Авторская глухотаА;ВТОРСКАЯ ГЛУХОТА; — условный термин, предложенный М. Горьким: явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не замеченные автором. Причины этих ошибок объясняются по-разному: в одних случаях это является результатом небрежности или неряшливости писателя, в других случаях — возникает непроизвольно, когда увлечение главной задачей вытесняет из поля внимания отдельные детали. Явления А. г. свойственны не только рядовым писателям, но и большим мастерам. Подобные ошибки у классиков русский критик и пародист начала 20 в. А. А. Измайлов назвал «пятнами на солнце». Вот несколько примеров А. г. у А.С. Пушкина: Вот испанка молодая у М. Лермонтова: И Терек, прыгая, как львица (грива растет только у льва и не на хребте, а на шее); у А.Плещеева: Дам тебе я зерен, (ласточка питается насекомыми, а не зернами); у А.Фета: О первый ландыш! Из-под снега (из-под снега вырастает подснежник, а не ландыш, который появляется уже в разгар весны); у В. Маяковского в прологе к поэме «Во весь голос»: Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. (поэт хочет сказать «к стволу прижав ствол»; это настолько ясно, что читатель может сразу не заметить ошибки. Однако, очевидно, пушки-поэмы, прижатые жерло к жерлу, стали бы стрелять друг в друга); у Э. Багрицкого в «Думе про Опанаса»: На руке с нагайкой крепкой — у И. Уткина: Не твоим ли пышным бюстом (советские войска в гражданскую войну не «защищали», а штурмовали Перекоп).
© Copyright: Людмила Степановна Небесная, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|