Интервидение«Интервидение» ломает границы: отказ США, самоотвод SHAMAN и буйство красок без ухода в лазурь «Интервидение» — возрожденный спустя 60 лет советский проект, объединявший дружественные нашей стране государства Михаил ФРОЛОВ 1. Атмосфера В субботний сентябрьский день в немаленькую Live Арена под завязку набились журналисты со всего света — от США и Канады до Белоруссии и Китая, от Кубы до Индии, от Саудовской Аравии до Сербии. Места, как и мерцающих электронных браслетов, хватило всем. Бесплатной воды и печенья — тоже. Но самое главное, что, впервые за долгое время после начала (то есть попытки) тотальной изоляции России, можно было ощутить себя внутри огромного мирового сообщества разноцветных людей. Внутри многоэтажной Live Арены — и флаги Саудовской Аравии, и казахские цвета, и братская сербская речь, и бесконечно красочный африканский колорит. Где бы мы в такое могли окунуться? Разве что на ЧМ-2018 по футболу. Но это было так давно, что уже кажется неправдой. Теперь, во многом благодаря виртуозной работе дипломатов (не зря глава МИД РФ Сергей Лавров и присутствовал в зале, и по сути открывал конкурс), люди из разных стран мира без стеснения и боязни летят в Москву. И да — это не ряженые студенты. Неистово болеющих за своих дам из Мадагаскара гостеприимно гоняла по сектору опытная советско-русская билетная бабушка. Ну нельзя было стоять в проходе. Не положено! 2. Организация До механического синхронизма пловчих отрепетировали и отточили каждый шаг, жест, реплику ведущих и сценарий шоу. Свет, звук и картинка — без сбоев, идеально. Разве что при подсчете баллов слегка сбились (американцы и саудиты не могли определить, куда ушли их баллы, пока система зависла), но быстро пересчитали. И хотя не каждый артист «Интервидения» умеет работать с публикой, но внутри чаши арены, стоило обратиться к залу, забытая энергия единения благодарно выплескивалась обратно на сцену. А это пресловутая, уж простите, товарищи антисоветчики, дружба народов. Возможно, в этом и был смысл мероприятия. 3. Драматургия Во-вторых, вся женская часть зала набрала воздуха в легкие, когда на сцене SHAMAN решил взять персональное слово уже после номера, где по привычке левитировал. Нет, не потому что девушки собирались выходить за певца. Но обращение к возлюбленной — Лиге безопасного интернета Екатерине Мизулиной, болевшей за Ярослава Дронова в зале, — могло бы вывести «Интервидение» в тренды и мемы как минимум на ближайшую неделю. Все ждали. Но этого не случилось. Зато Ярослав, явно не без совета от старших коллег, сделал ход конем и сыграл на опережение: попросту снялся с конкурса. — Удивительная особенность «Интервидения» в том, что здесь берегут и ценят традиции и культуру каждой страны, — заявил вокалист. И этот текст не звучал как импровизация. — Гостеприимство — неотъемлемая часть души народа России. Я понимаю, что по законам гостеприимства не имею права претендовать на победу. И прошу членов жюри не оценивать мое выступление. Я представляю Россию, а Россия уже победила. Победила тем, что вы сегодня все находитесь у меня в гостях. Почему это умно и дальновидно (хоть и не без позы)? Читайте чуть ниже — в отдельном блоке. 4. Мировая презентация А еще мы при помощи мелодичного пира на весь мир представили товар лицом. И речь даже не про песню «Прямо по сердцу» Максима Фадеева, который почему-то не ставил SHAMAN даже в тройку фаворитов. Дронов отработал, как надо, но будто с самого начала знал, что ни на что не претендует (см. интервью «КП» от 1 сентября). Зато виртуозно и оглушительно или, как говорит в таких случаях Пелагея, «мурашечно», прозвучал стильный финальный мэшап — где «Эхо», «Течет река Волга», «Конь», «Калинка-малинка», Homay, «Матушка-земля», «Лететь» и даже «Сансара» (не очень тут, увы, уместная) органично сплелись в русскую музыкальную косу, которая опоясала зал и заставила всех, кому неравнодушна родная земля, растаять в хороводе — войти в эйфорический транс, будто за столом с родней, и качаться, улыбаясь друг другу. И русских, и всех-всех-всех, кто не отвернулся от нас за последние годы. 5. Стратегия Ход с «Интервидением», где были представлены все виды красок, но без ухода в густую лазурь, может показаться наивным — мол, ну «наш ответ», ну и что — но на самом деле, это может стать началом большой истории, связанной с перезагрузкой мировой конъюнктуры. Звучит пафосно. Но и реально. Как любая визионерская сверхзадача, которые мы перестали перед собой ставить. Однако стоило отказаться от отжившего себя горбачевско-ельцинского карго-культа и подобострастного смердяковского заглядывания в рот просвещенной Европе, как хруст французской булки на «Интервидении» безболезненно заменила колумбийская песня-молитва, бодрый вьет-электропоп (словно персонаж игры «Мортал Комбат» Дык Фук предсказуемо выиграл конкурс, потому что представил самый яркий и акцентированный номер на песню Phu Dong Thien Vuong, текст которой основан на национальном эпосе), госпел от ЮАР и пронзительная баллада из Катара. Плевать на отсутствие суперзвезд — концепция совсем в другом. «Интервидение» — это не концерт дрим-тим, не ответ кому бы то ни было, это «АнтиЕвровидение». Если еще не пощечина, то громкий привет Старушке Европе. Не протест, но глобальная альтернатива, слом, перековка. Именно это имел в виду Игорь Матвиенко, неплохо понимающий в музыке, который в финале заявил, что мир наблюдал рождение нового тренда. Рок-н-ролл мертв, попса выродилась, рэп пережевывает сам себя, в судорогах давясь докучливым постмодерном и импотентной метаиронией, а вот запрос на фолк, новую этническую искренность, неповторимую мелодику и культурное многообразие — возможно то, за чем будущее музыки. То, зачем и появилось «Интервидение». Если точнее, возродилось по советским лекалам. На самом деле, у этого жанра уже есть название — world music. И определение: это неанглоязычная национальная музыка, основанная на межкультурной традиции. Как говорится, для одних — отдушина, для других — занозонька. Еще это называют квазифолк. Вирусный успех «Аигел», AY YOLA, OTYKEN и многих других этнических коллективов («Намгар», Defne, Koledova, «Один в оленьем парке», AINA, «Луговые мари», «Иренек Хан», Marie Danic) — это вот оно. Публика испытывает желание глотнуть свежего воздуха и поставить, наконец, Киркорова с Пугачевой на паузу. В этот момент и пришло «Интервидение». Да, этих артистов вы можете не знать (хотя на родине все они популярны). Да, некоторые от волнения и давления пели неидеально. Да, звучали без лоска и фирменной европейской стерильности. Но ведь в этом и цимес! Каждый приехал раскрыться, рассказать про культуру и традиции. Язык, в конце концов. Как умеет, зато честно. Кто-то, может, знает особенности культуры Киргизии или Кении? А ведь они есть! Еще не так давно авторов союзных республик издавали будь здоров какими тиражами. А сборники избранных сочинений писателей Тропической Африки, Южной Африки, поэтов Африки — помните? Разноцветные такие. А теперь что? Ладно Сербия с балканской флейтой, но где вы, например, малагасийский язык еще услышите? Или увидите смиренное сияние звезды саудовского глянца Зейны Имад? И пусть один сбился, другая дала петуха, а третьи выступили в костюмах из мультика «Мадагаскар» — тем ценнее. Все эти артисты живые, а не прилизанные под унылый «евровизионный» формат. Всем им не надо пытаться ПОНРАВИТЬСЯ или старательно впрыгнуть в унылое болото конъюнктуры. Все они могут просто приехать и просто спеть. В свое удовольствие. Без оглядки на белых господ, которые приготовили бусы. В России не нужно плясать под дудку белых господ. В России можно достать свою дудку — со всем многообразием палитры оттенков национального колорита — и показать без стеснения. И пусть весь мир подождет. SHAMAN отказался от участия в конкурсе: стрем или норм? * признано экстремистской организацией и запрещено в РФ ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Интриги «Интервидения-2025»: Vassy вместо "сына" Майкла Джексона, Фадеев против SHAMAN Певец Дык Фук из Вьетнама – победитель Интервидения 2025: вся призовая тройка и турнирная таблица конкурса Автор: Егор АРЕФЬЕВ © Copyright: Нина Орлова, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|