Полезности о пародиях с конкурса Пересмешник -5От ведущего – Мария Абазинка Эта ПРОТИВОположность высмеивает, искажает или преувеличивает подражание произведению-исходнику с сохранением его внешней формы, структуры. Однако, повторюсь, с другим содержанием. Пародия намерено выставляет слабые места и особенности исходника, за счёт гиперболизации и утрирования, порой – доведения их до абсурда, преувеличения, делания "из мухи слона". Одна неточность или особенность исходника может быть многократно повторённой в пародии. Пародия содержит в себе все признаки подражания. Но пародией это произведение можно назвать только в том случае, если оно полемизирует с исходником или указывает на его недостатки. Грань здесь довольно тонкая, но чуткое ухо должно отличать пародию от подражания.
Точное цитирование исходника с заключением в кавычки (короткая фраза, строка). Критерии оценок могут подсказать не только как оценивать готовые работы, но и писать пародии! «Несколько слов о критериях оценок. 4. «ВТОРАЯ оценка, за ТЕХНИКУ. Критерии, на основе которых снижается оценка: 3. ТРЕТЬЯ оценка, за ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ. Критерии, на основе которых снижается оценка: Татьяна Игнатова 5 Добавила фрагменты обсуждений. Соблюдение ритма, размеров строк и способа рифмовки исходника - это необходимое, но недостаточное условие похожести пародии на исходное стихотворение. Ещё одним обязательным условием является похожесть смысла пародируемого текста. Пародируемый текст определяется, как правило, в цитатах, приводимых в начале пародии , как эпиграф. Естественно, приведённая цитата должна быть обыграна! :)
ОТВЕТ: «Пародия содержит в себе все признаки подражания. Но пародией это произведение можно назвать только в том случае, если оно полемизирует с исходником или указывает на его недостатки». Эту формулу надо постоянно держать в голове. Пародия является ярким противопоставлением исходнику. Это нечто вроде «кривого» зеркала, в котором все недостатки или нелепости исходника увеличены и представлены карикатурно, что должно вызывать у читателя улыбку или даже смех. Но исходники бывают разными. В каком-то изложен нелепый сюжет, в другом – общая стилистика выглядит нелепо, в третьем – по тексту разбросаны отдельные нелепые фразы. Вот по этим категориям и предлагается определить, какой является пародия. Если мы пародируем сюжет – то это пародия-памфлет. Если пародируем стилистику произведения (например, исходник представляет собой некую балладу или былину, то мы и пародию излагаем в этой же стилистике) – такая пародия будет являться подражанием. А если мы взялись обыгрывать отдельные фразы и словечки – это будет пародия-шарж. Теперь о Вашей пародии. Мне показалось, что она получилась, как лёгкий отзвук исходника. Передаёт общий настрой, психологическое состояние ЛГ, рисует её портрет девушки- вертушки. Портрет получился симпатичный, слегка самоироничный, почти копия исходника. С некоторой натяжкой можно назвать памфлетом, но в сюжете не обыграна ГЛАВНАЯ проблема – метания героини между двумя ухажёрами. Поэтому, я в своём обзоре и сказала, что Ваш вариант вряд ли можно назвать пародией. Анна-Верба 16.04.2019 11:11
"Памфлет бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных, чаще всего влиятельных представителей. В качестве главных изобразительных средств в памфлете используется ирония, сарказм" (А.С. Сулейманов). ПАМФЛЕТ — (от palme-feuillet — листок, который держат в руке) — небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего личного характера. Предмет памфлета — нападение на тот или иной политический или общественный строй, на того или другого их представителя. Памфлет рассчитан не на избранных читателей, а на широкие массы, потому изложение в нем кратко и сжато, настроение боевое и горячее, больше обращения к здравому смыслу и чувствам. читателя, чем фактического, объективного материала. ...... Пример стихотворного памфлета: Велимир Хлебников, «Трубите, кричите, несите!» - Вы, поставившие ваше брюхо на пару 1921 год. Немного от себя: я думаю, что памфлет относится к гражданской лирике и примерно такие темы могут высмеиваться и обличаться в памфлете: Пьянство, жажда неограниченной (царственной) власти, стремление к обогащению, лень, бедность народа, взяточничество, воровство и хищения, присвоение народной собственности, демонстративная воинственность. Конечно, написать стихотворение в жанре памфлета проще, чем сочинить пародию на исходное произведение. Не каждый исходник можно использовать для памфлета. Например, если в исходнике воспевается употребление вина, то памфлет должен обличать пьянство. Пародируется и обличается смысл исходника, но стиль исходника должен быть скопирован. При этом, пародия-памфлет должна содержать все признаки подражания: размер, не-точное цитирование, перефразирование словосочетаний. Она должна быть похожей на исходник, но должна показать – куда может привести пьянство (например) или воинственность. Если вы выбираете этот вид пародии (памфлет), то другие особенности исходника можно не брать для пародирования (фразеологизмы, числительные, и т.п.), а можно их тоже пародировать. Я думаю, что исходник, предложенный для «Пересмешника-5», не подходит для пародии-памфлета. В нём нет острой социальной проблемы, нет предмета обличения. А если автор всё-таки решился обличать, например, легкомыслие ЛГ, то сделать это нужно так, чтобы, с одной стороны, не обидеть автора исходника, а с другой стороны – показать, куда может привести легкомыслие. Вариантов может быть много… У меня, например, была мысль написать пародию-памфлет от лица уставшего от работы полицейского, который обличал бы девушку, попавшую в трудную жизненную ситуацию из-за своего легкомыслия, когда ревность её ухажёров вылилась в скандал, и пришлось вызывать полицию. Полицейский-ЛГ мог бы кратко выразиться о том, что он устал уже от семейно-бытовых разборок, мог бы перечислить разные случаи таких скандалов на почве ревности. Но я отказалась от этой мысли написать памфлет – мне не по силам..)) Кстати, в этом Конкурсе есть произведение с ЭЛЕМЕНТАМИ пародии-памфлета. Это пародия Николая Павловича Лугова «В голове туманы плыли». «Появились, брагу пили. И всё же тема исходника личная, а не общественная, поэтому полноценную пародию-памфлет на него написать, думаю, невозможно. Лучше пародировать стиль (песенность-прибауточность) и лексические особенности (фразеологизмы, повторы частей речи, слова из известных песен и сказок, числительные и т.п.)
Ещё раз: пародия - если кратко, одной фразой, то это насмешка над произведением. Не над автором, его создавшим, а именно над произведением. «Пародия пишется не с нуля, у нее уже есть «образец», нужно его только проанализировать и затем хорошенько «отчехвостить», труда в этом случае гораздо меньше, тем более большинство пародий пишется в стиле бурлеск, то есть серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, грубо говоря – несколько хамоватым, язвительным, просторечным способом. В этом случае, ни к чему пафосная отточенность фраз, больший успех имеют обыденные, привычные народу выражения, вплоть до закамуфлированных эвфемизмов*, «вырисованных» опосредственно через намёки» (Эдмар) Сразу скажу, что мне понравились ВСЕ пародии, в каждой из них – хорошие шутки, весёлое настроение, ясные мысли; в каждой - своя цель, авторская фантазия.
Клуб Золотое Сечение 18.04.2019 16:00 © Copyright: Наталия Лебедева-Андросова, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|