Авиатрисы. Женщины и авиация в царской России

Исаева Наталья Алексеевна: литературный дневник



Евдокия Васильевна Анатра — русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов!
Родственница известного одесского миллионера, президента Одесского аэроклуба, владельца авиазавода в г. Одессе и аэропланосборочного завода в г. Симферополе — Артура Антоновича Анатры (была женой его младшего брата, погибшего в авиакатастрофе, когда ему было всего 18 лет). Евдокия Анатра успешно закончила в Гатчине школу Первого Российского товарищества воздухоплавания (П.Р.Т.В.) «Гамаюн» 3 октября (16 октября по новому стилю) 1911 года и, получив диплом авиатора за номером 54, стала третьей российской дипломированной женщиной-авиатором (после Л. Зверевой, окончившей школу «Гамаюн» и Е. Шаховской, получившей диплом в Германии). В 1913 году Е. Анатрой был установлен рекорд высоты — три километра.




Долгорукова, Софья Алексеевна. Графиня Софья Алексеевна Бобринская, в первом браке княгиня Долгорукова, во втором браке княгиня Волконская (1887 — 1949) — русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов. Родилась 12 декабря 1887 года в Санкт-Петербурге в семье графа А. А. Бобринского — сенатора, обер-гофмейстера, председателя Императорской Археологической комиссии.


В Женском институте изучала медицину. В период 1907—1912 годов в качестве врача-хирурга много времени проводила в госпиталях. За волонтёрское участие в Сербско-болгарской войне получила награду из рук сербского короля Петра I (за работу в холерном лагере).


Одна из первых в России женщин-автомобилисток и авиатрисс. Состояла членом Императорского Российского Автомобильного Общества. Была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II, проходившего с 16 по 29 июня 1910 года.


В начале 1910-х годов увлеклась авиацией. В 1912 году прошла начальную лётную подготовку в Шартской школе пилотов-авиаторов французского аэроклуба под руководством господина Блерио (фр. Bleriot) в Париже. Вернувшись в Россию, поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и 5 апреля 1914 года получила удостоверение пилота № 234.


С началом Первой мировой войны ходатайствовала о назначении в военную авиацию, но прошение было отклонено, и княгиня Долгорукая ушла на фронт сестрой милосердия. Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А. Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Софья Долгорукая служила в 26-ом КАО (корпусной авиационный отряд) вместе с Еленой Самсоновой и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя.
После установления Советской власти некоторое время жила в России, позже уехала в Англию. В 1921 году возвратилась в СССР, чтобы вызволить из тюрьмы своего мужа и уже вместе с ним вернулась в Лондон.


В 1926 году, уже во Франции, вновь сдала экзамены на право вождения автомобиля и стала работать водителем такси. Муж подрабатывал переводами, работал бухгалтером и клерком, в 1927—1928 годах он работал в Дьеппе в казино барона Гинзберга, где Софья Алексеевна также подрабатывала гидом-переводчиком.


С 1928 года Софья Алексееевна стала работать секретарем у маркиза Ганея (фр. Ganay).


Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 года посещала дочь (от первого брака) в немецком плену.


Умерла во Франции 12 декабря 1949 года, похоронена на одном из кладбищ Парижа.



Другие статьи в литературном дневнике: