остановить невозможно, но у нас есть закон, который говорит о правах верующих людей». О протестах других христианских общин Новосибирска по поводу «Тангейзера» пока ничего не известно.
Вагнер по-человечески
В декабре Новосибирская опера показала одну из самых важных премьер российского оперного сезона — вагнеровского «Тангейзера» в постановке музыкального руководителя театра Айнарса Рубикиса и одного из самых известных молодых режиссеров страны Тимофея Кулябина при участии художника Олега Головко. Из Новосибирска — РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ и ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ.
Как рассказали в прокуратуре, проверка заявления митрополита длилась около месяца: были рассмотрены, в частности, буклет, рекламные материалы и видеозапись спектакля. Вчера в результате этой проверки заместитель городского прокурора Игорь Стасюлис возбудил дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.26 КоАП (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение) в отношении директора НГАТОиБа Бориса Мездрича и режиссера-постановщика Тимофея Кулябина. В прокуратуре считают, что, допустив спектакль до публичного просмотра, они «публично осквернили предмет религиозного почитания в христианстве — евангельский образ Иисуса Христа». Дело будет рассматривать мировой суд Центрального района, который может оштрафовать виновного на сумму до 200 тыс. руб.
Кроме того, управление СКР по Новосибирской области начало доследственную проверку обращений четырех (на сегодняшний день) граждан и представителей общественности (организация «Народный собор»), расценивающих постановку спектакля как оскорбляющую религиозные чувства верующих. По данным «Ъ», идет проверка по поводу наличия признаков состава преступления по ч. 1 ст. 148 УК РФ (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, максимальное наказание — лишение свободы сроком на один год).
«Пребывание христианского рыцаря в Венерином гроте — это великий грех, требующий великого раскаяния и великой жертвы. Так это рассказано и в оригинальной средневековой поэме, и в опере Вагнера»,— говорит Тимофей Кулябин. По его мнению, «люди, которые видят в этом спектакле выпад против христианских ценностей, не очень внимательно отнеслись и к сюжету новой постановки, и к тому, что имелось в виду в оригинальном либретто».
В свою очередь, Борис Мездрич вчера сообщил, что театр не намерен убирать спектакль из репертуара. Он не исключил, что в постановку могут быть внесены изменения. При этом директор театра подчеркнул, что это может произойти только после согласования с постановочной группой, за которой и останется последнее слово.
Валерий Лавский, Константин Воронов, Новосибирск
=============
Мои комментарии.
Таким образом, любое проявление атеизма и отклонение от ортодоксальной религии (христианство) подпадает под такую-то статью закона "об оскорблении верующих" и может быть применено наказание виновных в виде штрафа или тюрьмы. Свободу верующих превращают в диктат верующих, а творения разделяются на "нормальные" и "греховные".
Из моего письма на ту же тему:
Церковь и власть.
Насчёт Церкви и власти. Тут не всё так просто.
Церковь всегда была нелегальным государством в государстве легальном. Она стремилась всегда к относительной самостоятельности и к расширению своего влияния на социум вообще.
Здесь возможны такие пути:
1. Государство подчиняет Церковь.
2. Церковь подчиняет государство и политическую верхушку, включая сюда правительство, президента, прессу. Но пока Церковь не достигла этой идеальной своей цели даже в Ватикане.
3. Церковь и государственная власть имеют свои сферы влияния в социуме и стараются не вмешиваться в дела друг друга. Но власть в этом случае больше проявляет терпимость, чем Церковь, которая нетерпима по самой своей природе и всегда готова расширить сферу своего влияния.
Наконец, события совершаются и власть как и Церковь вынуждены реагировать, если события касаются религии или политики, которая сказывается на авторитете и статусе религии в обществе.
Понятно, что в Церкви действуют законы власти и глава её всё равно что президент, только в плане религиозной жизни.
Враждовать с Церковью Путин сейчас не может, так как ему надо сохранять внутреннюю стабильность в стране. Значит, хочет он или нет, но ему приходится мирно сосуществовать с Церковью. Но это значит, что в конфликтных ситуациях он вынужден подчиняться Церкви, тогда как церковники, заручившись поддержкой верующих и желающие весь мир превратить в один монастырь, более свободны в этом отношении. Насмешка над Церковью и верой - а она действительно имела место, повод для святош расширить своё влияние в рамках социума. И начать это дело удобнее всего с введения цензуры в искусстве и культуре. Постепенно Церковники могут подчинить всё, даже директорами школ будут попы. Но выгоден ли Путину такой расклад? Нужно ли ему заменять свой авторитет на авторитет Церкви? Таким образом, он попал в щекотливую ситуацию: ему нельзя ни слишком ссорится с Церковью, ни слишком поощрять её.
...И вот вопрос: нужно ли ущемлять свободу искусства и запрещать, каким бы плохим это искусство не было?
Нужно ли Церкви диктовать свои правила культуре? Мы ведь кончим тем, что все спектакли будут показывать сюжеты Библии и проповеди читать!
И самое опасное - смычка Церкви и власти. Может быть, за атеизм будут сажать и репрессировать, а школу превратят в монастырь? Искусство же фактически (формально и официально это будет отрицаться) подпадёт под цензуру со стороны верующих, мало смыслящих в искусстве... Мы говорим о правах верующих... Но ведь и существуют и права атеистов, права людей искусства и даже права разного рода "возмутителей спокойствия". Если Закон на стороне верующих, он автоматически становится противником атеистов, учитывать же интересы тех и других он не собирается, да в иных ситуациях это просто невозможно. Закон привлекает к суду всех,кого "религиозные люди и чины" сочтут "еретиком".
Другие статьи в литературном дневнике: