О славянской письменности

Нина Орлова: литературный дневник

О письменности на Руси. Глаголица
Гамаюн Говорун
ГЛАГОЛИЦА
Серия: Древняя письменность Славян и Ариев
http://rodonews.ru/knigi/news_1297687896.html


ВВЕДЕНИЕ
В историю славянской письменности.


Основой современной русской азбуки являются две разновидности старославянской азбуки: глаголица, или торговое письмо, и святорусские образы, или буквица.
Лаконичные свидетельства древних сказов и летописей, житийной литературы, а также сведения, содержащиеся в записках иностранных путешественников, и данные археологии позволили установить, что письменность на Руси существовала ещё задолго до появления христианства. Доказательств тому много: в курганах вблизи Святилища Каменная Могила (Украина), по сообщению Ю.А. Шилова (1) открыты надписи славяно-арийцев: «…древнейшего слогового и алфавитного письма начала II тыс. до н.э. …».

О наличии письменности свидетельствует и Велесова Книга, русские авторы которой, защищая русскую культуру, пишут: «Они (греки) говорили, что установили у нас их письменность, чтобы мы приняли её и утратили свою». И также свидетельствует о том, что Кирилл вначале изучал «наши письмена».
«Паннонское житие» Кирилла сообщает, что когда он прибыл в Корсунь (Херсонес Таврический, в конце 860 г. н.э. – прим. Ред.), направляясь из Константинополя в Хазарский каганат (ещё до создания кириллицы – церковно-славянской азбуки – прим. Ред.), то там ему показали Евангелие и Псалтырь, написанные «русскими письменами» (Житие Константина-философа./Сказание о начале славянской письменности. М., 1981).
Таким образом, свою азбуку Кирилл создал на основе славянской письменности с добавлением Греко-византийских букв, для удобства перевода христианских текстов, что и позволило ему создать её в исторически очень короткий срок.
О существовании у славян в докирилловский период знаковой системы сообщает черноризец Храбр в сказании «О письменах» (Х в.): «Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен (списки памятника имеют разночтения: вместо «письмен» «книг» - прим. Ред.), но читали и гадали с помощью черт и резов» (Сказание черноризца Храбра «О письменах»./Сказание о начале славянской письменности. М., 1981). Здесь, как будет показано ниже, Храбр упоминает об одном из видов славянской письменности.
Договоры, заключённые князьями: Олегом – в 911 году, Игорем – в 944 году с греками, были написаны как по-гречески, так и по-русски.
О распространении грамотности на Руси в Х в. Свидетельствуют и археологические находки. Так, при раскопках гнездовых курганов, близ Смоленска, был обнаружен глиняный сосуд – первой четверти Х в. с надписью «горухща» (горчица). Эта находка свидетельствует об использовании письменности и в быту, а не только в культовых целях.
Обращают на себя внимание и свидетельства арабских писателей-путешественников. Так, Ибн Фадлан видел надпись на могиле знатного Руса (922 г.). Любопытный факт сообщает Ибн-ан-Недим: «Мне рассказывал один, на правдивость которого я полагаюсь, что один из царей Кабк (Кавказа – прим. Ред.) послал его к царю Руссов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезаемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения: не знаю были ли это слова или отдельные буквы…».
Екатерина II, написавшая книгу «Записки касательно русской истории», утверждает, что «славяне до рождества Христа многие письмена имели».
Исследования древней русской истории позволяют проследить как развивалась и совершенствовалась славянская письменность. Связывая воедино результаты исследований от лингвистики до археологии, можно проследить преемственность и этапы развития русской письменности в культурах различных ветвей древнерусского народа, частью обособившихся, смешавшихся с другими народами. Это – хетты, иллирийцы, фракийцы, пеласги, этруски, финикийцы, эллины, норики, славяне…, так как древние русы 5-7 тысяч лет до н.э., как свидетельствует в «Истории русского народа» В.М. Кандыба (а также ряд других историков), заселяли почти всю Европу, Средиземноморье, Малую, Переднюю и Среднюю Азию. Наиболее близким к древнерусскому, единому для большинства современных народов праязыку, остался язык славян, особенно восточных, т.е. наш русский язык. Русское слоговое письмо – типа «черт и резов», русские руны – насчитывают много тысяч лет. Известно, что оно использовалось в Триполье (Украина), где развитая цивилизация существовала уже в 5-ом тысячелетии до н.э. и чей расцвет внезапно прервался в начале 2-го тысячелетия до н.э. Слоговое письмо крито-микенской культуры (2-е тысячелетие до н.э. - прим. Ред.), погибшей в 1450 г. до н.э. при взрыве вулкана Санторин, по исследованиям русских историков Г.С. Гриневича и Ю.Д. Петухова, также является праславянским. Ещё раньше слоговое письмо и, как утверждает В.М. Кандыба, алфавитная письменность существовали в древнерусской культуре Передней Азии, Междуречья – прародине южных, так называемых троянских руссов. Весомым доказательством общерусских истоков финикийского, греческого и кирилловского алфавитов служит тот факт, что согласно работам Г.С. Гриневича 10 знаков (более трети финикийского и греческого алфавитов – прим. Ред.) едины для них и соответствуют древнерусскому письму «черт и резов».
Сохранённое наследие наших Предков в виде Ведических книг и текстов даёт нам главное доказательство первичности славяно-арийской культуры на Мидгар-Земле, потому что с момента её заселения Белые Народы записывали, хранили, передавали из поколения в поколение Заповеди Богов, Мудрость Первопредков, Ведические знания. Как это в корне расходится с тем, чему до сих пор учат в школах, а также постоянно навязывают в книгах и с экранов телевизоров, утверждая, что якобы греческие монахи дали «безграмотным» славянам-Русам – азбуку и научили нас читать и писать!
Трудности установления древнейших истоков русской письменности связаны с незнанием родной истории, недостатком письменных первоисточников и предвзятостью взглядов. Всё это обусловлено не только безпощадным временем и природными катаклизмами, но и в большей степени повсеместным уничтожением письменных источников во времена «христианизации» славян. Древнерусские книги и манускрипты: деревянные дощечки, берестяные грамоты, сантии (тексты на драгоценном металле – прим. Ред.) сжигал и переплавлял князь Владимир и миссионеры-чужеземцы, крестившие Русь, лишая русский народ исторической памяти и культурной преемственности. Особо ценные древнерусские летописи на дорогом пергаменте соскабливались монахами и заполнялись церковными текстами. Уничтожение национальной русской культуры продолжали другие князья и цари, утверждавшие свою власть. Церковь добилась полного подчинения и контроля за обществом и каждой личностью, что привело к падению уровня грамотности, а, следовательно, и культуры.
Письменность славяно-арийских народов непосредственно связана со всем временем их существования, которое насчитывает множество тысячелетий. Как писал М.В. Ломоносов в своей книге «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года» (изд. 1766 года): «Реальная история Руси насчитывает более четыреста тысяч лет»; а по летописям, сохранённым Староверами, - гораздо больше. Изначально язык Белой Расы существовал на основе четырёх основных и двух вспомогательных видов письменности (а всего на настоящее время по разным источникам известно 14 видов письменности у Белой Расы – прим. Ред.):
Да’Арийские Тьраги – это образные символы, которые соединяют в себе сложные объёмные знаки, передающие многомерные величины и многообразные руны. Часть этих крипто-иероглифических символов легла в основу криптограмм крито-микенской культуры, а также иероглифического письма Древнего Египта и Междуречья, китайских, корейских и японских видов иероглифического письма.
Х’Арийская Каруна – союз из 256 рун (144 основные руны и 112 вспомогательных – прим. Ред.) или жреческое письмо. Каруна легла в основу древнего санскрита, деванагари, использовалась жрецами Индии и Тибета. В упрощённом виде Каруна использовалась западными славянами и ариями. Сейчас на книжных прилавках появляются работы западных исследователей, одного из её упращённых и сокращённых вариантов: Футарка.
Расенские Молвицы или Образно-Зеркальное письмо. Данную письменность называли этрусским письмом, так как им писали этруски, которые сами называли себя Расенами – те же славяне и арии, населявшие в древние времена Италию. Это письмо легло в основу древнего финикийского алфавита.
Святорусские образы, или буквица, была самым распространённым письмом среди наших Родов в древности. Известны различные варианты сокращённой буквицы: древнесловенская или древнерусская азбука; Велесовица или шрифт Велесовой книги; шрифт Святорусских волхварей – текстов, записанных на дощечках из священных деревьев; церковно-славянский алфавит. Древнесловенский или древнерусский язык лёг в основу многих европейских языков, в том числе и английского языка.
Глаголица, или торговое письмо, использовалась для оформления сделок и торговых договоров. Этим письмом написано достаточно много книг, являющихся в настоящее время по существу памятниками древней истории и письменности.
Словенское народное письмо, «берестяное» письмо или «черты и резы», было самым простым, использовалось для кратких сообщений.
При раскопках в Нижнем Новгороде учёные сделали вывод о повсеместной грамотности населения этого города. По состоянию на начало 2003 года обнаружено 1025 берестяных грамот ХI-XV вв. Из них 933 грамоты – в Великом Новгороде. Остальные 92 документа распределяются по местам находок следующим образом: Старая Русса – 38, Торжок – 19, Смоленск – 15, Псков – 8, Тверь – 5, Звенигород Галицкий – 3, Витебск, Мстиславль, Москва, Старая Рязань – 1 (Берестяные грамоты: 50 лет открытия и изучения. Отв. Ред. В.Л. Янин. – М.: Индрик, 2003, с. 11). Как пишет Л.В. Мошкова: то, что грамоты найдены только в этих городах, может объясняться условиями, при которых береста сохраняется в течение веков – повышенной влажностью почвы (Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до конца XVII в. Отв. Ред. Днепров. – М.: Педагогика, 1989). Но при раскопках практически всех древнерусских городов были найдены орудия письма по бересте – «писала», свидетельствующие о постоянной практике письменного общения. Писалами сделаны многочисленные граффити на стенах церквей (Высоцкий С.А. Средневековые надписи Софии Киевской. Киев, 1976; Медынцева А.А. Древнерусские надписи Новгородского Софийского Собора XI-XIV веков. М., 1978).
Берестяные грамоты в настоящее датируются не ранее начала XI века, тому способствовала великая находка древнейшей славянской книги в 2002 году. Верхняя граница датируется XV веком и связана с вытеснением бересты и пергамента, как основного писчего материала, бумагой. По предварительным оценкам, на территории Новгорода есть слои Х века, будем надеяться, что дальнейшее изучение этих слоёв позволит выявить новые берестяные грамоты.
По оценкам специалистов, общее количество берестяных текстов в культурных слоях может превысить 20000 штук.
Небезинтересно отметить, что в Новгороде были найдены церы – дощечки с углублением для воска, которые использовались в процессе начального обучения (Цера: це –это, Ра – сияние, или ещё значения Солнца и Света: ЗНАНИЕ – ЭТО СВЕТ (СОЛНЦЕ); т. е. даже название дощечки, на которой писали дети, уже говорит о том, что письменность на Руси возникла намного раньше христианства – прим. Ред.). две из дощечек имеют на одной из сторон вырезанный алфавит. С их находкой стало понятно назначение лопаточки на конце многих «писал»: ею стиралось написанное на воске.
Необходимо также отметить, что Кирилл и Мефодий на самом деле создавали не славянскую письменность, а церковно-славянскую азбуку для христианской церкви на земле Руссов. Взяв за основу Буквицу, состоящую из 49 букв, они убрали 5 букв, четырём буквам дали греческое название и стали переводить с греческого на изобретённый мёртвый язык. Вопрос: А чем же не понравились этим монахам 5 букв нашей древней Буквицы? Оказывается, они передавали горловые и носовые звуки. Теряя горловые звуки, народ постепенно утрачивал горловое пение – особую вибрацию голосовых связок, а отсутствие носовых звуков отрицательно сказывалось на функциях ГИПОФИЗА, который является ЦЕНТРОМ ВОЛИ.
На этом «корректировка» славянской письменности не закончилась: вслед за Кириллом и Мефодием над русским алфавитом «потрудились» Пётр I, Николай II и «товарищи-большевики». Итог: уже осталось 33 буквы из 49, из которых сегодня по существу изымается буква «Ё», буквы «Еръ» (Ъ) и «Ерь» (Ь) (превращённые Луначарским в твёрдый и мягкий знак – прим. Ред.) заменяются апострофом. Процесс изменения славянского письма с XVIII в. стал регулироваться государственными реформами, важнейшими из которых были: петровские реформы 1707-1710 гг. и советские реформы 1917-1918 гг., а менее значительные дополнительно проводились в XVIII веке. Изменялись: алфавитно-буквенный состав, графика письма, орфография и пунктуация. Петровские реформы упрощали не только азбуку, но и шрифт. Советские реформы для «облегчения» широким массам усвоения русской грамоты, кроме реформирования азбуки, упорядочили и систему правописания приставок, падежных окончаний, правил переноса.
Интересно так же отметить, что буквы глаголицы, буквицы, а затем и кирилловские буквы с чёрточками (титлами) над ними в древности применялись и для обозначения чисел. А поскольку в настоящее время известно, что летоисчисление у славян превышает 600 тысяч лет, следовательно, и возраст письменности не меньше.
Каждая руна или буква (глаголицы, буквицы и т.д.), кроме числового значения имела свой определённый образ: ОБРАЗ
О – Подобие; Б – Бог; РА – Сияние, Свет Всевышнего; АЗ – (Асъ), так называли себя наши Предки: Асъ Бог, живущий на Земле (до сих пор говорят: «водитель ас»; а территория, на которой жили наши Предки, называлась Асия).
Получается: ОБРАЗ = АЗ (Человек) есть подобие Бога.
Согласно Мудрости наших Предков – «ОБРАЗ» - совокупность разносторонних знаний, объединяющихся в конкретное описание какого-либо предмета или явления. Каждый образ несёт в себе глубинную суть. Эта суть даёт возможность понять предназначение и существование данного образа. Именно ребёнок на начальном этапе обучения ещё способен проникать в глубинную суть любого образа, в том числе образа мысли, минуя второстепенное. Умение понять первичное значение образа, ярко и детально представить образ, мыслить образами, т.е. мочь – значит быть магом. Маг – тот, который может…



© Copyright: Гамаюн Говорун, 2011
Свидетельство о публикации №11104259345



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.04.2011. О славянской письменности