Мой перевод статьи о Боге из журнала Notre Dame

Татьяна Пименова Поэтесса82: литературный дневник

Меня заинтересовала эта статья с нескольких точек зрения после первого прочтения.
Очень интересная позиция восприятия Бога, с которой можно как согласиться, так и поспорить. Я лично готова сделать и то, и другое, поскольку содержание данной работы очень насыщенно. Там есть моменты, с которыми я согласна, и моменты, с которыми категорически согласиться не могу.
Ну а во-вторых, работа интересна с точки зрения совершенного литературного английского и множества незнакомых английских слов, которые требуют моего изучения.-)))




Notre Dame Magazine

ОСВОБОЖДЕНИЕ БОГА
(Letting go of God)


«Я чувствую, что должна высказаться. Делая это, я намереваюсь спасти Бога из рук тех, кто сделал его пленником своей собственной системы веры»



Автор: Нэнси Майерс
Перевод: Татьяна А. Пименова



Мне надоело чувствовать жалость к Богу. «Бедный Бог» - я вздыхаю в ответ на ужасающие заголовки газет, следующие один за другим, - «все, что они делают во имя твоего имени». Мир атакован общей атмосферой плохих новостей. Бог будет любить тебя при условии, что ты веришь, что Иисус лично тебя сохранит от невообразимых ужасов, который он приготовил для всех остальных. Бог будет любить тебя, если ты полностью покоришься Богу и используешь любые средства, которые у тебя есть, чтобы расширить территорию, на которой все остальные сделают то же самое. Бог будет любить тебя, пока ты не позволяешь иноверцам постигать на территорию, где ты восхваляешь Бога. Бог будет любить тебя, только если, ты будешь бороться не на жизнь, а на смерть чтобы защитить землю, которую Бог дал тебе 3000 лет назад, независимо от того, кто еще претендует на ту же территорию и сколько из них нужно убить, выполняя эту святую обязанность. Все эти послания открывают реальную сущность человеческой натуры – вина, страх, претензия на территорию, высокомерие, но - фактически совсем ничего не говорят о Создателе как таковом.
Недавно, я осознала, внутреннее сочувствие и сожаление не достаточно хорошая реакция на публичное и часто грубое использование имени Бога и на то, что Бог якобы оправдывает такие жестокие системы веры и манеру поведения. Хотя мне никогда не удавалось до конца преодолеть смущение, говоря об этих вещах, поскольку меня подавляли так или иначе, сначала в семье, а потом во время моей мирской академической карьеры, сейчас я рассматриваю свое молчание всего лишь как самозащиту.
Хотя 82 процента людей в Соединенных Штатах ежедневно молятся Богу, согласно одному социологическому опросу, религия приняла неприятный характер для многих, поскольку она попадает в руки нечистых на руку политиков или ей оперируют глупые юнцы, совершающие настоящее зло с Библией в одной руке и оружием в другой.
Разве кто-то захочет становиться религиозным, рискуя быть принятым за извращенца, террориста, суеверного фанатика или полного психопата? Я не хочу быть принятой за одну из «них», тех, кто гордится обладанием исключительной божьей благосклонности и призывает к гибели всех, чья вера отличается от их собственной….




Я знаю Бога. Я не имею в виду, что я имею особую связь с Богом, прямую или через посредника в виде человека или прорицателя. Я знаю Бога в том смысле, в котором каждый осведомлен о реальности, в которой он живет. И то, что я знаю, очень радикально отличается от сегодняшних религиозных мировоззрений, поэтому я чувствую необходимость высказаться. Делая это, я намерена спасти Бога от тех, кто держит его в собственной системе вероисповедания. Они терзают и рвут друг друга на части, словно дворняжки, пока Бог наблюдает и принимает при этом в свои объятья их всех. (Я должна вернуться к этому моменту вновь и вновь.)
Необходимость высказаться, которую ощущаю, идет не от Бога. Бог вовсе не призывает меня высказываться в защиту святого духа, также как Бог вовсе не заинтересован в том, чтобы определенный политический кандидат стал президентом Соединенных Штатов, или чтобы США доминировали в мире, экономически, политически или религиозно. Бог вовсе не заинтересован в этом. Это требование эпохи. Но не сущность Бога.
Необходимость свести Бога к человеку, обладающему различными ментальными состояниями, с которыми мы все хорошо знакомы – желание, злость, возмездие (а также чувство юмора, хотя и редко) – на самом деле ничего не говорит о Боге, и абсолютно не помогает нам понять его сущность. Нам было бы лучше стоять перед Богом в благоговейном молчании, позволяя ему открыться нам без наших определений или направлений. Только Бог может сказать, что есть Бог. Мы же можем лишь позволить себе учиться.


* * *
Иногда уроки могут быть довольно трудны. Несколько лет назад, уже не первый раз, мое лицо распухло так, словно по нему проехалась машина. В буквальном смысле слова. В моей жизни рассеянный склероз нужен для того, чтобы пояснить метафору, так как я ношу обширные шрамы, которые могут это подтвердить. В тот раз пурпурные пятна красовались на моем воспаленном левом глазу и челюсти, коронки на двух моих передних зубах, поставленные чуть раньше осенью, треснули, мои губы распухли, приобретя пародийную сексуальность, и внутри нижней губы расположились 4 шва, соединяющие порванную зубцами плоть воедино.
В то время как воспаление распространялось в обоих направлениях, я принимала множество болеутоляющих, ненавидя их, но, будучи благодарной, за периоды передышки, которые они предоставляли. Именно тогда я также почувствовала тарелку на лице фигуративно, когда было отказано еще в одном гранте, и ни одно болеутоляющее не могло притупить приступ отчаяния, который всегда приносит такого рода отказ. Тело и душа соединились в одном длительном стоне. Я не могу сосчитать количество раз, когда мне говорили, в основном почему-то незнакомцы, которые наблюдали мой несчастный вид «Бог никогда не пошлет нам больше того, что мы можем выдержать». Я знаю, что они хотели успокоить меня, сославшись на то, что как они довольно неверно предполагают, является несчастной судьбой, и я обнажала зубы и улыбалась – правда довольно слабо. Я презираю религиозные клише, и даже не потому, что они делают неправильные выводы из нашего жизненного опыта (большинство из нас время от времени сталкиваются с большими трудностями, чем могут вынести), но, прежде всего потому, что они отдаляют и деформируют представление о Боге. Поскольку Бог не посылает нам события нашей жизни, хорошие или плохие. То, что происходит с нами, просто происходит само по себе.


* * *


В дождливые дни, которые бывают достаточно редко в пустыне, мой старый белый кот обычно смотрел на заднюю дверь, затем поворачивал свои зеленые глаза на меня и открывал его розовый рот. «Муур!» он обычно произносил голосом, звучащим невероятно слабо для его массы.
«Не смотри так на меня», - каждый раз я говорила ему,- «Я этого не делала. Это не из-за меня». Он никогда не верил мне. И почему он должен был верить? Ведь я была причиной появления кошачьей еды в его чашке…. Когда я была рядом, двери открывались и закрывались по его просьбе и всякий раз, когда он преследовал черного кота того же возраста и в четыре раза меньшего по размеру, были слышны ужасные кошачьи вопли. И всякий раз, презирая воду, текущую с небес, заполнявшую дыры под бирючиной, где он предпочитал лежать до того, как сова появилась ниоткуда и убила его.
Винчестер чувствовал магическую силу моей власти. Его мозг был размером с незрелую брюссельскую капусту в лучшем случае. В раннем детстве человеческие создания, хотя и наделенные другой информацией, строят аналогичные догадки. Все мы проходим через стадию веры во Всемогущего Родителя, перед которым мы бессильны, кто раздает и удерживает по желанию, кто знает каждую нашу мысль и действие, даже когда не видит их и судит их, часто жестко. Но когда мы проходим через веру, будучи взрослыми, мы распознаем что Бог, хотя и бесконечно таинственен, но вовсе не волшебник и даже не существо совсем, а на самом деле вселенская развертка, в которой все создания, даже Винчестер, даже я, имеют свои места и носят свои обязанности.
Никакая особая сила не выбрасывала меня из инвалидного кресла на черепичный пол. По неосторожности, я оставила свое инвалидное кресло включенным и задела джойстик предплечьем с таким импульсом, что я вывалилась. В будущем я буду более внимательной к маленькой красной кнопочке. Никакой Великий Интеллект не отравлял умы Комитета по грантам против моей работы. Возможно, я имею неверное мировоззрение или Комитет что-то не так оценил, но определенно не Бог. То, что происходит, просто происходит. У англосаксов было слово для такой ситуации, wyrd, которое они использовали примерно так же, как мы употребляем слова «рок» или «воля провидения». Возможно, потому что моя родословная может быть сведена к ораторам с жесткими языками, я предпочитаю тон покорности в этом мире, чувства, рожденного возможно из-за сурового климата с коротким урожайным сезоном, когда есть крайне мало лекарств от облучения, голодания и болезней, событий, которые просто происходят, не желаемые, неконтролируемые.
Это не ведет к пораженческим настроениям, поскольку я здесь, чтобы утвердить, что гонка продолжается, но в виде своеобразного погружения в согласие с тем, что жизнь принесет дальше. Если и есть что-то, что не сможет вынести современное мировоззрение, так это подозрение, что никто не несет ответственности, никто не виноват. Люди хотят контролировать их судьбы, и они ожидают помощи в этом рискованном предприятии от различных социальных институтов. Если плавный курс неожиданно прерывается, всегда можно кого-то в этом обвинить: халатный родитель, неподходящий школьный учитель, коррумпированный полицейский, подлый предприниматель, жадный адвокат, жаждущий власти политик.
Большинство не примешивают Бога к этой неприятной компании, но, приписывая то, что случается в жизни, к Нему, бессознательно они приписывают Богу аналогичную роль и даже враждебную еще одну только для подтверждения, что Кто-то свыше все контролирует. Лучше, как мне кажется, воспринять хаос, который, как открыли физики, имеет свою собственную изящную структуру, и принять, что нет никакого Самого Высшего Существа стоящего за пределами создания и несущего ответственность за происходящие с нами события, как хочет думать ребенок в каждом из нас для собственного успокоения. Бог это все: падение, боль, заживление и новое падение…. Мы никогда не оставлены одни наедине с тестами, которые Всемогущий Экзаменатор выбирает для нас. Мы, также как и другие создания, в Боге, принадлежим Богу и Бог всегда однозначно присутствует во Всем Что Случится Дальше.


* * *


Для многих из нас, идея Бога как процесса, особенно как развертывания, без начала, без конца, без ограничения или прекращения – кажется, слишком большой и холодной, чтобы обеспечить чувство духовной связи, которого мы жаждем. Мы ведь никак не связаны с процессами, мы можем наблюдать их, можем участвовать в них, но мы не разговариваем с ними с глазу на глаз. Нам нужна слушающая сущность. Нам нужно, чтобы Бог где-то находился, сидел и слушал.
Я представляю Бога в терминах элементарной квантовой механики: как волну пока она не превратилась в частицу под моим взглядом. На этой стадии, Бога можно представить как статическую сущность, к которой можно обращаться. Когда я отвожу взгляд, Бог превращается в волну вновь и утекает. Форма частицы дает мне средства разговаривать с Богом и о Боге.
Хотя я верю, что идеальная молитва должна состоять из молитвы за все и размышлением над Тайной в самом ее сердце, мои собственные молитвы обычно сводятся к просьбам Родителям типа «пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста». У меня есть тенденция молиться поспешно, часто в панике или механически. Я наиболее склонна просить о тривиальностях, таких как деньги, или невозможностях, таких как излечение от моего рассеянного склероза. Я не верю в силу проведения. Я верю в чудеса, но только как случайные непостижимые события.
Я знаю, что Бог вовсе не занимается выполнением наших просьб как наградой за хорошее поведение, подобно тому, как я даю бисквиты моему Лабрадору, когда он садится по команде; а также Бог не наказывает нас за наши грехи. Я не являюсь объектом модификации поведения Всемогущим. Тем не менее, тихое бормотание, даже жалоба с просьбами сопровождает меня в течение моих дней.
Мне стыдно за приземленность моей духовной жизни, но я также распознаю просящую молитву как привычку, взятую из того магического детского мышления, о котором я уже упомянула. Я ищу свой собственный путь. Я прошу Бога указать мне его. Прямо сейчас. Тот факт, что мы выросли из детства, не означает, что мы совсем избавились от того мышления: каждая фаза нашего развития живет в нас и вызывает последующее развитие.
Не удивительно поэтому, что те старые элементы нашего сознания периодически появляются вновь, часто без очевидной причины, подобно тому, как черные головы тюленей мелькают временами на поверхности океана. Сложность в том, что бы обнаружить и правильно оценить их, не позволяя, тем не менее, им ограничить зрелый опыт. Некоторые люди оказываются в тупике. Некоторые люди создают из этого тупика религию.
В этом лежат основы фундаментализма, как мне кажется. Божество, представленное физически в виде запрещающего Отца, который вырисовывается на переднем плане, чтобы произнести длинный лист указов и еще более длинный список запрещений, нарушение которых угрожает даже не смертью, а бесконечным наказанием, есть ориентация соответствующая самой примитивной стадии морального развития. Он открыл эти законы однажды для всех в святых писаниях или устных традициях выбранным и просвещенным сынам человечества, часто требуя, чтобы его последователи обращали в свою веру неверующих и, в некоторых учениях, уничтожали тех, что отказывался обращаться. Как теория, так и разнородность есть анафема. Так каков же результат за усыновление ребенка, который однозначно будет вести себя плохо, если не подчинен строгому опекунству Бога?
Это абсолютная уверенность защиты Бога в любом деле для себя (и, как дополнение, для всех кто разделяет твое религиозное мировоззрение) и за подчинение правилам, награждение всей жизни: небеса.
Когда Терри Кросс, хозяйка шоу NPR’s Fresh Air, спросила Тима ЛаХей, соавтора серии романов «Оставленный позади», имеющей дикий успех, верит ли он, отправиться ли он на небеса после смерти, и он ответил без наносекундного замешательства, что он абсолютно уверен, что да, а вот она, еврейка, определенно туда не попадет. Многие из нас на его месте проанализировали бы свои поступки, и даже в том маловероятном случае, если бы мы не нашли ничего постыдного в них, мы все еще могли бы заключить, что Бог должен установить наше конечное назначение, когда придет время. Но поскольку фундаменталист придерживается ряда божественных заповедей, дорога к вечному счастью ясна и не подлежит сомнению.
Я не сомневаюсь, что такая система веры успокаивает ее сторонников. Я бы спокойно оставила их с их убеждениями – в этом жестоком мире, где кирпич может свалиться на вас в любой момент, кто бы пожалел бы это сделать? – но только если они позволят мне иметь свои убеждения. Но поскольку система фундаменталистов уходит своими корнями в учения о том, что она абсолютна и безошибочна, духовная гибкость, которая меня радует, может быть воспринята лишь как ересь и кощунство. Я помню священника, советовавшего мне, что я должна, выполняя работу в частной лечебнице делать все попытки, чтобы привести людей к Иисусу даже на их смертном одре, чтобы они не были прокляты вечному наказанию.
Система столь жесткая и страшная замуровывает Бога вместе с его последователями в герметически закупоренную коробку, большую, часто коронованную куполом или шпилем, или малюсенькую коробочку, в которой сам Бог нацарапал свои инструкции. Вероятно, я не могу убедить сторонников такой вот религии открыть души и объять Целостность, в которой они живут. Никакие слова не смогут проломить этот барьер. Все, что я могу сделать, это открыть то, что я знаю.


* * *
Я часто излагаю свои размышления через учения Иисуса, потому что вся моя жизнь была погружена в них, а не потому, что я считаю их соответствующими ситуации в этот конкретный момент. Они отзываются эхом в высказываниях о святых вещах через всю историю. Я не верю, что «Любой, кто верит в него, не будет обречен, но любой, кто не верит, уже заранее обречен, потому что он не верит в имя единственного Сына Божьего».
Совсем не обязательно верить в Иисуса Христа, чтобы вести святую жизнь. Я не знаю, почему любой сказал бы верить, заставляя быть хорошим угрозами невероятных ужасов в последующей жизни, где грехи должны быть наказаны, поскольку это так редко случается на этой стороне могилы. Я не убеждена, что есть жизнь после смерти, в том смысле, в котором большинство людей понимают ее, но если есть, я очень сомневаюсь, что она дана нам для нашего наказания. Нет, я боюсь, мы вести праведную жизнь по своему собственному желанию, без угроз или подкупов, хотя Иисус дает в Евангелии некоторые полезные советы.
Ты даже не обязан верить в Бога, для того чтобы быть хорошим. Поскольку Бог войдет в мир через тебя, независимо от того что, ты думаешь о его существовании. Не так давно я начала думать, что мир и всего его жители скорей всего выжили бы, если бы некоторые люди верили в то, что называют Богом (или Аллахом или еще кем-то), поскольку божество, которое они придумали и ценят так часто опасно жестоко, ограничивающее и слишком много требующее. Такое божество (и многие религии настаивают, что он единственный, хотя они как очевидно не имеют понятия, что означает эта единственность), приветствующее разделение и нетерпимость, вряд ли может быть названо «святым».
Короче говоря, миллионы людей, называющих себя религиозными, просто не понимают Бога. В этом смысле восточные учителя проповедуют лучшую восприимчивость, которую требует истинное святое учение,
Согласно китайскому монаху восемнадцатого века Пей-Ченгу «Поскольку нирвана существовала в прошлом, она должна существовать и настоящем. Если ты можешь достигнуть один единственный момент настоящего знания, и этот момент не управляем абсолютно ничем, существующим или нет, то из прошлого и настоящего Будда всего лишь человек, и люди всего лишь Будды».
Более того, современник ему, вьетнамский монах Тих Нхат Нах делает ясным, что мы важны в смысле присутствия святого духа среди нас – когда мы говорим «я нахожу убежище в Будде» мы также должна понимать что «Будда находит убежище во мне», поскольку без второй части, первая остается незавершенной.
Будда нуждается в нас, для того чтобы пробуждение, понимание и любовь были реальными вещами, а не только концепциями. Они должны быть реальными, чтобы оказывать реальный эффект на жизнь. Когда бы я не сказала «Я нашла убежище в Будде» я слышу «Будда находит убежище во мне». Если мыслить терминами такой вот взаимообратной связи, то становится понятно, что Бог не может быть сущностью, которой возможно овладеть, собственностью одних и врагом других. Бог приходит ко всем нам, просящим или нет, и все мы служим как спасительные божьи небеса.
И хотя, меня вовсе не беспокоит, верит ли в Бога еще кто-то, я счастлива, что я верю. Знание того, что я погружена в Бога, вдохновляет меня заботиться и ценить каждый элемент, с которым я сталкиваюсь. Я делаю это с большей готовностью с одними созданиями, нежели с другими, в чем я должна признаться, и более счастлива с теми, кого я обожаю, нежели с теми, кого я должна вынести, предостеречь или исправить. Правда с некоторыми политиками у меня вообще ничего не выходит.
Если говорить серьезно, мне известно, что все создания взаимосвязаны и святы в Боге и что я должна жить в этом мире отзывчиво и ответственно.
Я не думаю, что моя система веры придает какое-либо значение мне или чему-либо еще. Я более чем уверена, что космос не содержит в себе смысла в любом человеческом понимании. Космос существует не для чего-то. Он просто существует. Яве в еврейской Библии «Я есть». То, что нам дает Бог не есть прерогатива избранных, но есть тайна для любого, что выберет ее узреть, неистощимый источник благочестивого изумления.







Другие статьи в литературном дневнике: