Каббала
Каббала – мистическое учение и мистическая практика иудаизма, первоначально сохранявшаяся устным преданием. Мнение о возрасте Каббалы расходятся более чем на 3000 лет – от времен Авраама до 13 в. н.э. По сути, Каббала представляет собой эзотерическую часть иудаизма, "Сокровенное", Нистар.
Согласно одному из основных положений иудаизма, Моисей (Моше) получил всю Тору, как письменную, так и устную от Всевышнего, причем в одно мгновение. Огромный раздел устной торы, посвященный процессу Творения мира и устройству духовных миров, и получил название Каббала.
Порядок изучения. Если материальный мир в какой-то степени можно проанализировать и изучить, то духовный мир очень близок к Творцу, к Единому, его познание всегда условно. Углубленное изучение духовных миров, приводящее к осознанию человеком Единства мира. Таит в себе опасности: стираются границы между "низом и верхом, левым и правым, добром и злом…" Поэтому Каббала изучается только с учителем, и только индивидуально. Каббала и означает – "передача и получение"; учитель передает, ученик получает. В Мишне написано: "Не излагаются дела о началах в присутствии двух…" Этот общепринятый порядок изучения каббалы существовал всегда. Величайший каббалист раби Акива позволил своему ученику раби Шимону бар Йохаю записать отдельные положения Каббалы в виде книги "Зогар". Однако появление этой книги и некоторых послдедующих не изменило порядка: каббала изучается только в тех случаях, когда учитель достиг такого уровня знаний, что может их передать, а ученик – такого уровня духовного совершенства – что может их принять.
Начальным возрастом для изучения Каббалы в традиции иудаизма считается 40 лет. Именно в этом возрасте бина (духовный потенциал) достигает нужного уровня (хотя далеко не у всех). Число "сорок" на иврите выражено буквой "мем", которая является символом воды (маим). Вода стекает вниз с небес, и это символизирует получение мудрости Торы.
Минимальный начальный уровень ученика – многолетнее серьезное изучение Торы, соблюдение всех ее заповедей, любовь к Всевышнему. Однако постижение Каббалы и знакомство с ее понятиями – разные вещи. Второе может пробудить ум и духовный потенциал, вызвать человека ко второй жизни, показать, что в мире есть Неведомое, но не открывает Его. И даже такое знакомство может стать опасным – в этом следует отдавать себе отчет.
Структура Каббалы. Каббалу разделяют на умозрительную и прикладную. Умозрительная Каббала состоит из двух главных частей, "дел": маасэ берешит (дела творения, космогония) и маасэ меркаба (буквально – дела колесницы или выезда Божия, теософия). Главные письменные памятники умозрительной Каббалы – "Сефер Иецира" ("Книга Творения") и "Зогар" ("Сияние", "Блеск") . Первая приписывается праотцу Аврааму, а иногда даже Адаму, хотя независимыми исследователями относится к началу средних веков. В XI в. на нее уже писались комментарии как на старинный авторитет. Вторая приписывается каббалистами ученику знаменитого раби Акива раби Симону бен Иохаю (I в.н.э.), но содержит указания на события, позволяющие датировать ее примерно 1300-м годом, а автором считать испанского раввина Моисея Леона. Обе книги напечатаны первый раз в Мантуе в 1558-1562 гг. Кроме этих основных текстов в образовании умозрительной системы Каббалы особое значение имели комментарии некоторых известных средневековых раввинов.
Умозрительная Каббала. Умозрительное учение Каббалы исходит из идеи сокровенного неизреченного Божества, которое будучи выше всякого рода определений может быть названо только "энсоф", Бесконечное или ничто. Чтобы дать в себе место конечному существованию, энсоф должен дать себя ограничить. Самоограничения или самоопределения Абсолютного и дают в нем место различным мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом но дают ему возможность проявляться, т.е. быть и для другого.
Первоначальное основание или условие для другого, по представлениям каббалистов, есть то пустое место, которое образуется внутри Абсолютного в результате его самоограничения или "стягивания". Благодаря этой пустоте бесконечный свет энсофа получает возможность эманации, "лучеиспускания". Это умопостигаемый свет, а его первоначальные лучи – 32 "пути премудрости", основные формы или категории бытия: 10 цифр (сфирот) и 22 буквы иврита, из которых каждой соответствует особое имя Божье. Как посредством десяти цифр можно исчислить все, а двадцати двух букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так и неизреченное Божество посредством тридцати дух путей открывает всю свою бесконечность. Различие между сфиротами и буквами состоит в том, что первые выражают сущность Божества в другом, или объективную эманацию (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена - обусловленные этой эманацией субъективные самоопределения Бога (отраженные лучи). Вот названия 10 сфирот: 1) Венец (Кетер), 2) Мудрость (Хохма) ; 3) Ум, распознавание (Бина); 4) Милость (Хесед); 5)Сила, строгость, крепость (Гевура); 6) Красота (Теферэт); 7) Торжество, великолепие (Нецах); 8) Величие, признание, слава (Год); 9) Основание (Йесод) и 10) Царство (Мальхут) . Мыслимые как части одного целого, сфироты образуют форму совершеннейшего существа – первого человека, Адама.
Сфироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами, конкретная Вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Богом находится Мир Сияний. Далее идут мир "творения", т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов; мир "создания", область душ или живых существ; мир "делания", сфера материальных явлений, наш видимый физический мир.
Эти миры не разделены между собой внешним образом, а включены друг в друга подобно концентрическим сферам. Низшие миры реализуют то, что идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, принимая из божественного источника влияния, передают их низшим, служа сосудами или каналами благодати. Человек принадлежит сразу к нескольким мирам, однако непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединен с Божеством. Человеческие души призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение двух видов: "круговорот" (гильгуль) и "прививка" ("иббур"). Первый состоит в последовательном прохождении всех сфер бытия во все новых телах вплоть до полного очищения, иббур же означает соединение отжившей души с живым человеком с провиденциальной целью на благо того или другого. Вспомогательное средство для очищения души есть прикладная Каббала.
Прикладная Каббала. Связь между нею и умозрительною определяется общим для обеих признанием мистического смысла букв и слов Торы. Относясь к Торе как к шифрованному тексту и применяя различные методы расшифровки, можно постигнуть удивительные и тайные смыслы сказанного Богом. Именно таким путем узнают Сокровенное и предсказывают Будущее. Другой частью прикладной Каббалы является магия, осуществляющая чудеса через целесообразное употребление имен Божьих. Полагают, что именно так цадики (еврейские праведники, чудотворцы) творили чудеса, исцеляли больных, предсказывали будущее.
Каббалисты полагают, что даже форма еврейских букв неслучайна, не обусловлена общественным договором, она отражает их внутреннюю сущность, их душу . Тоненькие иголочки на их концах (коцим), их " короны" (циюним) – все это отражение определенных духовных понятий и знаки сфирот. И в в основе каждой буквы – свет, сияние, исходящие из сущности сфирот, когда свет последовательно нисходит по ним, достигая земли. Каждая буква как величественный дворец, заключающий в себе духовную концепцию. Каббалисты учат, что сверхъестественные миры были сотворены благодаря комбинациям букв иврита, и здесь, в нижнем мире, все живет благодаря своему имени.
Существует 32 герменевтических принципа интерпретации Торы, среди них различные виды гематрий , перестановки букв, перестановки слогов, акростихи , замены букв. Особенностью иврита является отсутствие в написании гласных букв, пишутся лишь согласные буквы, а гласные читаются произвольно. Это дает дополнительные возможности толкования текстов. Каббалисты, интерпретируя Тору, обычно поднимаются по следующим ступеням: воспринимают явный смысл написанного, затем нюансы, намеки, затем делается числовой анализ слов, затем исследуется форма букв и т.д. Еще раз подчеркнем, что даже знание методов анализа Торы ничего не дает духовно не подготовленному, истинные открытия совершаются лучшими из лучших, а пытающийся изучать ее лишь из любопытства или в надежде снискать славу, может пожалеть об этом.
Еврейские буквы дают нам много способов понять Тору. В ней не выделены ни концы, ни начала предложений, нет огласовок, отсутствует пунктуация. Тора дана в таком виде, что, группируя буквы все новыми и новыми способами, можно найти новые смыслы помимо тех, что указаны установленным разбиением. Например, первые слова Торы "В начале Бог сотворил…", иначе разделив буквы, можно прочитать: "В голове сотворено…" Это добавляет новое измерение к пониманию проблемы творения, по этому поводу написаны целые книги.
Особый смысл имеют и отдельные буквы. Так, первая буква иврита, алеф символизирует Бога, считается, что ее утрата в словах приводит к греху и запретным связям. Числовое значение буквы зайн – семь, число, обозначающее силы природы. Семь цветов радуги, семь нот и т.д. Слово "зайн" означает меч, его напоминает и сам буквенный знак, символизирующий воинственную силу Господню, освободившую иудеев из египетского пленения.
И если постижение настоящих глубин Торы требует особого духовного и физического очищения, то числовой анализ текста доступен каждому, знающему иврит. Гематрия – эта "арифметика" Торы – воспринимается как прекрасная увлекательная игра, конец которой всегда удивителен и приносит новое знание, откровение. Рассмотрим, например, слово "лев" – сердце, состоящее из двух букв "ламед" и "бейт", гематрия которого равна 32. Как сердце несет всему телу жизнь, Так и 32 принципа толкования – сердце Торы, благодаря которым мы получаем от нее жизнь. Буквы слова "лев" – это первая и последняя буквы Торы. Буква "ламед" символизирует учебу, "бейт" – дом, внутреннеее убранство, внутренний смысл. Две буквы анализируемого слова – единственные в алфавите, образующие с каждой из букв имени Всевышнего осмысленные сочетания. Все вышеприведенные наблюдения позволяют дать следующую интерпретацию: через сердце человек может быть целиком связан с Творцом, познать внутренний смысл его учения. Тот факт, что вся Тора заключена между буквами слова "лев", свидетельствует, что изучение Торы зависит от сердца человека и 32 принципов интерпретации.
Прочитанное в обратном порядке слово "лев" становится словом "бал" – "не", отрицанием. Жизнь человека зависит от его сердца, оно может привести его к совершенству, а может - к отрицанию, к ничто, к пустоте. Прочитанное справа налево слово "сердце" показывает путь мудрого, а слева направо – путь глупого.
Разберем еще один пример – слово "человек". Оно состоит из трех букв: "алеф", "далет", "мем". Первая буква, "алеф", символизирует Бога, наделяющего человека духом. Оставшиеся две буквы образуют слово "дам" – кровь, символизирующую физическое, материальное начало человека, наследуемое им от родителей. Более глубокий взгляд на слово "кровь" позволяет в нем увидеть намек на обоих родителей. Гематрия этого слова дает число 44, оно является суммой числовых значений слов "мать" и "отец"(!).
Из последних букв слов "В начале Бог сотворил …" можно составить слово "эмет" – правда, истина, то есть сотворенному миру присуща правда. Отделение от слова "истина" первой буквы алеф дает слово "мэт" - мертвый. То есть мир живет благодаря Богу, не будь его, он был бы мертв. Гематрия слова "истина" дает значение 440 – ровно в 10 раз больше, чем слова "человек." Это означает, ЧТО мир сотворен Божественной истиной, а человек от нее – только десятая часть. Вот почему законы иудаизма требуют, чтобы одну десятую часть своего дохода человек жертвовал ради высших целей, а Каббала приравнивает сотворение человека из праха к десятой части урожая.
Глубинный смысл еврейских букв и слов широко обсуждается в каббалистической литературе, это предмет неисчерпаем. Однако сокровищница тайных знаний постоянно пополняется новыми драгоценными находками. В настоящее время в Израиле даже используются специальные компьютерные методы, позволяющие искать новые осмысленные сочетания в Торе. И хотя это не приветствуется современными теологами иудаизма, эти методы дают интересные результаты: найдены указания на многие важнейшие события двадцатого века, например, на режимы Гитлера и Сталина.
Тора безмерна, "больше земли и шире моря", отомкнуть ее запертые двери и расшифровать ее бесчисленные коды в надежде приблизиться к царствию Божию – цель, к которой продолжают стремиться каббалисты. Шестьсот тысяч букв Торы, количество которых совпадает с числом евреев, ожидающих Моисея у подножия горы Синай, складываясь в бесконечное число всевозможных сочетаний, хранят, как полагают каббалисты, всю мудрость мира, доступную только достойнейшим.
...... ......
ЧТО ТАКОЕ КАББАЛА?
Странные учения Хасидизма
Автор: Кеннет Боа
Каббала (по-древнееврейски – предание) – мистическое религиозное учение, зародившееся в иудаизме. Долгое время идеи каббалы передавались из поколения в поколение в устной форме. Талмуд, впрочем, также представляет собой записанную лишь в позднейшие времена устную традицию – истолкование Моисеева закона и комментарии к нему, причем Талмуд отражает социологическую и юридическую (общественную и правовую) стороны иудаизма, каббала же развивает метафизические и теософские идеи этой религии. Приверженцы каббалы объявляют себя продолжателями древних тайных религиозных учений. Постепенно каббала стала основным сводом оккультных течений самого различного толка. Каббалу, как таковую, можно разделить на две основные ветви: теоретическую каббалу и каббалу практическую. Приверженцы первой ветви занимаются в основном метафизическими и мистическими проблемами, последователи второй интересуются прежде всего тавматургией (практическими основами магии).
Каббалисты-"теоретики" занимаются философскими вопросами космогонии (происхождения и развития вселенной), космологии (устройства вселенной), эпистемологии (теории познания) и другими общемировыми проблемами. По сути это еврейская теософия (познание Бога посредством мистического проникновения в сущность мироздания), во многом схожая с гностицизмом. Каббалисты говорят об "эзотерическом познании", познании "сокровеннейших тайн". Это единственная в своем роде форма оккультизма, в основе которой – богато расцвеченные воображением, одухотворенные истолкования Танаха, и в особенности Торы.
Но каббалисты пользуются не только Танахом, они черпают свои идеи из многих других источников, самые важные из которых "Сефер Ецира" ("Книга творения") и "Зохар" ("Сияние"). Кроме них, существуют комментарии, которыми пользуются каббалисты, в том числе и комментарии к двум вышеупомянутым книгам.
Мистические и магические элементы каббалы привлекли к ней многих неевреев – приверженцев оккультных наук и эзотерических форм христианства, столь характерных для Европы эпохи Возрождения. За прошедшие столетия сложилось множество часто противоречащих друг другу традиций, школ и учений каббалы. В высшей степени спекулятивные методы истолкования, принятые в среде каббалистов, привели к возникновению различных экстравагантных теорий, многие из которых прямо противоположны по содержанию.
В "Книге творения" ("Сефер Ецира") описываются три основных способа истолкования Писания: гематрия, нотарикон и темурах. Гематрия заключается в определении числовых значений древнееврейских букв. Числовые значения букв в различных древнееврейских словах могут быть сложены друг с другом различными способами, и от полученной суммы якобы зависит более глубокое понимание содержания Торы. Нотарикон представляет собой систему образования новых слов и фраз из первых и последних букв в словах библейских текстов. Темурах – метод перестановки и перенесения букв в слове, с помощью которого из одних слов и фраз священного текста составляются другие. Каббалисты используют различные способы перестановки букв. В одном случае алфавит разделяется на три равные части, которые выписываются по порядку одна за другой. Буквы, образующие одну вертикальную колонку, взаимозаменяемы, и в результате получается нечто вроде шифра для составления новых слов из текста Писания. Многие каббалисты использовали подобные системы для доказательства боговдохновенности Библии: они указывали на интригующие числовые совпадения, возникающие в результате применения гематрии. Но основной их целью было найти скрытый, аллегорический смысл Писания.
Основа каббалистического учения – доктрина эманации, в соответствии с которой предлагается усложненная схема создания Богом вселенной с помощью пульсирующих пуков из 10 лучей, или "разумов", исходящих от Него. Пользуясь терминологией философов, каббалистическую систему можно назвать выродившимся монизмом. Учение об эманациях призвано заполнить собою пропасть, возникающую между понятиями о бесконечности и вечности Бога, с одной стороны, и конечности, ограниченности вселенной – с другой. Эманации становятся как бы посредниками между Богом и материальном миром. Выше всех эманаций находится Эйн Соф – совершенное и непознаваемое Божество.
Помимо десяти эманаций, каббалисты называют четыре мира, или уровня существования, отражающие различные стадии присутствия Божества. Высший и ближайший к Богу уровень существования – Ацилут, мир сверхъестественного. Следующий уровень – Брия, мир создания. Третий уровень – Ецира, мир зарождения вещей, и четвертый, наиболее удаленный от Бога, – Асия, мир вещества и действия. Каббалисты изготовили графические схемы, изображающие взаимосвязи эманаций и миров. Наиболее известная схема носит название Священное дерево, или Дерево жизни. На этой схеме 10 сефиротов-эманаций соединены 22 "путями", сгруппированными в колонки или столбцы. Центральный столбец называется Шехина Бога. Правый и левый столбцы соответствуют правой и левой сторонам человеческого тела, причем первая эманация (Кетэр) соответствует голове, а последняя (Малхут) – ступням.
Каббалистическая концепция спасения состоит в восхождении души к Богу по "среднему пути" Дерева жизни, то есть восхождения от материального мира (Асия) к миру сверхъестественного (Ацилут) и далее, за пределами обитания Божества. Эманации рассматриваются каббалистами в качестве "колес" или "колесниц" (представление взято из Иез. 1), с помощью которых человек возносится в следующие друг за другом "залы" или "пространства" божественного царства. Восходящий по Дереву жизни обретает эзотерическое познание Бога и процесса творения посредством медитации в 32 направлениях ("путях"), включающих 10 эманаций (сефирот) и 22 пути взаимосвязей между ними. Направления эти известны также как "пути мудрости", и каждый "путь" имеет свое название, символ и функцию. Мистическое переживание единения с Богом достигается продвижением по 32 "путям" с помощью созерцательной молитвы и медитации.
В дополнение к 32 "путям мудрости" каббалисты говорят о 50 "вратах понимания". "Врата" эти начинаются с хаоса и проходят через такие стадии постепенного совершенствования: зарождение элементов, живой материи, разума, экстрасенсорного восприятия, планет, звезд, мира ангелов и так далее, вплоть до архетипа – трансцендентного мира Эйн Софа. Считается, что Моисей достиг 49-х, но не 50-х "врат понимания".
Из всего сказанного видно, что божество каббалистов, Эйн Соф, безлично, и безличный принцип божественности настолько высоко вознесен над возможностями человеческого восприятия и мышления, настолько таинствен, что остается вечной, непознаваемой тайной. Все, что мы способны воспринять, – это лишь эманации некоего загадочного Единства. Эйн Соф есть высшая воля. Каббалисты разработали сложную иерархию ангельских и демонических существ. Брии, миру творения, соответствует поименный список архангелов. Каждый из архангелов соответствует, в свою очередь, одной из 10 эманаций. Ецире, миру зарождения вещей, соответствует 10 отрядов ангелов меньшего значения (и каждый отряд соответствует одному из 10 сефиротов-эманаций). Асии, миру вещества и действия, соответствуют 10 отрядов "оступившихся духов", или демонов. Эти десять отрядов представляют собой "ложные противоположности" 10 эманаций. Душа, по убеждению каббалистов, существует до того, как вселяется в человеческое тело. Бог указывает каждой душе, в какое тело вселиться. Согласно одной из каббалистических систем, душа состоит из жизненного духа, интеллектуального духа и собственно души. Каждой душе предначертано выполнить определенную миссию, которая осуществляется только в одном воплощении, затем душа поселяется вблизи божества. Но если одного воплощения оказывается недостаточно, душа может перевоплощаться снова и снова до тех пор, пока ее миссия не будет выполнена. Представление такого рода иногда называют метемпсихозом.
В учении каббалы особо подчеркивается значение женского начала божества. Женское начало называется Шехина и рассматривается как "невеста Бога". Таинственное значение Шехины тесно связано с каббалистическим представлением о сексе. Каббалисты исповедуют вульгарный антропоморфизм, рассматривая совокупление мужчины со своей женой как отражение взаимоотношений Единого Святого со Своей невестой Шехиной. Таким образом, половой акт является высшим священнодействием в системе каббалы. Каббалисты превращают в туманную аллегорию библейские высказывания о земном рае, о падении ангелов, о змее, о грехопадении человека, о великом потопе, об обетовании Аврааму, о жизни Моисея, о двух иерусалимских храмах, о геенне огненной и т. п. Все облечено в туманные одежды символов. Каббалисты говорят о грядущем Мессии, с пришествием Которого начнется новая эра.
Мистическое учение каббалы захватило в основном тех, кто уже увлекался оккультными "науками", гаданием или колдовством. Магические ритуалы в западных странах многим напоминают каббалистические концепции (например, колдуны и маги часто пользуются тетраграммой имени Бога в ее каббалистическом смысле). Алхимики и астрологи зачастую обращались к каббале – 10 эманаций каббалистов отождествлялись ими с семью "планетами" плюс небесная твердь, плюс "примум мобиле" (первоисточник движения), плюс эмпиреи (высшие небеса).
О Каббале с Библейских позиций
Каббалистическое учение о Боге весьма далеко от учения Библии. Эйн Соф – существо, лишенное всех атрибутов личности, является принципом некой непознаваемой, безличной воли. Учение об эманациях представляет собой философскую конструкцию, искусственно навязанную Писанию, а не выведенную из него. Эманации были выдуманы в попытке заполнить брешь между трансцендентным, непознаваемым Богом иудаистов и вещественностью окончательного творения. Писание, однако, открывает нам, что трансцендентный Бог в то же время имманентен Своему творению. Таким образом, нет нужды в промежуточной иерархии из 10 эманаций (1Тим. 2:5).
Каббалисты весьма странно и свободно толкуют Тору, рассчитывая обнаружить в ней скрытое значение и эзотерические истины. Гематрия, нотарикон и темурах представляют собой экзегетическую технику, не имеющую под собой ни библейского, ни логического основания. Методы эти полностью субъективны, и использование их ведет к аллегорической бессмыслице. К несчастью, такого рода числовые "расшифровки" библейских текстов не ограничиваются рамками каббалы. Примеры подобных заблуждений можно найти и в сочинениях евангельских христиан ХХ столетия. Каббала – весьма впечатляющая мистическая система, но составляющие ее элементы варьируются в широких пределах и даже противоречат один другому. Спрашивается, какой именно вариант следует считать истинным и почему?
Другие статьи в литературном дневнике: