Взгляды декабристов

Людмила Ураева: литературный дневник

Выдержка из публикации "Представление декабристов о времени". Автор Вольф С.П.

В качестве основной проблемы политического строя Древней Руси декабристы
выделяли борьбу деспотического и демократического начал. Основными чертами
народоправства, по их мнению, являются – уважение к голосу и мнению народа, с которым
князь связан взаимным уважением и дружбой, а также установление вечевого порядка
управления. Возрождение «Народного вече» для декабристов есть возврат к исконным
формам общественного и политического уклада жизни предков, соответствующих
системе народного самоуправления в Новгороде и Пскове, гибель которых произошла
под натиском начала деспотического, самодержавного. Причем, если вечевой порядок
определялся декабристами как соответствующий государственным и
общенациональным интересам, то деятельность удельных князей и распри между ними
направляли государство по пути формирования жесткого самодержавного строя.
Проблема установления «самовластия» на Руси неизбежно ставится
декабристами в плоскость противопоставления Новгорода и Москвы как воплощений
соответственно республиканского строя и самодержавного. Истребление вольности
древнерусских городов и окончательную утрату народом своего участия в управлении
государством декабристы связывали с периодом возвышения Москвы. Через свои сочинения, посвященные истории данного периода, они проводят мысль, что мудрость
и высшая правда уходят из Новгорода после объединения с Московским государством.
«Оценка исторического смысла события не может быть абсолютно объективной и
исчерпывающей. В историческом сознании явления прошлого всегда формируются
под влиянием идей, представлений, осознанных и неосознанных предпочтений,
актуальных для изучающего или воссоздающего их общества. Образ прошлого – это
всегда, хотим мы того или нет, отражение наших интересов», – пишет Л.П. Репина
.
Так суждения декабристов о деятельности первых представительных учреждений есть
выражение их отношения к существующему политическому строю. Одними из первых
в русской историографии декабристы обратили внимание на деятельность Боярской
думы и Земских соборов, рассматривая их в качестве своеобразных представительных
учреждений, ограничивавших, самодержавную власть. Они подчеркивали факт избрания
земскими соборами таких царей, как Борис Годунов и Михаил Романов, получивших власть
от народа. Отсюда они делали вывод о праве народа на лишение власти тех царей, которые
превращали ее в орудие деспотического насилия над народом
.
Идеализация в глазах декабристов демократических начал в общественном устройстве
жизни древних славян, якобы определявших формы существовавшей у них политической
власти, отразилась по-своему на конституционных проектах, которые создавали организаторы
будущих тайных обществ. В каждом из проектов утверждается идея необходимости участия
народа в формировании высших органов власти
. Так в конституционных проектах
декабристов утверждается мысль об исключении возможности деспотического управления
страной для дальнейшего просвещения своего народа.
Такое видение проблемы политического строя, по всей видимости, есть результат влияния
исторической мысли периода Просвещения на декабристов. Декабристы во многом разделяли
методологические принципы просветительской историографии, видя в истории
своеобразную школу политической жизни, источник уроков и для правителей, и для народа.
Прошлое переосмысливается декабристами с точки зрения меняющегося настоящего.
Б.А. Успенский отмечает, что «исторический опыт, то или иное осмысление прошлого, в свою
очередь, естественным образом оказывает влияние на будущий ход истории: в самом деле,
исходя именно из подобных представлений, из подобного опыта, социум как
коллективная личность строит программу будущего, планирует свое дальнейшее
поведение». Итак, с каждым новым шагом в поступательном движении истории
для декабристов меняется как настоящее, так и прошлое и вместе с тем определяются дальнейшие
пути исторического развития.
Начало новой истории декабристы связывают с концом XVII в. Границей между древней и
новой историей для декабристов является время Петра I. Отрицательно ли, положительно ли,
исходя ли из разных критериев, или же руководствуясь едиными принципами, оценивается
период правления Петра Великого, нельзя не заметить обозначение его декабристами некой точкой отсчета на особой шкале российской истории.



Другие статьи в литературном дневнике: