Родом Дед Мороз из самой седой древности
Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года — серединой зимы. Холоден и студен первый месяц года — царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. Январь у нас так и зовется — стужень. Три брата-Мороза — это три ипостаси Деда Мороза. А сам образ Деда Мороза — есть зимняя ипостась могучего и мудрого Бога Велеса. Мороз — богатырь, кузнец, сковывающий воду "железными морозами". Суровый, разгуливающий по земле в компании Солнца и Ветра, и насмерть морозящий встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер"). Мороз иногда отождествлялся с буйным зимним ветром. Позвизд — славянский Бог бурь и непогод. Стоит ему тряхнуть головой — на землю валит крупный град. Вместо плаща за ним ветры веют, с полы его одежды падает хлопьями снег. Стремительно носится Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов. Так или иначе, Деда Мороза издревле представляли как седого старика с длинной бородой в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозит людей. Цвет шубы, шапки и рукавиц (иногда и валенок) соответствует конкретной ипостаси Деда Мороза: красный, синий или белый. Но символику при любом цвете эти одежды сохраняют белую. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты. И по сей день Дед Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Передвигаться пешком или на санях, запряженных тройкой белых рысаков. Его постоянная спутница — внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой. На праздниках Дед Мороз появляется не сразу, а в середине торжества. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Деда Мороза следует пригласить, что соответствует древнему ритуалу вызова-приглашения духов предков. Дед Мороз, по существу, и является предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. Но так было не во все времена. Веками запрещала церковь даже само имя Деда Мороза поминать. Но по мере ослабления христианства в начале XX века положение изменилось. Впервые после веков гонений Дед Мороз явился на Рождество в 1910 году. Но это было не на долго. Уже в середине 1920-х в СССР началась антирелигиозная кампания. Стараниями активистов не только елка, но и Дед Мороз были зачислены в "религиозные пережитки". И лишь в декабре 1935 года по поручению Сталина член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете "Правда" статью, где предложил организовывать для детей празднование Нового Года с участием Деда Мороза. Вместе с реабилитацией елки прекратились и обличения Деда Мороза, полностью восстановленного в правах. Устроители детских "елок" получили возможность проявлять инициативу, составители рекомендаций по устройству "елок" писали сценарии, что, в конце концов, привело к выработке стандартного ритуала общественной детской "елки": "Дедушка-мороз... внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает хоровод вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки". Отношение церкви к Деду Морозу — как к языческому Богу — всегда было и сейчас остается сугубо враждебным. До сих пор некоторые православные обвиняют Сталина за то, что он не уничтожил Деда Мороза. Но сегодня, понимая, что Дед Мороз - это неотъемлемая часть неискоренимой русской традиции, церковь уже не надеется просто запретить его (как Бабу-Ягу или Владыку Морского), но настаивает теперь на публичном "крещении" Деда Мороза... © Copyright: Нина Орлова, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|