Интервидение

Нина Орлова: литературный дневник

«Интервидение» ломает границы: отказ США, самоотвод SHAMAN и буйство красок без ухода в лазурь
"Комсомольская правда" 21.09.2025 на Дзене http://dzen.ru/a/aM8-JFRwWGlXm82R?from_site=mail


«Интервидение» — возрожденный спустя 60 лет советский проект, объединявший дружественные нашей стране государства Михаил ФРОЛОВ
20 сентября недалеко от инновационного центра «Сколково» на крупной площадке Live Арена прошел международный конкурс «Интервидение» — возрожденный спустя 60 лет советский проект, объединявший дружественные нашей стране государства со всей планеты (и даже США!). «КП» прибыла на мероприятие одной из первых и убедилась, что соседство со «Сколково» неслучайно: высокотехнологичное действо смело можно занести в актив. А отсутствие суперзвезд мировой величины — только преимущество, а не провал. Вот пять простых причин этого.


1. Атмосфера
Снобы, конечно, привычно скорчат физиономии и назовут «Интервидение-2025» конкурсом сбитых летчиков и ноунеймов, но это совсем не так. Потому что задача шоу, как подчеркнул президент России, сформировать общее культурное пространство для разных государств, то есть построить альтернативную площадку, а не собрать деньги с билетов за выступление звезд (хотя были и звезды — Дима Билан, Полина Гагарина и многие другие; хотя и билеты недешевые — 19 сентября можно было найти всего лишь несколько квитков по 50 тысяч рублей). Другими словами, «Интервидение» — сигнал: мы открыты, к нам можно ехать, с нами можно работать, у нас можно выступать, все пройдет на высоком уровне, медведи никого не съедят, а из «Калашникова» никого не расстреляют. В этом смысле проект более чем ярок и оправдан.


В субботний сентябрьский день в немаленькую Live Арена под завязку набились журналисты со всего света — от США и Канады до Белоруссии и Китая, от Кубы до Индии, от Саудовской Аравии до Сербии. Места, как и мерцающих электронных браслетов, хватило всем. Бесплатной воды и печенья — тоже. Но самое главное, что, впервые за долгое время после начала (то есть попытки) тотальной изоляции России, можно было ощутить себя внутри огромного мирового сообщества разноцветных людей. Внутри многоэтажной Live Арены — и флаги Саудовской Аравии, и казахские цвета, и братская сербская речь, и бесконечно красочный африканский колорит. Где бы мы в такое могли окунуться? Разве что на ЧМ-2018 по футболу. Но это было так давно, что уже кажется неправдой. Теперь, во многом благодаря виртуозной работе дипломатов (не зря глава МИД РФ Сергей Лавров и присутствовал в зале, и по сути открывал конкурс), люди из разных стран мира без стеснения и боязни летят в Москву. И да — это не ряженые студенты. Неистово болеющих за своих дам из Мадагаскара гостеприимно гоняла по сектору опытная советско-русская билетная бабушка. Ну нельзя было стоять в проходе. Не положено!


2. Организация
Все предпосылки для того, чтобы длить и длить конкурс вне российской территории, есть (по принципу «Евровидения» у нас победившая страна не принимает эстафету и не проводит конкурс на следующий год — так что «Интервидение-2026» пройдет в Саудовской Аравии, которая вызвалась принять проект). В Москве была задана весьма высокая планка: бюджет в 750 миллионов рублей заметно ощущался. Встречали делегации со всего света более чем достойно: и размещение, и переводчики, и выступления, и репетиции, и транспорт, и культурная программа — докопаться практически не до чего.


До механического синхронизма пловчих отрепетировали и отточили каждый шаг, жест, реплику ведущих и сценарий шоу. Свет, звук и картинка — без сбоев, идеально. Разве что при подсчете баллов слегка сбились (американцы и саудиты не могли определить, куда ушли их баллы, пока система зависла), но быстро пересчитали. И хотя не каждый артист «Интервидения» умеет работать с публикой, но внутри чаши арены, стоило обратиться к залу, забытая энергия единения благодарно выплескивалась обратно на сцену. А это пресловутая, уж простите, товарищи антисоветчики, дружба народов. Возможно, в этом и был смысл мероприятия.


3. Драматургия
Сценарий сценарием, но не обошлось без казусов. Интрига пришла, откуда не ждали. Потому что сенсациями это назвать сложно. Во-первых, с самого начала были вопросы к США, от которых должен был выступить двойник — и, по мнению некоторых, внебрачный сын — Майкла Джексона Брендон Ховард. Однако бездетный и неженатый артист снялся с дистанции «по семейным обстоятельствам». Зато с радостью заявил, что заменит его австралийка греческого происхождения Vassy (Василики Карагиоргос). Певица максимально интернациональных кровей показала билеты в Москву в соцсетях, все уже приготовились задавать вопросы про сближение России и США, но с этим получилось примерно так же, как и с «помощью» и поддержкой от «нашего слона» Дональда Трампа. Ки-ну-ли. Буквально перед выходом Vassy на сцену организаторы выпустили официальное заявление о том, что артистка столкнулась с «беспрецедентным политическим давлением со стороны правительства Австралии» (тем самым, одиозным!) и прилететь не сможет.


Во-вторых, вся женская часть зала набрала воздуха в легкие, когда на сцене SHAMAN решил взять персональное слово уже после номера, где по привычке левитировал. Нет, не потому что девушки собирались выходить за певца. Но обращение к возлюбленной — Лиге безопасного интернета Екатерине Мизулиной, болевшей за Ярослава Дронова в зале, — могло бы вывести «Интервидение» в тренды и мемы как минимум на ближайшую неделю. Все ждали. Но этого не случилось. Зато Ярослав, явно не без совета от старших коллег, сделал ход конем и сыграл на опережение: попросту снялся с конкурса.


— Удивительная особенность «Интервидения» в том, что здесь берегут и ценят традиции и культуру каждой страны, — заявил вокалист. И этот текст не звучал как импровизация. — Гостеприимство — неотъемлемая часть души народа России. Я понимаю, что по законам гостеприимства не имею права претендовать на победу. И прошу членов жюри не оценивать мое выступление. Я представляю Россию, а Россия уже победила. Победила тем, что вы сегодня все находитесь у меня в гостях.


Почему это умно и дальновидно (хоть и не без позы)? Читайте чуть ниже — в отдельном блоке.


4. Мировая презентация
Представитель России в жюри Игорь Матвиенко говорил про несколько потенциальных миллиардов (!) просмотров. Сложно оценить, насколько это реально (хотя билборды по Таймс-сквер и Мумбаи и правда были развешены, пруфы есть), хотя индийская и китайская аудитории могут запросто сделать кассу. Однако даже если конкурс посмотрит 1 миллиард или даже 500 миллионов человек — это уже будет блистательной победой русской культуры. «Интервидение» объяло сразу несколько континентов, а не только Европу. Потому что русское радушие и энергию, что пробивались через экран даже с учетом не самого искусного конферанса Аиды Гарифуллиной и наверняка искреннюю керамическую улыбку Алексея Воробьева, не ощутить было сложно.


А еще мы при помощи мелодичного пира на весь мир представили товар лицом. И речь даже не про песню «Прямо по сердцу» Максима Фадеева, который почему-то не ставил SHAMAN даже в тройку фаворитов. Дронов отработал, как надо, но будто с самого начала знал, что ни на что не претендует (см. интервью «КП» от 1 сентября).


Зато виртуозно и оглушительно или, как говорит в таких случаях Пелагея, «мурашечно», прозвучал стильный финальный мэшап — где «Эхо», «Течет река Волга», «Конь», «Калинка-малинка», Homay, «Матушка-земля», «Лететь» и даже «Сансара» (не очень тут, увы, уместная) органично сплелись в русскую музыкальную косу, которая опоясала зал и заставила всех, кому неравнодушна родная земля, растаять в хороводе — войти в эйфорический транс, будто за столом с родней, и качаться, улыбаясь друг другу.


И русских, и всех-всех-всех, кто не отвернулся от нас за последние годы.


5. Стратегия
Так, в том числе при помощи «Интервидения», одновременно с плавным левым поворотом в сторону хорошо знакомых с советских времен знакомых (широкие шаги навстречу Китаю, КНДР и Индии), тех, кто уважает и себя, и нас, — Россия не стесняется продавливать и антиколониальную культурную повестку. Если на «Евровидении» нас не ждут и который год пытаются пошло манипулировать, то зачем бегать хвостом за этим странным конкурсом, профильную аудиторию которой составляет ЛГБТ*-сообщество? Никакой ненависти или сорока сороков призывов, просто зачем.


Ход с «Интервидением», где были представлены все виды красок, но без ухода в густую лазурь, может показаться наивным — мол, ну «наш ответ», ну и что — но на самом деле, это может стать началом большой истории, связанной с перезагрузкой мировой конъюнктуры. Звучит пафосно. Но и реально. Как любая визионерская сверхзадача, которые мы перестали перед собой ставить. Однако стоило отказаться от отжившего себя горбачевско-ельцинского карго-культа и подобострастного смердяковского заглядывания в рот просвещенной Европе, как хруст французской булки на «Интервидении» безболезненно заменила колумбийская песня-молитва, бодрый вьет-электропоп (словно персонаж игры «Мортал Комбат» Дык Фук предсказуемо выиграл конкурс, потому что представил самый яркий и акцентированный номер на песню Phu Dong Thien Vuong, текст которой основан на национальном эпосе), госпел от ЮАР и пронзительная баллада из Катара.


Плевать на отсутствие суперзвезд — концепция совсем в другом. «Интервидение» — это не концерт дрим-тим, не ответ кому бы то ни было, это «АнтиЕвровидение». Если еще не пощечина, то громкий привет Старушке Европе. Не протест, но глобальная альтернатива, слом, перековка. Именно это имел в виду Игорь Матвиенко, неплохо понимающий в музыке, который в финале заявил, что мир наблюдал рождение нового тренда. Рок-н-ролл мертв, попса выродилась, рэп пережевывает сам себя, в судорогах давясь докучливым постмодерном и импотентной метаиронией, а вот запрос на фолк, новую этническую искренность, неповторимую мелодику и культурное многообразие — возможно то, за чем будущее музыки. То, зачем и появилось «Интервидение». Если точнее, возродилось по советским лекалам.


На самом деле, у этого жанра уже есть название — world music. И определение: это неанглоязычная национальная музыка, основанная на межкультурной традиции. Как говорится, для одних — отдушина, для других — занозонька. Еще это называют квазифолк. Вирусный успех «Аигел», AY YOLA, OTYKEN и многих других этнических коллективов («Намгар», Defne, Koledova, «Один в оленьем парке», AINA, «Луговые мари», «Иренек Хан», Marie Danic) — это вот оно. Публика испытывает желание глотнуть свежего воздуха и поставить, наконец, Киркорова с Пугачевой на паузу.


В этот момент и пришло «Интервидение». Да, этих артистов вы можете не знать (хотя на родине все они популярны). Да, некоторые от волнения и давления пели неидеально. Да, звучали без лоска и фирменной европейской стерильности. Но ведь в этом и цимес! Каждый приехал раскрыться, рассказать про культуру и традиции. Язык, в конце концов. Как умеет, зато честно. Кто-то, может, знает особенности культуры Киргизии или Кении? А ведь они есть! Еще не так давно авторов союзных республик издавали будь здоров какими тиражами. А сборники избранных сочинений писателей Тропической Африки, Южной Африки, поэтов Африки — помните? Разноцветные такие. А теперь что? Ладно Сербия с балканской флейтой, но где вы, например, малагасийский язык еще услышите? Или увидите смиренное сияние звезды саудовского глянца Зейны Имад? И пусть один сбился, другая дала петуха, а третьи выступили в костюмах из мультика «Мадагаскар» — тем ценнее. Все эти артисты живые, а не прилизанные под унылый «евровизионный» формат. Всем им не надо пытаться ПОНРАВИТЬСЯ или старательно впрыгнуть в унылое болото конъюнктуры. Все они могут просто приехать и просто спеть. В свое удовольствие. Без оглядки на белых господ, которые приготовили бусы. В России не нужно плясать под дудку белых господ. В России можно достать свою дудку — со всем многообразием палитры оттенков национального колорита — и показать без стеснения. И пусть весь мир подождет.


SHAMAN отказался от участия в конкурсе: стрем или норм?
По правде говоря, в этом жесте есть нечто претенциозное. Ну очень высокое благородство — вот так взять и отдать как будто предсказуемую победу соперникам. Это, безусловно, поступок. Но рыцарства в нем, кажется, чуть меньше, чем «политической» смекалки. Скажем, выиграл бы SHAMAN этот конкурс. Что бы мы услышали изо всех утюгов? Фирменный кислый скепсис: ну понятно, опять раздали гойды на стадионе, устроили грандиозный междусобойчик, а еще выпустили русский танк против вьетнамских бамбуков — разве ЭТО финал?! Курам на смех. Или предположим, что SHAMAN не снимался с конкурса, но международное жюри решило бы зачехлить певца — ну, мало ли, по дружескому географическому принципу проголосовали или еще что. Всякое бывает. Как бы это смотрелось? Вой стоял бы еще громче: буууугага, а король-то голый! Видали, что этот ваш SHAMAN против мощных вокалистов с острова Мадагаскар? Так что Ярослав — мудрый. Взяв самоотвод, не проиграл, но переиграл всех. И поехал домой, сэкономив кучу времени.


* признано экстремистской организацией и запрещено в РФ


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Интриги «Интервидения-2025»: Vassy вместо "сына" Майкла Джексона, Фадеев против SHAMAN


Певец Дык Фук из Вьетнама – победитель Интервидения 2025: вся призовая тройка и турнирная таблица конкурса


Автор: Егор АРЕФЬЕВ



Другие статьи в литературном дневнике: