Авторская глухота

Людмила Степановна Небесная: литературный дневник

А;ВТОРСКАЯ ГЛУХОТА; — условный термин, предложенный М. Горьким: явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не замеченные автором. Причины этих ошибок объясняются по-разному: в одних случаях это является результатом небрежности или неряшливости писателя, в других случаях — возникает непроизвольно, когда увлечение главной задачей вытесняет из поля внимания отдельные детали. Явления А. г. свойственны не только рядовым писателям, но и большим мастерам. Подобные ошибки у классиков русский критик и пародист начала 20 в. А. А. Измайлов назвал «пятнами на солнце». Вот несколько примеров А. г.


у А.С. Пушкина:


Вот испанка молодая
Оперлася на балкон (вместо на перила балкона);


у М. Лермонтова:


И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте...


(грива растет только у льва и не на хребте, а на шее);


у А.Плещеева:


Дам тебе я зерен,
А ты песню спой.


(ласточка питается насекомыми, а не зернами);


у А.Фета:


О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.


(из-под снега вырастает подснежник, а не ландыш, который появляется уже в разгар весны);


у В. Маяковского в прологе к поэме «Во весь голос»:


Поэмы замерли,


к жерлу прижав жерло


нацеленных зияющих заглавий.


(поэт хочет сказать «к стволу прижав ствол»; это настолько ясно, что читатель может сразу не заметить ошибки. Однако, очевидно, пушки-поэмы, прижатые жерло к жерлу, стали бы стрелять друг в друга);


у Э. Багрицкого в «Думе про Опанаса»:


На руке с нагайкой крепкой —
Жеребячье мыло;
Револьвер висит на цепке
От паникадила (вместо от кадила);


у И. Уткина:


Не твоим ли пышным бюстом
Перекоп мы защищали?


(советские войска в гражданскую войну не «защищали», а штурмовали Перекоп).



Ср.: Амфиболия, Анаколуф, Солецизм.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.10.2017. Авторская глухота