РЕЦЕНЗИЯ
на книгу избранных стихотворений Василия Муратовского
«Корни и кроны» (Алматы, 2008)
Василий Алексеевич Муратовский давно зарекомендовал себя как замечательный и самобытный поэт. Он много публикуется в периодической печати, в литературных журналах и сборниках, но большую книгу стихов издает впервые. В нее вошли основные произведения, созданные им за последние два с половиной десятилетия.
«Корни и кроны» – книга крупная отнюдь не только по объему. Она и по содержанию своему – важное событие в культурной жизни Казахстана и его южной столицы. Книга эта – нелегкая для проникновения в богатство ее смыслов, требующая по-настоящему вдумчивого читателя, а не массового потребителя. «Корни и кроны» отличает многосложность образов, метафор, сплетений. Характерно для стихов Василия Муратовского, к примеру, обилие отглагольных существительных. Это неспроста: в его поэзии структуры распаковываются в процессы, а процессы укладываются в структуры. Всё переходит во всё – как во вселенной или же в трактатах древних мудрецов.
Василий Муратовский не выдумал для себя некий художественный метод, которого догматически придерживается, – нет, его стихи естественны, видно, что они приходят к нему сами, без всяких методов и особых «техник». Это говорит о том, что по типу личности Василий Муратовский – человек, который способен прозревать небесную, тонкую реальность сквозь реальность здешнюю, земную. Прозревать – и показывать ее так, что у меня как читателя возникает явственное ощущение: мир высший, духовный и мир земной, материальный встроены друг в друга, и я живу в двух мирах одновременно.
В поэзии Муратовского действительно реализован принцип древних «всё в одном, одно во всём». При этом за всеобщей связью поэт угадывает сущность вещи в себе. Он, по его собственному выражению, «мыслит насквозь» (с. 288), «находит следы сквозного света» (с. 319).
Образы, которые рисует казахстанский поэт, заставляют глубже задуматься над целым рядом философских тем, характерных для сегодняшнего дня. И в первую очередь это вопрос о необходимости мировоззренческого синтеза и возможности гармоничного сочетания разнообразных форм культуры: философии, поэзии (искусства вообще), религии и науки. Их разрозненность, к сожалению, порой принимает форму противостояния, взаимоисключения, а это препятствует постижению и реальному освоению целостной Истины, а следовательно, и единству в миропонимании разных людей и культур.
В действительном процессе истории все эти формы ясно демонстрируют взаимную дополнительность, они проницают друг друга. К примеру, философия – не что иное, как «мудрая поэзия» (по выражению Эдгара По); религия – искусство развития души, т.е. самой сущности человека, так же, как в конечном счете поэзия и философия.
Поэтическое творчество есть вообще особый философский жанр, «созвучие ума и сердца», обращенное к вечным вопросам человеческого бытия. Поэзия – это своего рода «прикладная философия», в той мере, в какой художественный образ становится носителем отвлеченного начала, средством проникновения в сокровенный смысл сущего. В силу этого ей становятся доступны те глубинные основы мироощущения, которые, ускользая от систематического мышления, переводят впечатления в размышления и наоборот. Книга Василия Муратовского еще раз подтверждает это. Поэзия у него стала оригинальной формой глубинно-психологического и философского освоения мира.
Большое и настоящее духовное явление – так можно охарактеризовать личность и поэзию В.А. Муратовского. Перед нею меркнет многое в нынешней привычной нам поэзии, которая выглядит на фоне стихов Василия Муратовского какой-то слишком приземлённой или, напротив, салонной, искусственной и, увы, духовно неполезной.
Человек с трудной судьбой, но совершенно лишенный мстительных чувств и озлобленности, Василий Алексеевич Муратовский смотрит на мир как умудренный опытом человек, влюбленный в красоту и глубину окружающего мира. Алматинский поэт владеет духом преодоления земной обыденности, одномерности, грубой материальности. «Ты – то, вокруг чего твоё сердце вращается, ты – то, к чему испытываешь интерес», – пишет Муратовский. Да, это поистине так: реальность в конечном счете есть не что иное, как наше отношение к окружающему и происходящему. В этом плане прекрасным примером отношения самого Василия Муратовского к окружающим, примером настоящей духовности представляется стихотворение «Люди, я вас люблю»:
Люди, я вас люблю…
Я прощаю тех, кто приговаривал меня к смерти.
Верьте-не верьте:
я ни в кого не стреляю,
не режу никого, не рублю…
<…>
Люди, я вас люблю! Это нетрудно – вас так мало.
Но если даже один…
Подлость, где твоё жало?!..
Это, по сути, завет будущей литературе, литературе будущего. Она должна стать подлинно человечной – в смысле отсутствия в ней негативных проявлений, темных эмоций. «Люди должны делиться с людьми именно лучшим» (с. 355, комментарий). Это очень удачное выражение великой максимы человечности. Если бы мы все старались держаться ее постоянно, мир бы давно изменился к гораздо лучшему.
Гуманизм, глубина содержания, необычность формы – все это делает стихи Василия Муратовского значительным явлением в культурной жизни Республики Казахстан. Убежден, что мы имеем дело с крупным поэтом, нравственно ответственной личностью. Поэтому выход книги Василия Алексеевича Муратовского – не только художественно-культурное, но еще и большое нравственное, духовное явление, способное позитивно повлиять на окружающий мир.
Прекрасно чувствуется по стихотворениям В.А. Муратовского преемственность культурных традиций мировой поэзии. Стихи Василия Муратовского – это своеобразная перекличка, диалог с античными и библейскими авторами, Ли Бо и Ду Фу, с казахскими акынами и жырау, с Пушкиным, Борисом Пастернаком, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Иосифом Бродским, Юрием Домбровским, Эмили Дикинсон… В наше сложное и не во всем правильное время, которое во многом утратило духовные исторические связи и культурные смыслы, такую открытость миру смыслов и ценностей следует только приветствовать. Радостно видеть автора рецензируемой книги в качестве одного из глубоко эрудированных, творчески мыслящих и продуктивно работающих деятелей казахстанской культуры, которые поднимают и прочно удерживают ее высокую планку.
В конце этой небольшой рецензии нельзя не сказать и об искренней любви поэта к своему родному городу, который является, по сути, одним из действующих лиц поэзии Василия Муратовского. Старая Алма-Ата, новый Алматы в его стихах – это живая стихия эмоций и мыслей, воспоминаний и надежд. Патриотизм поэта – не крикливый, не показной: по-видимому, сам Василий Муратовский вовсе не ставил целью «воспевание» любимого города. Однако эта любовь ясно видна в стихотворных строках, где кроны деревьев и их переменчивая, дышащая листва напоминают поэту лики близких людей, вызывают тонкие, сновидчески-зыбкие детские воспоминания и где панорама гор зовет его в неведомую даль будущего…
Новизна художественно-образного строя, насыщенность культурным содержанием и глубиной мысли – все это отличает поэзию Василия Муратовского. Пронизанная любовью к людям и родине, она не может оставить читателей равнодушными, не вызвать в них доброго эмоционального и интеллектуального отклика.
Заведующий отделом онтологии и теории познания
Института философии и политологии Министерства
образования и науки Республики Казахстан, доктор
философских наук, профессор, член-корреспондент
Петровской академии наук и искусств С.Ю. Колчигин
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.