Мёд поэзии

Ирина Ергер: литературный дневник

Миф о меде поэзии рассказан в классике скальдической поэзии «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона. Два племени богов, асы и ваны, в знак заключения мира сотворили человека по имени Квасир. Квасир был так мудр, что не было вопроса, на который он не мог бы ответить. Он странствовал по миру и учил людей мудрости. Однажды два злобных карлика заманили Квасира к себе и убили его. Его кровью они наполнили три чаши, смешали её с медом, и получившееся питье каждого, кто бы не отведал его, делало скальдом или учёным. Многие погибли, пока мед поэзии переходил из рук в руки. Наконец, он был спрятан в скалах великаном Суттунгом, и сторожить его была приставлена его дочь по имени Гуннлёд. ОДИН (Водан) задумал получить мёд. Он просверлил дыру в скале, обернулся змеей и прополз в пещеру, где сидела Гуннлёд. Она позволила ему выпить три глотка мёда, и ОДИН осушил все три чаши. Он вылез обратно и полетел обратно к асам в обличии орла. Там он выплюнул мёд в большую чашу, и с тех пор скальдов зовут «отведавшими мёда поэзии».


Мед - символ бессмертия, инициации и возрождения... Воображаемое партеногенетическое происхождение пчел делало мед первозданно чистой священной пищей...
В греческой мифологии мед - символ поэтического гения, красноречия и мудрости, пища богов. Пчелы наполняли медом уста Гомера, Сафо, Пиндара и Платона...
У индусов мед - пища Хамсы, кормящегося лотосом знания. В джайнизме мед - запрещенная пища из-за ее возбуждающих свойств и как приносимая богам плодородия.
В минойских ритуалах мед играл роль пищи и для мертвых, и для живых. В митраизме мед приносился Митре, а пчелы, по видимому, должны были играть символическую роль звезд на небе. Кроме того, медом покрывали руки и язык инициируемого. В шумерской мифологии мед - пища богов.


Мед — символ изобилия, благоденствия и золотого века человечества. Медовые соты были пищей Иоанна Крестителя в пустыни, являются его атрибутом. Морализаторская притча повествует о том, как младенец Купидон был ужален пчелой в тот момент, когда пытался украсть мед из улья. Он изображен стоящим рядом с Венерой, весь в слезах, с сотами дикого меда в руках, а вокруг него летают пчелы. Мать строго говорит ему, что раны, которые он наносит другим, гораздо болезненнее.


По материалам книг по рунологии, энциклопедии символов Дж.Купера, словарь сюжетов и символов в искусстве Дж.Холла



Другие статьи в литературном дневнике: