Женщины Оскара Уайлда.

Эрнест Крафт: литературный дневник

Автор: Eleanor Fitzsimons


13 фактов о леди в жизни писателя


18 февраля 1895 года Джон Шолто Дуглас, более известный среди британцев, как девятый маркиз Куинсберри, прибыл в Albemarle Club – закрытый клуб в Мэйфере, элитном районе Лондона. Он намеревался встретиться лицом к лицу с одним из членов клуба, а именно с ирландским поэтом и драматургом Оскаром Уайльдом, которого обвинил в любовной связи со своим сыном, лордом Альфредом Дугласом.
Так как Уайльд отсутствовал в тот день, Дуглас оставил свою визитную карточку, на обратной стороне которой были нацарапаны слова: “For Oscar Wilde posing somdomite” (вероятно, он имел в виду “For Oscar Wilde posing as a Sodomite” – “Оскару Уайльду в роли Содомита” - прим. пер).
Эта карточка стала вещественным доказательством “А” в иске о клевете, который Уайльд подал против Дугласа, и сделала неизбежным то, что имя Оскара Уайльда десятилетиями будет ассоциироваться с тем, чему Лорд Альфред Дуглас дал название “любовь, которая не смеет произнести свое имя”.



При этом, по иронии судьбы, на жизнь Уайльда оказали значительное влияние сильные, яркие и амбициозные женщины – в такой же степени, как и мужчины, которые словно сговорились унижать его.
Здесь – довольно неожиданные факты о женщинах, которых он знал.


1. Ростом около шести футов, с блестящими черными волосами и “сияющими карими глазами”, мать Оскара считалась великой красавицей в юности. Она также была остроумной и успешной поэтессой, эссеисткой и автором нескольких книг. В свое время она была большой знаменитостью, и Оскар был представлен публике, как “сын Леди Джейн Уайльд”. После ее смерти в 1869 году, газета "The Virginia Enterprise" описала Джейн, как “блистательную женщину, которая сделала большой вклад в литературу и социальную жизнь Англии и Ирландии”.



Джейн Уайльд


2. Единокровные сестры Оскара, Эмили и Мэри Уайльд, трагически погибли в возрасте 24 и 22 лет в жутком несчастном случае, который произошел на балу в честь Хэллоуина 31 октября 1871 года. Когда Эмили, танцуя с хозяином бала, сделала последний разворот вокруг танцпола, ее широкое платье на кринолине задело горячие угольки в камине – и вспыхнуло. Мэри поспешила на помощь к сестре, но огонь захватил и ее платье. Несмотря на то, что другие гости изо всех сил пытались спасти сестер, они обе скончались от полученных травм несколько недель спустя. Их отец, Уильям Уайльд, скорбел по ним, но сам Оскар едва ли был с ними знаком.


3. Когда отец Оскара лежал при смерти, его мать позволила женщине, которая была облачена в черное и скрывала лицо под вуалью, сидеть у постели больного мужа. Избегая контакта с его семьей, она никогда не говорила и не поднимала свою вуаль, и Уайльды словно не замечали ее. Возможно, она была матерью Эмили и Мэри. Позже Оскар написал: “Ни одна из тысячи женщин не потерпела бы ее в своем доме, но моя мать допустила это, потому что знала – мой отец любил эту женщину, и ее присутствие у его постели было для него радостью и успокоением перед смертью”.


4. Муза Оскара Сара Бернар, самая знаменитая актриса тех времен, была также очень успешным скульптором; ее произведения были выставлены в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии и Чикаго. На выручку с выставки она купила гепарда и волкодава в ливерпульском зоопарке Кросса. Она надеялась также обзавестись двумя львами и карликовым слоном, но удовлетворилась семью хамелеонами, которых ей подарил владелец зоопарка, мистер Кросс. Ее любимчик Cross-;i, Cross-;a сидел на ее плече и был привязан к ее лацкану золотой цепочкой.



Сара Бернар в роли Гамлета


5. Светская львица и красавица Лили Лэнгтри, которая была близкой подругой Оскара Уайльда, оказалась в нужде после разрыва отношений с Принцем Уэльским. Сосед Оскара, художник Фрэнк Майлз, предложил Лили заняться садоводством, но Оскар настоял на том, чтобы она попробовала себя в роли актрисы. Он представил ее своей подруге, бывшей актрисе и режиссеру Генриетте Ходсон, которая помогла Лили стать звездой. По стечению обстоятельств Генриетта объявила себя “сожительницей” Генри Лабушера, автора 11 английского Акта 1885 года о поправках к уголовному законодательству (привлечение к уголовной ответственности гомосексуальных мужчин; поправка была отменена в 1967 г. - прим. пер), согласно которому Уайльд был привлечен к ответственности за вульгарное поведение 10 лет спустя.



Лили Лэнтгри


6. Фрэнсис Бёрнетт наряжала своего художественного героя маленького лорда Фаунтлероя и реальных сыновей, Лайонела и Вивиен, в вельветовые костюмчики с кружевными воротниками и позволила им отрастить длинные волосы. Считается, что эта идея пришла к ней после собрания Вашингтонского Литературного Общества, проходившего в ее доме в 1882 году, на которое Оскар явился в великолепном и в высшей степени эстетичном костюме из вельветового пиджака и бриджей. Он очаровал ее, как и многих других женщин, которых встречал, и похвалил ее работу. Ее Маленький лорд Фаунтлерой был опубликован с большим успехом четыре года спустя.



Френсис Ходжсон Бёрнетт


7. Жена Оскара Констанс тоже писала детские рассказы, многие из которых были опубликованы в популярных сборниках. И хотя она была далеко не так талантлива, как ее муж, она была искусным и находчивым автором. В 1889 году газета “The Irish Times” опубликовала совместный обзор их последних сборников Счастливый принц и “Однажды” (There Was Once). Вердикт? “У Мистера и Миссис Уайльд есть собственные очаровательные дети, и благодаря такому окружению супруги дарят детскому миру восхитительные сказки, за которые должны быть признательны даже взрослые”.



Оскар, Вивиан и Констанс


8. До брака с Констанс Оскар был влюблен в прекрасную молодую женщину по имени Флоренс Балкомб. Их отношения продолжались два года, но она была студенткой Оксфордского Университета, и пара проводила вместе слишком мало времени. В конце концов Флоренс вышла замуж за другого дублинца – Брэма Стокера, автора Дракулы . После смерти Брэма Флоренс выиграла иск против Prana Films – немецкой компании, которая сняла “Носферату”, незаконную версию “Дракулы”. Она получила 5000 фунтов компенсации и гарантию, что все до единой копии “Носферату” будут уничтожены.
Набросок ниже сделан Оскаром Уайльдом.



Флоренс Балкомб


9. Близкая подруга Оскара, актриса Эллен Терри, ушла со сцены Театра на Хеймаркете, чтобы стать женой и музой художника Джорджа Фредерика Уотса. Эллен тогда было 16 лет, Уотсу – 43. Ее новый муж представил ее нескольким влиятельным людям, среди которых были Уилльям Гладстон, Бенджамин Дизраэли, Роберт Браунинг и Альфред Теннисон, но Эллен предпочла играть “индейцев и рыцарей Круглого стола” с сыновьями Теннисона, Халламом и Лайонелом. Спустя десять чудовищных месяцев ее семья и друзья помогли ей тихо расстаться с ним. Она описала конец ее брака, как “настоящую, почти неизбежную катастрофу”.



Эллен Терри


10. В июле 1882 года Оскар сопровождал брата Джулии Уорд Хау, Сэма Уорда, на курорте Лонг Айленд Лонг Бич, где они провели день на пляже с художницей Элис Пайк Барни и ее шестилетней дочерью Натали. Маленькая Натали запомнила, как Оскар посадил ее к себе на колени и рассказал ей “чудесную историю”. Позже, уже будучи взрослой, она заведовала популярным салоном в Париже и наслаждалась досугом с двумя женщинами, которые были близки Оскару: его племянницей, Долли Уайльд, которая была его копией, и поэтессой Олив Кастенс, которая стала женой Лорда Альфреда Дугласа – большой любви Оскара.



Натали Барни


11. Портрет Дориана Грея часто сравнивали с романами Марии Луизы Раме, известной под псевдонимом Уида – так она произносила свое второе имя в детстве. Ее декадентские романы отпраздновали пышное аристократическое существование, а ее эстетический стиль выступал против оков, наложенных викторианскими представлениями о благоразумии, рациональности и достоинстве. Она проложила путь новому стилю языка, усеянному остроумными сентенциями, что позволяло ее героям предаваться самому разрушительному поведению, какое только можно представить. Не смотря на то, что сейчас она в значительной степени забыта, Уида была одним из самых успешных романистов Англии.



Мария Луиза Раме (Уида)


12. Предприимчивый американский агент Уайльда Лиззи Марбери впервые встретила Оскара в 1882 году на приеме, организованном в рамках его американского тура. Он расположил ее к себе, предлагая ей чашку чая, которую держал в руке. Будучи публицистом, она поняла, что его эксцентричность была “хорошо продумана, вызывала интерес и заражала прессу”. Позже Марбери идеально охарактеризовала Уайльда, отметив: “Он беспрерывно блистал остроумием. Было видно, что он наслаждался игрой слов, но при этом он всегда держал себя в рамках приличия”.



Лиззи Марбери


13. В течение первой недели своего годового американского тура, Уйальд был представлен Джейн Тунис Полтни Бигелоу – важной фигуре на нью-йоркской литературной сцене, которую она сделала своим бизнесом, занимаясь развитием ведущих писателей. Переписка Бигелоу с Уилки Колинзом длилась два десятилетия, и ее интерес к Чальзу Диккенсу граничил с одержимостью. Однажды, по ее словам, она так спешила на встречу с Диккенсом в отель, что сбила с ног некую пожилую вдову. Уайльдом Джейн увлеклась моментально.



Другие статьи в литературном дневнике: