Хороший тон поэтической пародииИскусство литературной поэтической породи ничуть не ниже поэтического искусства вообще. Скажем более того: умение писать породи должно сочетать в себе искусство поэтического слога плюс литературоведческие знания и к ним же – знание психологии. Недаром известных пародистов куда меньше, чем известных поэтов. Хорошая пародия – это не просто тонкий и глубокий юмор. Это, как правило, гиперболизация явления, метафоры, чувства, ситуации, имеющие место быть в том стихотворении, которое выбрал пародист. Таким образом, уже в сомом стихотворении должны быть заложены, скажем так, основы для пародии – и пародист обязан их найти, осмыслить и показать читателю выпукло и ярко. Значит, успешную пародию можно написать только на хорошее стихотворение – ведь только в нем могут быть чувства и мысли, стоящие внимания. Хорошая пародия – это реклама автора стихотворения. И скажем прямо, многие поэты сами совсем не прочь, чтобы их сборник прочел пародист. Кто-то усмотрит в этом нелогичность: ведь пародия по сути – насмешка. Это ошибочное мнение. Давайте посмотрим на явление пародии с другой стороны. Первое: поэтов, как мы сказали, много, пародистов хороших – мало. Значит, внимание пародиста к стихам поэта уже означает его значимость, заметность. Второе: пародисты как правило, прежде чем писать пародию, отслеживают всю творческую деятельность поэта. И их целью является какое-то одно-два стихотворения, которые в ряду прочих содержат в себе нечто, что выделяет их: оригинальная мысль, необычная метафора и иное. Третье: пародия в литературной среде рассматривается не как насмешка над автором, а как улыбка над литературным героем произведения. И этот третий момент является главным для пародиста. Умение отделить автора стихотворения и созданного им литературного героя всегда обезопасит автора пародия от отношения к нему как к злому насмешнику. В этом особая тонкость поэта-пародиста, в этом его знание психологии автора: уметь рассмотреть, в каком из стихотворений говорит сам автор, а в каком – созданный им поэтический герой. Только в таком случае никакой обиды пародия у нормального поэта не вызовет. Удачная пародия – это не высмеивание самого стихотворения, не улыбка над неудачной рифмой или аляповатой фразой. Удачная пародия – это неожиданное раскрытие явления, чувства, которое в стихотворении скрыто, завуалировано. Или же, как мы уже сказали, гиперболизация таковых до смешных по-доброму пределов. Иногда пародисты используют в своих пародиях не одно, а два-три стихотворения, и если эти стихи хорошо знакомы слушателям, пародия приобретает звучание микроисследования с улыбкой. Успех пародии может быть гарантирован в том случае, если, во-первых, автором стихотворения является известный поэт; если, во-вторых, в стихотворении найдено то, на что можно взглянуть через увеличительное стекло юмора; если, в-третьих, автор пародии тонко чувствует и понимает литературного героя, и сама пародия не направлена на автора стихотворения.
Писать пародии очень легко. Всё, что нужно для этого – выбрать подходящий объект для их написания. Это тоже довольно просто, потому что с тех пор, как люди научились рифмовать, появилось огромное количество стихов, стишков, стишат, которые как будто бы созданы для пародирования. Вот, например, конгениальный отрывочек Извилин кончился изгиб, Мозги застыли, коченея, Во мне трагически погиб Изысканный поэт и гений! Прочтя это творение, сразу же хочется дать полезный совет автору, чтобы он забросил свои поэтические экзерсисы, пока дело не зашло слишком далеко. К сожалению, люди, обуянные страстью к писательству, никогда не принимают добрых советов. Оставив поутру кровать, Извилину сгибай смелее, Поэтом никогда не стать, Две строчки склеить не умея! Тем не менее, если бы не было таких стихов, пародии писать бы было невозможно. По здравому размышлению, такие стишки для пародиста очень хороши. Пир духа, практически. Всё в них соразмерно, с первой строки и до последней. Даже начинающий пародист, встретив подобное, начинает радостно потирать руки, предвкушая долгое и счастливое вдохновение. Понятно, что начинать написание пародии надо с рифмы «коченея-гений», которая, безусловно, рифмой не является. Вполне вероятно, автор пытался написать белым стихом, и другая рифма, - «изгиб-погиб», появилась чисто случайно. Тогда первый вариант пародии может выглядеть так: Извилин кончился изгиб, Мозги застыли, коченея, Во мне трагически подох Изысканный поэт и классик! Первый ход сделан. Однако им ограничиться невозможно, потому что, как я уже заметил, стишок буквально требует продолжить написание пародий. Вот особенно первая строчка хороша. «Извилин кончился изгиб», достойно Фёдора Тютчева, не правда ли? Попробуем её чуть-чуть изменить и дополнить. Хорошо бы при этом затронуть некоторые личностные черты автора, которые так и торчат из каждой строчки. Извилин больше нет в мозгу, Да чёрт бы с ними, в самом деле, Я и без них писать смогу Сонеты, стансы и рондели!
Так же трогательно, как и первая, звучит вторая строка: «Мозги застыли, коченея». Сразу же видится студёная зима, бесконечное занесённое снегом поле, в котором замерзал ямщик. Попробуем развить этот мотив. Заодно, кстати, можно использовать бессмертные лермонтовские строки. Использование творчества классиков – беспроигрышный приём при написании пародий. Так получается эпитафия на смерть «изысканного поэта и гения», который, к сожалению, имел тягу к спиртному, за что и поплатился:
Погиб поэт, невольник чести, Извилин кончился изгиб, Нажрался, лёг в холодном месте, Заснул, закоченел, погиб! Всё это, однако, была только разминка. Приступим к серьёзным делам. То, что автор не умеет рифмовать, всем уже понятно. Теперь необходимо убедить сторонних слушателей в том, что автор вообще ни бельмеса не смыслит в изящной словесности. Извилин кончился изгиб, Мозги застыли, коченея, А вы бы отличить смогли б Ямб пятистопный от хорея?
Стою под градом диатриб И нелицеприятных мнений, Вот так трагически погиб Во мне поэт, талант и гений! На этом наше дело не закончено. После того, как читатель видит уличённого в творческом бессилии незадачливого автора, неплохо было бы выставить его в виде сквалыжном и жадном. Например так:
Пусть мОзги смёрзлись, как сугроб, Застывший под дырявой крышей, Писать бесплатно? Лучше в гроб, Бесплатно пусть Державин пишет!
Бесценен творческий мой дар Для вновь идущих поколений. Извольте выдать гонорар За мой изысканнейший гений! Что же теперь внимательный читатель знает о пародируемом авторе? А знает он теперь немало: 1. Автор не умеет рифмовать, и вообще, ему лучше бы почитать классиков; 2. Автор путает белый стих с рифмованным стихом; 3. Автор не знает, чем ямб отличается от хорея; 4. Несмотря на вышеперечисленное, автор считает себя изысканным поэтом и гением, то есть у него огромное самомнение и апломб; 5. Автор любит выпить, после чего с ним происходят всякие неприятности; 6. Автор банально жаден. Не правда ли, вдохновляющая картина получилась? Кому теперь докажешь, что автор на самом деле - домохозяйка средних лет, вышивающая на досуге крестиком? На этом краткий курс в теорию написания пародий можно было бы и остановить, однако я осмелюсь дать начинающим пародистам один совет. Применение данного метода настоятельно требует от пародиста поддержания хорошей физической формы, ибо все поэты, даже самые бездарные, суть легко ранимые и обидчивые люди. Чёрт их знает, что им в голову взбредёт? Могут встретить в тёмной подворотне, и тогда ваша физическая форма вам очень пригодится. Сочетание умения писать пародии и хорошей творческой формы приведёт к тому, что все поэты будут искательно толпиться под вашими окнами в дни больших праздников, прижимая к груди подарки и подношения, а при встречах по-собачьи заглядывать вам в глаза. К тому же, единственный поэт, на которого нельзя написать пародию - это поэт-пародист. Дерзайте!!! Рип Ван Винкль http://choockigeck.narod.ru/Parods.htm С некоторых пор цена пародиста стала высока и значима – и вот почему. Мне не смешно, когда маляр негодный Пушкин высказывает возмущение, но не более того. Он прекрасно знает, что на пародиста нельзя катить бочку, что с ним надо жить в согласии, как с соседом-пьяницей. В старину нравы были проще и честнее. Пародистам не предоставляли театральные подмостки и эфир. Их просто подводили к дыбе и в понятной физической форме объясняли, что они поступают нехорошо, некрасиво, неэтично, зловредно и вредоносно. Этично ли вообще писать пародии? Оказывается – этично, потому что кругом происходят сплошные прецеденты. Те же сочинения, которые мы пишем в школе, откровенно говоря, являются невольно пародиями в прозаической форме. Кстати, на того же Пушкина… образы литературных героев обсосаны школьниками со всех сторон. Вот уж кто поизмывался над классиками на полную катушку, так это они, что иным взрослым пародистам и не снилось! Евгений Онегин – убийца и при этом милейший человек. И какие “перлы” сопровождают его в сочинениях: “Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк”, и много других по Пушкину, например: “Пугачев пожаловал шубу и лошадь со своего плеча”, “Петруша Гринев вынес из родного дома много хорошего”. По остальным из писателей тоже прошла неугомонная рука пародиста-школьника: “Комната Раскольникова была похожа на гроб с желтыми обоями”, “Я ржал, как лошадь поручика Ржевского”. Пародию, как искусство, тоже можно рассматривать под разными углами. Абрам Маркович Гольденберг, известный более под псевдонимом Арго, давал такую классификацию пародий: 1) пародии на отдельное стихотворение; 2) на творчество поэта в целом; 3) на целое литературное направление. Из всех существующих мне нравится следующее определение: “Конструктивным внутренним признаком пародии является позиция по отношению к оригиналу”. Разберем примерами каждую категорию в отдельности. Не бойся, милая, не бойся, Павел Корюгин, сам того не замечая, преподнес нам стихотворение-клише (напоминаю, у пародиста всегда такая точка зрения, с которой можно не соглашаться. Но тем не менее…) по принципу “замени (вставь) слово”, или “раскрась картинки”, или “найдите несколько отличий”. Иначе, подвиг на пародию. Вместо девушки-поэта путем замены могут быть и другие девушки Маши-Кати разных профессий, образований и общественных ниш, в частности, девушка с веслом, девушка на шаре, девушка на панели... Например, я дал следующую интерпретацию этому стихотворению: ДЕВУШКЕ-КИЛЛЕРУ Не бойся, лапонька, не бойся, А ведь все прекрасно знают, что из песни слово не выбросишь. Это пример пародии первой категории. Вот стихотворение Надежды Каневой “Белые крылья”: Всё ближе к звездной вышине, Красивое стихотворение, но навевает на замысел пародии. Хорошая шахматная задача допускает единственный путь решения. А здесь очередное стихотворное клише, ведь необязательно быть пораженной стрелой, почему бы, например… предлагаю другую, свою версию: СЛОНОВЫЕ ИГРЫ Всё ближе к звездной вышине, Всегда умозрителен подход ко второй категории. Эта группа очень многочисленна примерами. Вот я читаю Самуила Маршака: Мысль пародиста понесла меня развивать ее дальше с исследовательской целью: а всё же, почему у кузнеца не было гвоздя? Почему оказались такие тяжкие последствия, и что им предшествовало? Было бы просто, если бы гвоздь съела моль. Оказалось всё глубже и сложнее, если взглянуть на судьбу кузнеца с позиции того уникального времени. СЛУШАЕТСЯ ДЕЛО Слушается дело, Встало солнце тенью, Враг средь нас таился, Враг любого поэта — пародист, и каждому поэту надо бояться, что на него последуют пародии (как говорилось выше, сегодня пародист в почете и больше того – друг). Пародий не избежали даже очень хорошие поэты. Вот как звучит стихотворение Александра Максимова “К поэту серебряного века”: Понапрасну хандрическим слогом Забывает об этике Эрос, Не пыхтел ты трусическим бегом, Нынче будней истертая ветошь Стихотворение сочное, колоритное, насыщенное забавными сравнениями, характерное футуристическим поэтическим течениям начала XX-го века. Меня привлекли яркие выражения "хандрический слог" и "разъядрический ямб", в частности, что может быть еще более хандрическим и разъядрическим в нашем просвещенном мире? Конечно, его сиятельство русский мат. В свою очередь я представил это стихотворение следующим образом и назвал его: МАТ — ДУША НАРОДА Нынче будней истертая ветошь Забывает об этике Эрос, Понапрасну хандрическим слогом Не пыхтел ты трусическим бегом, Заметьте, в оригинале “магом”, а у меня “матом”. Всего лишь изменено одно слово, точнее – одна буква, да порядок строф. Как говорится, хорошая шахматная задача обходится минимумом средств. Я не призываю писать таким образом пародии, но если есть повод, то флаг в руки или семь футов под килем. Это образец написания пародий третьей категории. Евгений Евтушенко выдал знаменательные строчки “Поэт в России – больше, чем поэт”. Затем я встретил стихотворение Александра Максимова “В печать” – отклик на эти строчки: “Поэт в России – больше, чем поэт” ! Поэту при кудрях, но без штиблет Поэт в России – больше, чем балет, Действительно, стихи Александра Максимова хороши, но представляют поле деятельности для пародистов. Напросилась следующая редакция под пародию четвертой категории, которой я и воспользовался: ПОЭТ – НЕВОЛЬНИК СЛАВЫ “Поэт в России – больше, чем поэт”! Поэт в России – больше без штиблет! Поэт в России – больше, чем валет! Поэт в России – больше на омлет! Поэт в России – больше, чем куплет, Поэт в России – больше не секрет, Поэт в России – больше, чем балет, Поводом для написания следующей пародии, которая относится к пятой категории, послужила яркая картинка, представленная Надеждой Мирошниченко (недавно получившей звание Народный поэт Республики Коми). Картинка до такой степени зрима, что проступает перед глазами явью, как для каждого впечатлились знаменитые слова Александра Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека”! Где-то по июню, как по лугу, В этих строках целая повесть жизни. Параллельно я прокрутил в уме блоковскую картинку “Ночь, улица, фонарь, аптека”. Мы помним этот звуконеподражаемый ряд, при котором сразу же приводятся в действие чуткое ухо и острый глаз, да и все остальные включаются чувства сложного человеческого механизма. ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ Где-то по июню, как по лугу, Ах и ох! Красиво как по лугу! Клары, Кати, Габриэлы, Муськи, Страстные пасутся кобылицы. Луг озоном пенится отборным. Вот уж “поиюню”! “Поиюню”! Так их “поиюню-поиюню”! Я бы добавил еще один тип пародии, шестой, усложненный: пародия в пародии. Вот пример из моего творчества: Под Новый год, отмыв свои грехи, Под Новый год, отмыв свои грехи, Я улиц проходил на красный “стоп”. На елки виды были не плохи, За елью ель я шел, не разбирая их, В темно-синем лесу, Потапыч Миша оборвал стихи, Внутри пародии “Я - поэт” находится пародия на “Песня про зайцев” Итак, тем и непредсказуем пародист, что для него нет ничего недостижимого, потому что для него в общепринятом понимании пародия – это импровизация на свободную, но в душе заданную тему. © Copyright: Алексей Мильков, 2011 © Copyright: Нина Орлова, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|