Комментарии к Отчего поэты долго не живут
http://www.stihi.ru/2009/03/12/4326
Написано в 2004 году с целью развития сюжета песни В.Высоцкого "О фатальных датах и числах", в котором оплакивается судьба поэтов как класса: их нелёгкая трагическая судьба и, как правило, ранняя смерть. Как и любое морализаторство, "Почему поэты..." отдает педантизмом (впрочем, как и песня Высоцкого). Намного интереснее соображения, из-за которых оно задумано.
Дело в том, что в широких общественных кругах существует, мягко говоря, неоднозначное отношение как к поэзии в частности, так и к культуре вообще; в мировой истории наиболее характерны следующие моменты (из тех, которые мне известны): Византия времен первых христианских вселенских соборов; преследование катарской ереси инквизицией на юге Франции в XIII веке; режим Жана Кальвина в Женеве в XVI веке; пуританское правление во время Великой Английской революции XVII века; преследование скоморохов в России XV-XVII веков (характерный эпизод того времени демонстрируется А.Тарковским в фильме "Андрей Рублев" - там как раз арестовывается и (по-моему) предается смерти один скоморох). В наше время, если конечно исключить обиходную ненависть к культуре, с которой в той или иной форме наверняка всякий, типичными режимами с отрицанием культуры как явления (культурный нигилизм) были красные кхмеры в Кампучии (которые просто уничтожили всех культурных деятелей), талибы в Афганистане (которые запрещали под страхом смерти петь песни на свадьбах и, кстати, готовые вот-вот снова захватить власть), некоторые православные деятели. Культурными нигилистами были Савонарола, Л.Н.Толстой и отчасти В.И.Ленин(правда, не внедрявший свои взгляды в жизнь активно). Между прочим, ни Сталин, ни Гитлер культурными нигилистами не был. Как правило, культурные нигилисты, пришедшие к власти, решают свои проблемы самым радикальным способом в духе талибана и Пол Пота.
Очень своеобразен религиозный культурный нигилизм.Этому явлению посвящено стихотворение Ю.П.Кузнецова "Поэт и монах"(между прочим, Мадонна Рафаэля, которая там упоминается, была на самом деле срисована с проститутки, с которой связал свою жизнь великий художник, из-за этой связи его невеста (непроститутка) погибла (или умерла с горя, или покончила с собой, не помню)). Религиозные нигилисты считают, что вся культура - от дьявола, и что она отвлекает от познания истинного бога, поэтому лучше всего ее ликвидировать.
Светские нигилисты считают, что культура отвлекает от производства материальных ценностей и способствует внедрению паразитических настроений в обществе, что, в принципе, недалеко от истины.Скорей всего, многие режимы культуроненавистников не смотря на религиозную оболочку являлись стихийными материалистами и смотрели на поэтов не как на еретиков, а скорей, как на ленивых придурков, не желающих работать. Это характерное свойство типичной крестьянской психологии, той самой традиционалистской цивилизации, с которой довольно безуспешно пытается бороться цивилизация гражданская в лице США.
Хотя "Отчего поэты..." и написаны от лица культурного нигилиста, на самом деле это инсценировка: я эти взгляды разделяю в очень небольшой степени. Хотя мне кажется, что культуру все же следует регулировать и освобождать от нежелательных побочных явлений типа абстрактной живописи, техно- и рэп-музыки, твердых восточных поэтических форм и т.п., так что во второй половине стихотворения я покривил душой не так уж сильно.
Для тех, кто не в курсе:
суицидники - самоубийцы;
Лета - в греческой (если не ошибаюсь) мифологии река забвения;
планктон - мелкие животные и растительные организмы, питающиеся, в том числе, морской падалью;
маргинал - отщепенец общества;
>...глаголом жечь умы людей...< - перефразировка строки из стихотворения Пушкина "Пророк":
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
глаголи и покои - плотницкие сооружения в виде буквы Г или буквы П соответственно;
эпическая поэзия - ей свойственна повествовательная форма изложения сюжета (в отличие от лирической поэзии, которой сюжет вообще не свойствен). Была распространена в средние века;
гранты - что-то вроде премии;
трубадуры - авторские певцы средних веков, сочинявшие и исполнявшие песни под лютню и жившие на юге Франции в Лангедоке и в Провансе.Появились в XI веке, а в XIII как литературное течение сошли на нет благодаря завоеванию Южной Франции Северной в ходе уже упоминавшихся Альбигойских (или Катарских) войн;
миниатюра - здесь: небольшое представление;
эстетика - наука о прекрасном;
эволюция - развитие;
>Когда-то славный кормчий, привязав себя к бревну,...< - имеется в виду греческий миф о том, как Одиссей спасся от чудовищ-сирен, птиц, с головами женщин, обладающих весьма сладким голосом и заманивающие к себе проплывающих мимо путешественников пением песен сексуального содержания, а затем употребляли несчастных в пищу. Одиссей, которому довелось быть в тех местах, решил послушать это пение, а чтобы не погибнуть, велел заткнуть команде уши воском, а себя привязать веревками к мачте. Эксперимент прошел удачно.
монстр - чудовище;
эйкумена - вселенная;
"Осанна в вышних!" - возглас, который толпа кричала Иисусу Христу при знаменитом входе его в Иерусалим, что-то типа "Слава!" Полный текст: "Осанна в вышних богу и на земли мир!". Впрочем, может это слова из молитвы, а евреи кричали просто "Осанна!", не помню;
"половодье буйных чувств" - это Есенин, "буйство глаз и половодье чувств" из "Не жалею, не зову, не плачу..."; надо сказать, что некоторые православные культурные нигилисты его очень сильно не любят, впрочем, как и большинство остальных поэтов;
абстракция - здесь: картина в стиле "мазня" и состоящая из бессмысленных линий и пятен; начиная с начала двадцатого века абстрактное искусство в различных вариантах не выходит из моды;
дегенерация искусств - намек на выставку абстрактного искусства в фашистской Германии проводившаяся в 1936(?) году под вывеской "Выставка дегенеративного (т.е. ненормального, вырождающегося) искусства. Фашисты преследовали абстракционистов, а выставку провели типа для прикола, дескать, полюбуйтесь, люди добрые, что эти кретины вытворяют!
кликуша - истерички, которые во время церковной службы начинают инсценировать психический припадок и при этом громко орут, типа, в них злой (или святой) дух вселился;
сентиментализм - на самом деле я здесь имел в виду сентиментальность - склонность предаваться жалости окружающих, доходящая порой до приторности. Сентиментализм - это нечто другое, но мне лень переделывать строфу.
гуманизм - точка зрения, считающая высшей ценностью человеческую личность и ее совершенствование.
Другие статьи в литературном дневнике: