Ра;дони;ца (Ра;дуница) — у восточных славян поминальный день, приходящийся на вторник Фоминой (Радоницкой) недели. На Украине отмечается в разных местностях в понедельник или во вторник.
Это славянская традиция, воспринятая и поддержанная русской Церковью. В православных Церквях Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Этимологически слово Радоница, видимо, восходит к корню рад- («радование, радость»).
Первоначально праздник, видимо, отмечался не только во вторник, но и в понедельник Фоминой недели («Навий день»), а также в воскресенье на Красную горку. Однако со временем в большинстве местностей эта традиция исчезла, сохранившись лишь в некоторых местах южной России, Сибири и Белоруссии (д. Селяц).
Названия - рус. Радовница, Радошница, Радуница, Усопшая Радованица, Навий день, Могилки, Гробки, укр. Про;води, Бабский Великдень, Мертвецький великденАлиса, белор. Ра;даўнiца, Радуніца, Раданiца, Радуніцкія Дзяды, Вялікдзень мёртвых, полес. Деды; ра;достные
Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мёртвыми радостью Воскресения Христова.
Празднование Радоницы
В Беларуси, а также в некоторых регионах РоссииНэт этот день объявлен выходным.
В Беларуси на Радоницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали по могиле окрашенные в шелухе яйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушниками, на который ставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились, выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».
Белорусские традиции поминовения предков в этот день сохранились с языческих времён. Радоница во многом переняла черты языческих праздников поминовения предков — Дедов.
На Смоленщине на Радоницу:
Пекут драчену, варят кашу, жарят «яешню», красят яйца, пекут пироги, лепёшки или блины (тоненькие из пшеничной муки). Накладывают каши целую чашку, хорошенько помаслят, сверху положат пирог, а в другую чашку кутьи, блинов или лепёшек, драчену, яешню, сверху вареных красных яиц; свяжут все тряпкою. Хозяин приготовляет водку; смотря по достаткам — полштофа или два, а когда родня большая и двор богатый, то и целую баклашку, гарчик, да и отдельно ещё бутылочку для особенно дорогих или почётных гостей, крепко настоенную стручистым перцем.
После совершения священником церковной панихиды:
Хозяин одно крашеное яйцо закапывает в землю, христосуется таким образом с умершим, священник уходит, а семья садится вокруг могилы. Хозяин и близкие родные начинают выть по умершим, потом и они садятся вместе с другими, начинают выпивать вотычку, едят все кушанья, которые принесены на могилу. Тут бывают и старцы, и бобылки безродные. Каждый оделяет их всем имеющимся: кушаньем, так и водкою. А потом вздремнувши и потянувшись хорошенько, после непродолжительного сна, возвращаются домой. Некоторые ещё сидят, разговаривают, проводят время, как дома. Курить не воспрещается. «Покойник любил курить — покурим». Старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни, мужики и бабы, а также девки идут к кабаку, водят хороводы, играют в горелки, поют песни, веселятся, оправдывая таким образом пословицу: «Радоница по обеду плачет, а после обеда скачет». На Радоницу мальчишки борются, пробуют крепость яиц, «играют на убитки».
В других местах (в России) Радуница была днём домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбище было не принято. Так, на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии на Радуницу готовили баню для мёртвых, оставляя для них воду с веником, чистое бельё, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, искали следы умерших. На Черниговщине вторник Фоминой недели назывался Радульные деды; считалось, что предки в этот день приходят домой, поэтому для них на окно выставляли воду и сыпали крошки; на стол выставляли три перемены блюд («завтрак», «обед» и «ужин»), после чего «диды шли да дому». На Украине и в Белоруссии сохранился обычай по завершении Радуницы мыться в бане (что может быть истолковано и как очистительный обычай, и как отмена запрета на мытьё в бане, соблюдаемого в некоторых местах со Страстного четверга до Радуницы).
К Радунице специально красили яйца, причём кое-где уже не в красный, а в жёлтый или зелёный, то есть в «жалобные» цвета (полес.).
Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, и Радуница, и Пасха праздновались в один день./Материал из Википедии — свободной энциклопедии/
РА;ДУНИЦА, РА;ДОНИЦА — навий день (от "навь" — покойник), родительский день — вторник на послепасхальной (Фоминой) неделе, праздник поминовения предков у вост. славян. В нек-рых местах Р. наз. понедельник, а навьим днем — вторник на Фоминой неделе. В основе праздника церковь видит воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад к душам умерших на 2-неделе после Воскресения. Повсеместно в России принято было днем посещать кладбища. На могилы приносили поминальную еду (кутья, яйца, блины и пр.) и питье (вино, пиво, брагу). Угощение частью съедалось, часть оставлялась на могилах, причем вино, масло, пиво выливали на огильный холм. Обязательным в обряде было целование креста и могил и катание по могилам крашеных яиц или закапывание их в землю. Священники служили на могилах панихиды, во время к-рых женщины громко причитали. Мужчины нередко приходили позднее — непосредственно к тризне, включавшей, помимо ритуальной еды, непременное веселье (отсюда этимология Р. как дня, радостного для покойников и живых людей), переходившее в разгул и "беснование". Посещение кладбищ не освобождало крестьян от с.-х. работ, поэтому говорили: "На Р. утром пашут, днем плачут, а вечером скачут". Связь покойников с урожаем и плодовитостью скота отразилась в распростр. обычаях: "вывози навоз в родительску, хлеб уродится"; блинами радуницкими кормили овец, чтобы они благополучно ягнились.
Яндекс.Словари › Гуманитарный словарь. — 2002