I. 1. Определение 9Святоотческая традиция понимания рассудочной деятельности души продолжалась в России в 19 веке, в том числе – трудами святителя Феофана; особое место занимает его сочинение «Начертание христианского нравоучения». Однако рассмотрение православного понимания проблем логики требует отдельной и пространной беседы, пока же я продолжу свои заметки о том, как взаимодействуют друг с другом рассудочная форма мышления и мышление в обобщённых представлениях. Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Так, через две с чем-то тысячи лет из апории, приводившей некогда в смущение философов древней Греции, через пару с чем-то сотен лет после сомнений Декарта и мистико-рационалистического бунта проклятого иудеями Спинозы, из под пера А. С. Пушкина выходит изящное bon mot, которое уместно прозвучит в остроумной светской беседе, не обязывая собеседников ни к чему чрезвычайному, кроме улыбки и понимающего взгляда. А через двести лет после написания этого стихотворения рассудочное мышление настолько скомпрометирует себя, что ему вообще откажут в способности хоть сколько-нибудь уверенно вести к истине.
© Copyright: Михаил Озмитель, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|