Из обзорной статьи Марии Абазинки. Пересмешник-6«Хороших поэтов много, а хороших пародистов мало» © Олег Нечаянный Сразу же скажу о всех замечаниях критиков по «технике», которые были высказаны за: несоблюдение размера исходника, несоблюдение строфики исходника, превышение объёма исходника, использование рифм исходника. Хочу пояснить: у нас учебный конкурс, и критерии-рекомендации по технике даны в Задании для того, чтобы помочь начинающим пародистам написать пародию, похожую на исходник. Пародия содержит в себе приём подражания, чтобы она была ПОХОЖА на исходник, в том числе – в ритме, строфике и других внешних признаках. Но эти критерии не должны стать шаблоном, неким «знаком качества». Кстати, и использование рифм исходника – один из приёмов подражания, и вполне допустим, если незаметен, ненавязчив. Также, одним из интересных приёмов пародирования является СМЫСЛОВАЯ ИНВЕРСИЯ – т.е. повествование от лица другого персонажа, взятого из исходника, а не от лица ЛГ исходника. Вам это может не нравиться, но пародист имеет полное право… Авторы представленных пародий, написанных в ином размере, строфике, сделали это вполне сознательно, а не потому, что им было трудно скопировать ритм, – это очевидно. Авторское право писать в ином ритме, строфике, объёме – не обсуждается. Возможно – автор захотел быть оригинальным, выделиться. Или содержание его пародии настолько ярко, что не нуждается в подражании внешним признакам исходника. Возможно даже, что цель пародии – обличить, высмеять исходник другим слогом и стилем, более изящным, чтобы подчеркнуть контраст с исходником, «унизить» приземлённый исходник и в стиле тоже, показав превосходство собственного стиля. Но это лишь моё личное мнение на технику. Выставляя пародии на Конкурс, помните о том, что оценки вам будет выставлять не ведущая, а другие авторы пародий. Конечно, техника исполнения пародии чрезвычайно важна, и в идеале пародисту нужно стремиться к техническому превосходству над исходником, но в данном учебном Конкурсе главной задачей этого процесса голосования было – оценить каждую пародию, в первую очередь, с точки зрения её ценности и отточенности (степени справедливой критической остроты). Пародия – это, прежде всего, литературно-художественное произведение критической направленности и должно приносить пользу читателям, автору исходника. Обращаю ваше внимание на термин, исходя из которого, я оценивала каждую пародию: КРИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Это понятие наиболее полно выражает главную задачу – увидеть ценность и остроту пародии. Выставив на Конкурс данный исходник, я негласно поставила перед пародистами задачу – языком сатиры или юмора выразить собственное отношение к 1) употреблению алкоголя вообще, 2) социальным и семейным проблемам, с этим связанным, 3) факту скрытой рекламы ресторана с помощью литературного произведения. Павел Хмара в статье «На чём стоит Пегас пародиста», говорит: «Хорошо бы придумать оригинальный сюжет, который бы не скатывался к темам секса, пьянства, мордобоя и всякой похабщины, поскольку это принижает уровень пародии» - http://www.stihi.ru/diary/kp123kp/2019-04-26 Я абсолютно согласна с автором статьи. Он говорит о случаях, когда исходник «чист» от пьяной темы, а пародист сам её вводит в пародию, по собственному произволу. Это нечестно и некрасиво, и принижает уровень пародии. Сегодня у нас другой случай… Исходник сам поднял эту тему. И можно было бы избежать этого исходника, выставив другой, можно было не участвовать в этом Конкурсе, можно было уклониться от «пьяной темы» и обыграть «ляпы». Тогда сколько же ещё перо сатиры будет отмалчиваться на такие произведения, как «Изба рыбака»? Неужели пародия и вообще сатира, так уж далеко оторвалась от народа, став рафинированной поэзией, перестала отображать острые социальные проблемы широких читательских масс? Как не раз вопрошали в обсуждении наши уважаемые критики: «Над чем смеёмся?» - мне хочется задать этот вопрос в более широком смысле. Может ли пародия прямо посмеяться над острой социальной темой исходника? – сделать это посредством сатиры, эпиграммы или дружеского юмора? Выскажу своё личное мнение о процессе написания пародии на этот исходник: я НЕ считаю важным добиваться стилистической ПОХОЖЕСТИ на него, т.к. стиль произведения не высок, а содержание его, несущее в себе рекламу питейного заведения, как бы оно ни было приукрашено художественными приёмами – достойно самой серьёзной критики. Поэтому главным критерием оценки я и сделала – УРОВЕНЬ КРИТИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ И ОТТОЧЕННОСТИ (СТЕПЕНИ СПРАВЕДЛИВОЙ КРИТИЧЕСКОЙ ОСТРОТЫ). Огромная благодарность всем, кто написал пародию на этот исходник! (далее обзор пародий) В следующих Конкурсах возможны изменения в технических критериях, это будет зависеть от исходника: следите за условиями в новом конкурсном Задании. ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ ~~ **Гротеск — в литературе одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в Мария Абазинка 04.05.2019 00:42 © Copyright: Наталия Лебедева-Андросова, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|