гл 19

Нина Тур: литературный дневник

Святая Русь
В Киеве Нестеров благодушествовал, как он иронично пишет, в огромной своей мастерской, которая обязывает писать хорошие картины. Таковая была давно задумана, еще по высочайшему примеру Александра Андреевича Иванова с его грандиозным созданием «Явление Христа народу». Мечта была показать не того, иудейского, Христа, а нашего, явившегося русскому народу в сопровождении самых русских святых – Николая, Сергия, Георгия и сам народ, его встречающий. Уже собраны типы - богомольцы, «трудники», иноки, ради этого совершено большое путешествие на Соловки. «В картине этой надеюсь, - писал он, - подвести итоги лучших моих помыслов, лучшей части самого себя. Два года жизни, два года хотя бы относительного здоровья и силы, думаю, будет достаточно, чтобы спеть эту свою «лебединую песнь». Ну, о лебединой, то бишь последней песне, говорить, конечно, еще рано, но такого юмора ему не занимать. Пишет же он Турыгину: «Что с тобой, дружище А.А., от тебя нет вестей уже с месяц? Умер ты или притворяешься мертвым?»
Наконец, 18 октября 1901 новое полотно натянуто на большой подрамник. В Киеве целыми днями работает в своей огромной мастерской и - счастлив безмерно! «Сижу днями в мастерской, живу своими «чудаками» среди русской природы, переживаю еще раз свою молодость. Стараюсь не думать ни о Абастумане, ни о чем другом в этом роде».
Картину начал с верха. Прописал небо, пейзаж. Вышло хорошо, «морозно» ! Фигуры – это потруднее. Но трудности не страшат. Наоборот, это будет «полюбопытнее». В конце января пришлось съездить в Москву для новых этюдов. С середины февраля снова не выходит из мастерской целыми днями. 15 апреля картина вчерне готова. Приходят первые зрители. В числе их Шаляпин. Ему очень понравилось. Уже и название Нестеров для нее придумал. «Святая Русь»( мистерия). Единственный случай, когда наш художник решился показать неоконченную картину. Почему решился? Потому что прислушивался всегда к мнению зрителей, тем более зрителями были люди не чужие, часто и настоящие знатоки. А потом уже приходили чуть не толпами – такие слухи носились в Киеве о новой работе любимого художника. Хотелось проверить, какое впечатление произведет эта очень важная, этапная для художника вещь. Тему ее Нестеров определил так: «Среди зимнего северного пейзажа ( а ведь первоначально он был летним, у озера. Н. Т. ) притаился монастырь. К нему идут-бредут и стар, и млад со всей земли. Тут всяческие «калеки», люди, ищущие своего бога, носители идеала, которыми полна наша «Святая Русь». Навстречу толпе, стоящей у врат монастыря, выходит Светлый, Благой и Добрый Христос с предстоящими Ему – святителем Николаем, Сергием и Георгием ( народные святые). Вот вкратце тема моей картины, которая нравится, в которой есть живые места, но надо достойно кончить». Картина и продолжала нравиться, а за весну 1902 ее пересмотрело огромное число желающих. Общий отзыв: это лучшая вещь художника. И его неизменное: «Посмотрим!». Приходилось отвлекаться на Абастуман, потому лишь к началу нового 1904 картина была окончена. 5 января Нестеров написал: «Кончил картину». Но мы же помним, как Репина не пускали в Третьяковку, если он являлся с красками. Так и Нестеров продолжал аж до 1905 изменять, уточнять, иногда и переделывать. Так, я уже упоминала, что первоначальным пейзажем был летний день, озеро, затерявшееся в глухом лесу, сюда, в бедный скит, брели на богомолье русские люди, а навстречу им из скита выходил - сам Господь с угодниками. Почему изменил пейзаж? Посчитал, что для Руси более характерна зима, а после Соловков, его северного бесконечного простора и безмолвия утвердился в своем решении. Дурылин предполагает и влияние Сурикова с его «Боярыней Морозовой» и «Взятием снежного городка». Нестеров писал: посложнее будет писать фигуры, но и полюбопытнее. Фигур этих на картине шестнадцать, шесть мужских, десять женских. Все они, точнее, почти все – деревенские жители. Собирались они художником из самой гущи народной жизни.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.11.2025. гл 19