Наталья Швец проза ру
Московский художник Иван Николаев — сын художников Татьяны Серебряковой и Валентина Николаева, представитель знаменитой династии Бенуа — Лансере — Серебряковых. Он известен своими монументальными работами, но его творчество стоит особняком в российском искусстве. двух работах, находящихся в собрании Третьяковской галереи – «Свадьбы у Александровского сада» (1987) и «Похоронный оркестр» (1992), в качестве приёма он использует вывод изображения за пределы холста, на раму. То есть, эти картины, где бы их не выставили, сразу обращают на себя внимание. Верхняя часть рамы существует независимо от изображения. А нижняя стала прямым продолжением композиции, боковые же части — зеркальное отображение действия.
Оригинально? Не спорю. Красиво? Не знаю…
«Свадьбы у Александровского сада»
Смешивая в одной работе разные стили и материалы, вольно обращаясь с пространством, композицией и цветом, художник создал гротескные и экспрессивные образы, отвечающие духу времени. Так в работе «Свадьбы у Александровского сада» мы видим одновременно несколько свадебных процессий на Манежной улице между Историческим музеем и входом в Александровский сад.
На заднем плане виднеется Угловая Арсенальная и Никольская башни, а также купола храма Василия Блаженного и контур Мавзолея. Всё пространство заполнено несчётным количеством людей, сгруппировавшихся вокруг невест. Есть одна интересная деталь. Дело в том, что номер жёлтой машины – 1987 – обозначает год создания работы.
Третьяковская галерея купила «Свадьбы у Александровского сада» у Ивана Николаева за 3 млн рублей. «Похоронный оркестр» (1992) приобрела за 1,5 млн рублей.
Вообще-то Фондово-закупочной комиссии Третьяковки было представлено восемь произведений: четыре живописных работы Ивана Николаева, два пейзажа Михаила Нестерова и две скульптуры Дмитрия Цаплина. Выбор сделали в пользу Ивана Николаева…
Новый мир
Напомню, в конце 2018 — начале 2019 года В Третьяковке проходила выставка Ивана Николаева. Несколько позже тогдашний генеральный директор Зельфира Трегулова так высказалась о выставке: «Совершено новый мир, который, с одной стороны, страшно далёк от мира официального советского изобразительного искусства, а с другой стороны, парадоксальным образом был продолжением русской традиции». И далее отметила: выставка «очень многим открыла глаза на то, что принятое разделение на официальное и неофициальное искусство абсолютно искусственное».
Ну а чтобы убедиться в правильности этих слов, думаю, следует посмотреть работы художника. Они, начиная с 2020 года, представлены в постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке. Кроме «Свадьбы у Александровского сада» и «Похоронного оркестра», здесь висят: «Голова» (1974–1975), «Музыкальный экспресс» (1976), «Смерть Попкова» (1978).
В заключение хочу процитировать слова дочери художника Елизаветы Николаевой:
«Папино творчество основано на его наблюдениях повседневной жизни, которая его окружала. Но в своих произведениях он пытался преподнести это нетривиально. И способы, которые он любил использовать для произведений и даже сами сюжеты по большей части очень просты, но он умел преподнести из так, что они приобретали совсем иной взгляд».
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.