Владимирской иконе Божией Матери

Нина Шендрик: литературный дневник

«Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней
утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице
усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».


Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской.


Владимирской иконе Божией Матери
Романов Константин Константинович

С какою кротостью
И скорбью нежной
Пречистая
Взирает с полотна!
Грядущий час
Печали неизбежной
Как бы предчувствует Она!


К груди Она
Младенца прижимает
И Им любуется,
О Нем грустя,
Как Бог, Он взором
Вечность проницает
И беззаботен, как дитя!



Максимилиан Волошин
Владимирская богоматерь


Не на троне — на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует… Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке…
Собранный в зверином напряженьи
Львенок-Сфинкс к плечу ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья
Весь — порыв и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.
Кто разверз озера этих глаз?
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец,
Не печерский темный богомаз:
В раскаленных горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Ее из огненной стихии
Был в земные краски воплощен.
Но из всех высоких откровений,
Явленных искусством, — он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.
От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век, —
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междуусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ твой над Русью вознесенный
В тьме веков указывал нам след
И в темнице — выход потаенный.
Ты напутствовала пред концом
Воинов в сверканьи литургии…
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом.
Не погром ли ведая Батыев —
Степь в огне и разоренье сел —
Ты, покинув обреченный Киев,
Унесла великокняжий стол.
И ушла с Андреем в Боголюбов
В прель и глушь Владимирских лесов
В тесный мир сухих сосновых срубов,
Под намет шатровых куполов.
И когда Железный Хромец предал
Окский край мечу и разорил,
Кто в Москву ему прохода не дал
И на Русь дороги заступил?
От лесов, пустынь и побережий
Все к Тебе на Русь молиться шли:
Стража богатырских порубежий…
Цепкие сбиратели земли…
Здесь в Успенском — в сердце стен Кремлевых
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари…
Черной смертью и кровавой битвой
Девичья светилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена.
И Владимирская Богоматерь
Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам
На порогах киевских ладьям
Указуя правильный фарватер.
Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих святынь,
И ушла Предстательница-Дева
Из своих поруганных твердынь.
И когда кумашные помосты
Подняли перед церквами крик, —
Из-под риз и набожной коросты
Ты явила подлинный свой Лик.
Светлый Лик Премудрости-Софии,
Заскорузлый в скаредной Москве,
А в Грядущем — Лик самой России —
Вопреки наветам и молве.
Не дрожит от бронзового гуда
Древний Кремль, и не цветут цветы:
Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты!
Верный страж и ревностный блюститель
Матушки Владимирской, — тебе —
Два ключа: златой в Ее обитель,
Ржавый — к нашей горестной судьбе.
1929 г.


Владимирская икона Божией Матери, согласно церковному преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Икона была создана на доске, вырезанной из стола, за которым трапезовал Иисус Христос с Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом Обручником.
Существует несколько версий о том, как икона оказалась в России:
По одной из версий, в V веке икона была привезена из Иерусалима в Константинополь.
В XII веке она была подарена русскому князю Юрию Долгорукому константинопольским патриархом.
Икона была привезена в Вышгород, а затем перенесена во Владимир, где и получила свое название.
В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, икона была перенесена в Москву, что, по преданию, остановило врага.
В настоящее время оригинал Владимирской иконы Божией Матери находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.


По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». По преданию православной Церкви одна из трех этих икон была та, которую мы знаем как «Владимирскую».



Другие статьи в литературном дневнике: