А-321 взорвали чистой бомбой?Почему египетским туристам не разрешают брать с собой в самолет чемоданы. Мы привыкли, что наука постоянно ищет способы сделать нашу жизнь более комфортной. Приобретая товары и услуги, мы с готовностью доплачиваем за изобретения ученым, инженерам, химикам. Некоторые продают свои разработки даже в интернете. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой химический форум. Там же можно найти ссылки на иностранные сайты, где опубликованы рецепты различных взрывчатых веществ, составные части к которым можно купить в хозяйственном магазине. Другие, более светлые ученые умы придумывают устройства, которые позволяют эту взрывчатку находить службам безопасности. Цена этой гонки - сотни человеческих жизней, пишет «КП.ру». Предпринятые в Египте меры безопасности красноречиво говорят, о том, что самолет Airbus A321 компании "Когалымавиа", совершавший рейс Шарм-эш-Шейх- Петербург, упал на севере Синайского полуострова 31 октября скорее всего не случайно. В его багаже могла взорваться бомба. Как ее могли пронести? Когда произошла трагедия и стали доступны первые снимки фрагментов самолета, главный редактор журнала "Национальная оборона", директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко предложил "Комсомолке" сразу несколько версий: бомбу могли подложить в багаж пассажиров, провезти в контейнере для бортового питания, компоненты взрывчатки могли оставить в салоне самолета египетские службы, что занимаются уборкой самолетов. Эксперт, уточнил, что составные компонеты на территорию аэродрома пособники террористов могли доставить с помощью квадрокоптера - она могла весить несколько десятков граммов. - Взрывчатки для уничтожения самолета необходимо совсем немного, а поражающие элементы на такой высоте не нужны, - подтвердил "Комсомолке" бывший начальник группы разминирования Московской военной комендатуры майор запаса Денис Днепровский.
Он пояснил, что взрывное устройство с таймером могли подложить в багаж, и даже незначительное количество взрывчатого вещества могло создать в салоне самолета избыточное давление, которое приводит к разгерметизации, разрушению переборок самолета, его фюзеляжа, замыканию электрики и детонации топлива. Уже появились предположения, что бомба взорвалась в багажном отсеке, что проходит ближе к крыльям, там, где в лайнере идет центральный топлипровод. Потому самолет и разорвало взрывом пополам. Что за вещество взорвалось? Источники, близкие к следствию, говорят, что на месте трагедии были взяты смывы с обломков, вещей пассажиров и даже с почвы. Но в пустыне на вооружении экспертов были только экспресс-методики по определению следов взрывчатки. Они позволяют на месте определить наличие продуктов сгорания лишь широко известных взрывчатых веществ: пороха, тротила, пластической взрывчатки, гремучей ртути. Но террористы не всегда используют известные и твердые виды взрывчатки. Чаще они применяют жидкие вещества, которые можно отнести к бытовой химии. При взаимодействии друг с другом такие жидкости приводят к выделению большого количества энергии. Похожую взрывчатку в полостях своих тел пронесли в самолеты террористки-смертницы Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова (взорвали в 2004 году Ту-154 и Ту-134, погубив 90 человек). Для определения подобной многокомпонентной жидкой взрывчатки нужна более длительная экспертиза в стационарной лаборатории. Она может занять несколько недель. Чешский семтекс К сожалению, сотрудники авиационной безопасности не всегда могут предугадать, что замышляют террористы. Они вынуждены анализировать уже свершившиеся теракты и не допускать применения подобных бомб, совершенствуя методы их поиска. После взрыва в 1985 году над Атлантическим океаном Boeing 747-237В авиакомпании Air India, выяснилось, что взрывное устройство сдал в багаж пассажир, который в итоге отказался от полета. Проверки багажа и контроль за ним в аэропортах был усилен: искали тротиловые шашки с проводами и "будильниками", изымали бесхозные чемоданы из самолетов. Но в декабре 1988 года над Шотладией взорвался пассажирский самолет американской авиакомпании PanAmerican. Тогда трагедия унесла жизни 270 человек (259 на борту самолета (из них 243 пассажира и 16 членов экипажа, еще 11 погибли на земле). Позже стало известно, что 500-граммовая радиоуправляемая бомба была сдана в багаж ливийским сотрудником спецслужб, который был позже задержан. Через несколько лет был опубликован ряд разоблачений, в которых говорилось, что бомбу на самом деле в самолет заложили американские спецслужбы, чтобы навести тень на продавцов новейшей синтетической взрывчаткой семтекс, которую в 1965 году изобрел чешский химик Станислав Бреберой. Тогда новейшую взрывчатку коммунистическое правительство Чехии стало поставлять тоннами во Вьетнам и Ливию, где в то время воевали американские солдаты. Отличительной особенностью семтекса была не только его поразительная мощность, но и уникальная способность принимать любые формы. Из такого "пластилина" можно было слепить оправу очков, портсигар, другие предметы, которые не вызывали у сотрудников авиационной службы безопасности никакого подозрения. Такой оправы было достаточно, чтобы взорвать самолет. Только в 1991-ом году производителей семтекса убедили в том, что необходимо добавлять в взрывчатку высоколетучее вещество, на которое и настроили в аэропортах все газоанализаторы. Уникальные добавки стали добавлять в свои смертоносные изделия и другие производители. Это позволяло отслеживать кражи заводской и военной взрывчатки. Казалось, что больше самолетам ничего угрожать уже не может... "Чистые бомбы" из чистящих средств Лишившись готовой взрывчатки, террористы стали синтезировать ее в домашних условиях. Вы наверняка знаете, как выглядят пластиковые контейнеры для контактных линз: два отдела этого контейнера наполнены жидкостью. К нему прилагается еще небольшой флакончик. Именно с таким набором 11 сентября 1994 года (ровно через 7 лет будут взорваны башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке), на борт авиакомпании Philippine Airlines зашел террорист Аль- Каида, выходец их Ирака Рамзи Юзеф. Он сразу направился в туалет, где добавил в флакончик жидкость из контейнера. Затем занял свое место и спрятал готовую активированную бомбу с таймером под сидение. Это место он выкупил по чужому паспорту заранее, совсем не случайно: прямо под ним в самолете находится топливопровод. Заложив свою бомбу, террорист отказался от полета и сошел с трапа. Взрыв случился через несколько часов в воздухе. Сидевшего рядом с местом Юзефа 24-летнего японца перерезало пополам алюминиевой обшивкой полового покрытия, а соседние пассажиры получили ранения. Фюзеляж самолета раздуло в стороны, но он выдержал. Тогда эксперты заявили, что на борту самолета была взорвана первая химически "чистая" от привычных взрывчатых веществ бомба.
Кстати, в состав бомб Юзефа входила мочевина, бумага, и еще несколько кислот, которые мы указывать не будем. Состав мог быть иным: прежде чем начать разбираться в химии и электротехнике, Юзеф несколько лет прилежно учился в Оксфордском колледже и в исследовательском Институте Суонси в Уэльсе. Можно винить в гибели пассажиров сотрудников аэропорта? По международным правилам в багаже можно провозить любую жидкость. - Теоретически любые две бутылки или пакета с жидкостями в чемодане могут оказаться "чистой бомбой", - пояснил "Комсомолке" источник близкий к следствию. - Никакие технические досмотры не могут на 100 процентов гарантировать, что в багаж не сдадут чемодан, в котором окажется какое-нибудь ноу-хау от террористов. В их арсенале уже засветилась перекись водорода, пищевые консерванты, жидкости для снятия лака, моющие средства и еще сотни веществ, которыми мы пользуемся в ежедневном быту. Эти вещества в отдельности не являются запрещенными, а багаже их порой сложно идентифицировать с помощью металлоискателей, рентгенов и газоанализаторов. Специалисты в области авиационной безопасности говорят, что на смену жидкой взрывчатки может прийти любая другая. - Как вы думаете, мог ли удивить при проверке багажа сотрудников службы безопасности аэропорта Шарм-эш-Шейха пустой новый чемодан (такие в Египте продаются на каждом шагу)? - поинтересовался у корреспондента "КП" эксперт. - Такой после проверки рентгеном ни один благоразумный египтянин не попросит пассажира открыть. А теперь представьте, что этот чемодан имеет специальный наполнитель, и накачан специальным газом... Специалист уверен, что теперь необходимо руками вскрывать каждый подозрительный чемодан (при необходимости используя саперов), перебирать все флакончики, и анализировать: случайно ли вся эта бытовая химия оказалась среди вьетнамок и футболок. - Именно потому, багаж английских и российских пассажиров решено проверять досконально, выдерживать необходимое время в аэропорту, чтобы сработали возможные таймеры, и после этого доставлять транспортными самолетами на родину туристов, - отметил источник. - Чтобы внимательно досмотреть перед полетом 200 пассажиров с багажом, необходимо несколько часов, а их у перевозчиков нет. Дополнительные проверки могут отразиться на стоимости билетов. Чтобы исключить пронос всех этих опасных жидкостей на борт самолета, планируется проверять не только багаж и ручную кладь, но и самих пассажиров. Если учитывать опыт Нагаевой и Джебирхановой, то некоторым пассажирам станут заглядывать даже в рот. Там тоже наведут порядок... Угадать следующий ход террористов можно только с помощью агентуры. Помните, как с улиц Москвы после очередных терактов разом пропали все чугунные урны? Так спецслужбы реализовали агентурную информацию, узнав, что террористы планируют оставлять в них бомбы, и такие урны будут разлетаться на сотни чугунных осколков. Заменили те урны дворниками, которые стали беспрестанно подметать мусор, и многие на время забыли, что "не надо убирать там, где не сорят". Но через какое-то время на улицах столицы появились новые антитеррористические урны, а террористов научились уничтожать даже там, где они учились - на Ближнем Востоке. Фронтовая полоса теперь проходит далеко за пределами России. И теперь уже очередь сирийцев и египтян менять урны на своих улицах. Или делать так, чтобы там "не сорили". А нам нужно просто надо набраться терпения, и подождать, когда там наведут порядок. Александр БОЙКО Дополнение. НТВ же приводит свидетельства самих сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха, многие из которых трудятся там более 10 лет, они говорят, что нарушения происходят в основном из-за так называемого человеческого фактора и ненадлежащего исполнения работниками своих служебных обязанностей. Например, сотрудники, досматривающие багаж с помощью рентгеновских сканеров, часто берут взятки в обмен на то, что закрывают глаза на содержимое чемоданов. «Я даже не могу сказать, как много раз я обнаруживал сумки, полные наркотиков или оружия, которые пропустили за взятку в 10 евро или около того». Нарушения наблюдаются и при проверках грузовых автомобилей, которые доставляют в аэропорт авиатопливо или еду для пассажиров рейсов. Зачастую охранники пропускают машины без надлежащего досмотра только потому, что они хорошо знают водителя. Сотрудники практически всегда опускают обязательную процедуру проверки, когда речь заходит об их товарищах или коллегах по работе, объясняя это тем, что «обыскивать друга невежливо». © Copyright: Нина Орлова, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|