***

Катерина Крыжановская: литературный дневник

http://www.youtube.com/watch?v=uSg-zh0qsXY


Брызги вдребезги!
Сергей Чиганцев


Галлюциногенных отведав грибов,
Черви измены прокрались в любовь.
Отгорожусь от ползучей беды,
Крючьями с юта столкну корму
В край, где и края-то нет у воды,
дым без огня у тумана.
В пенной пучине неслышно тону,
Так беспричинно твое - "потому"...
Тая, уютный таЯ в себе смех,
Эхо доносит печальное: "Э-э-х..,
Высеку кремнем по гребню волны
Искры из брызг океана.


Меж временами мосты сожжены;
Можно и в луже барахтаться лжи,
Если считать, что во рже, как во ржи,
В пропасть не стянет, в объятья обмана.


С дрожью промозглой от сна пробужусь;
Ноют ночами скрипучие мачты.
Надо причалить, куда - не решусь;
Горла хрипящего ссохшийся хруст
Ветер усилит - К причалу, где счастье!


Прошлое, строго перпендикулярно,
Свалится якорем вниз, смяв пространство;
Яростью днА вынуждая уродство
В будущем яркости днЯ подчиняться.


Изъяны с изнанки
вернутся богатством,
Не искушенного изыском яства,
Детства глазастого,
радости ясной, -
К сердцу от сердца идущего:
"Здравствуй".
Вестью благою необделИм,
Из под ресниц,
белых крыл херувим,
Глянет, и взмахом,
как брызги шампанского,
Море соленых слез
бросит размашисто,
Вдребезги, с криком
об берег в ненастье:
- Вот вам - на счастье.., на счастье.., на счастье...




16 конкурс танка -Мороз и Солнце- приём заявок
Сад Рёандзи Конкурсы


Дорогие друзья



******** Уважаемые авторы поэтического портала Стихи.ру!*************


Предлагаем вашему вниманию


********* Шестнадцатый Конкурс японских пятистиший – ТАНКА.*******



«ВРЕМЕНА ГОДА»




Тема конкурса: Мороз и Солнце, День Чудесный.
Мы радуемся морозу и огорчаемся, когда идёт дождь со снегом.
Катаемся с горки на лыжах и санках, разрезаем лёд коньками.
Иней на деревьях искрит, снег хрустит под ногами. Раскрасневшиеся щёки ребятишек, скатывающихся с горки на ледянках.
Морозко, зимушка-зима.
Тепло ли тебе, девица? Ой, тепло дедушка!
:)


В японской поэтике бытует термин "послечувствование". Глубокий отзвук, рожденный танка, затихает не сразу. Чувство, сжатое, как пружина, раскрывается, образ, набросанный двумя-тремя штрихами, возникает в своей изначальной целостности. Способность будить воображение - одно из главных свойств японской лирики малых форм.
Короткое стихотворение (всего несколько слов) способно стать мощным конденсатором мысли и чувства. Каждое стихотворение - маленькая поэма. Она зовет вдуматься, вчувствоваться, отворить внутреннее зрение и внутренний слух. Чуткие читатели - сотворцы поэзии.
Танка, буквально "короткая песня", зародилась в недрах народного мелоса в глубокой древности. Её до сих пор читают напевно, следуя определенной мелодии. Танка - это всего пять стихов. Метрическая система танка предельно проста. Японская поэзия силлабична. Слог состоит из гласного звука или согласного в сочетании с гласным; таких комбинаций не очень много. Частые повторы создают певучую эвфонию. Танка содержит множество постоянных поэтических эпитетов, устойчивых метафор. Конечной рифмы нет, её с избытком заменяет тончайшая оркестровка, перекличка созвучий в начале и в середине стихов.
(из предисловия Веры Марковой к книге "Японские пятистишия. Капля росы")


Танка (иначе вака или ута) – традиционный жанр японской поэзии, силлабическое пятистишие в размере 5-7-5-7-7 слогов. В конкурсе допустимо отступление от канона формы для 5-тисложной строки – 4-6 слогов, для 7-мисложной – 6-9 слогов. Тем не менее, форма 5-7-5-7-7 предпочтительна.


У ворот моих
На деревьях вяза спелые плоды,
Сотни птиц их щиплют, прилетев,
Тысячи собрались разных птиц, -
А тебя, любимый, нет и нет...


Неизвестный автор (перевод А. Глускиной.)


«По классическому канону, танка должна состоять из двух строф. Первая строфа содержит три строки по 5-7-5 слогов соответственно, а вторая – две строки по 7-7 слогов. Итого получается пятистишие в 31 слог. Это то, что касается формы. Обращаю ваше внимание, что строКа и строФа – разные вещи.
Содержание же должно быть таким. Первая строфа представляет природный образ, вторая – чувство или ощущение, которое вызывает этот образ. Или наоборот.» (Элена Элк)
Просьба внимательно ознакомится с условиями конкурса пятистиший – танка «Времена года».


I. Предпочтительна форма 5-7-5-7-7. Тем не менее, отступление от нормы не является нарушением. Но желательно не превышать на два слога в коротких строках и на три слога в длинных – 7-10-7-10-10.


II. Танка обязательна должна состоять из ДВУХ строф (не формальное деление пробелом). Первая строфа представляет природный образ, вторая – чувство или ощущение, которое вызывает этот образ.


III. КИГО – СЕЗОННОЕ СЛОВО. Обязательно наличие в конкурсном пятистишии сезонного слова.


Киго – это слово, указывающее на то, в какое время происходит
действие. Тема связи человека и Природы играет огромное значение
во всей японской культуре; смена сезонов – один из основных
мотивов в поэзии. Киго создает своего рода "природный фон",
помогающий прочувствовать хайку. Возможно как прямое указание
("зимний вечер", "конец лета"), так и косвенное. Например,
"сосулька" предполагает весну, "сбор винограда" - конец лета. В Японии существуют специальные словари "сайдзики", где можно узнать, например, что "луна в дымке" означает весну. http://haiku.ru/frog/def.htm


Словарь русских КИГО – сезонных слов http://stihi.ru/2013/01/07/7485


IV.КАКЭКОТОБА – ПОВОРОТНОЕ СЛОВО (желательно)
Какэкотоба (кaкэ-котобa – «поворотное слово») – этот приём имел различные названия в разные периоды развития японской поэзии. Вариативность названий свидетельствовала о том, что каждая новая эпоха выдвигала на первый план новые функции и возможности этого приёма, но во все времена оставался способ построения какэкотоба: обыгрывание омонимии и полисемии слов.
Суть какэкотоба заключается в том, что в поэтическом тексте употребляется слово, имеющее несколько омофонов, таким образом, значение каждого из них участвует в создании особого смысла стиха.
Под омофонами при характеристике какэкотоба понимаются одинаково звучащие слова, независимо от того, есть ли между ними отношения семантической производности.
http://www.haikupedia.ru/


V. ЮГЭН (яп. «сокровенный, тайный, мистический») — эстетическая категория в японской культуре, обозначающая интуитивное, предполагаемое, нежели явное, очевидное восприятие сущности объекта (в основном, природы, иногда — произведения искусства). Обозначает скорее символическое восприятие явления природы или прообраза произведения. Входит в число Десяти форм прекрасного, описанных поэтом Фудзиварой Тэйка.
Одним из наиболее точных определений югэн можно признать танка Фудзивара Тосинари, создавшего своё учение о югэн в поэзии:


В сумраке вечера
Осенний вихрь над полями
Пронзает душу…
Перепелиная жалоба!
Селенье Глубокие травы.


Весь пейзаж стихотворения настраивает на ощущение пугающей и безысходной таинственности. Но у югэн много оттенков. Итогом восприятия югэн должно быть высшее гармоническое равновесие с миром.
Поэт Фудзивара Сюндзэй (1114-1204) назвал югэн перевоплощением моно-но аварэ, новым выражением неизменной красоты (би). Югэн - новая грань того многогранника, который вращается временем; на уровне форм каждый раз открывается лишь одна его сторона. В состоянии же покоя, абсолютного бытия, открываются все его стороны. Отсюда стремление пережить "красоту Небытия".
Югэн - это ощущение непрочности существующего, но поэты любили состояние "блуждания в неопределённости" (тадаёу). Если аварэ - светлое ян, то югэн - непроницаемое инь...
http://tkana.zhuka.ru/kama/ugan/


Все перечисленные условия должны учитываться конкурсантами только при голосовании. На конкурс принимаются все пятистишия близкие к форме 5-7-5-7-7.



1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора одно, два или три произведения.
Произведения, принимавшие участие в предыдущих конкурсах пятистиший-танка, приниматься не будут.
Произведение должно быть опубликовано на сайте Стихи.ру.


2) Оформление заявки на конкурс:
а) В рецензии в одну строку указывается –
Имя и фамилия (псевдоним),
Название(-я) произведения (-ий),
Ссылка(-и) на произведение (-я).
И в этой же рецензии обязательно текст(-ы) произведения (-ий).


После того, как произведение будет принято на конкурс, редактировать текст произведения нельзя.


б) Пример заявки.


Курума Такуми "грустная танка" http://www.stihi.ru/2012/05/28/6260


восьмую весну
вишня в саду не цветёт,
клонится к сливе,
молнией поражённой.
без тебя живу ли я?..



Тексты, содержащие ненормативную лексику или признаки порнографии, а также тексты, имеющие в содержании признаки разжигания национальной, расовой либо религиозной розни не рассматриваются и к конкурсу не допускаются. Также, снимается с конкурса участник, уличённый в плагиате.


3) Приём произведений начинается 29 января до набора 30-35 заявок или до 18 февраля 2017 г. включительно.


4) Голосование
а) Голосование для участников обязательное.
Голосование анонимное.
Оценки и комментарии конкурсант отправляет на почту ведущему конкурса


kuruma-takumi@yandex.ru


И одновременно пишет рецензию с сообщение, что письмо с голосованием отправлено.


Комментирование оценок:
обязательное комментирование произведениям, которым поставлен ПЧС,
2-3, которым автор поставил максимальные оценки и
2-3, которым автор поставил минимальные оценки
Комментирование остальных конкурсных произведений по желанию конкурсанта.


Участник обязан оценить все конкурсные произведения. За своё произведение участник не голосует.
Голосование для участников конкурса – дифференцированное.
От 3 до 9 баллов.
Где


3
4
5
6
7
8
9


Произведение не проголосовавшего участника занимает место в конце списка – «без места».
В голосовании участника конкурса не должно быть одинаковых оценок, такое голосование засчитываться не будет и нужно будет переголосовать. Как минимум три оценки должны отличаться (три – это, например «5» «7» и «8», а не, например, «5» «5» и остальные оценки «8»)


б) Голосование для гостей конкурса
Гость конкурса пишет рецензию, в которой выставлены оценки всем конкурсным произведениям.


Гость Конкурса голосует так же дифференцированно: от 1 до 3 баллов
где
1
2
3


Пример.
1) 2
2) 1
3) 2
4) 3
И т.д.


Оценки выставлять нужно только в рецензии.
Гость конкурса по желанию может прокомментировать свои оценки – ТОЛЬКО в замечании к рецензии.
Гость конкурса так же может отметить ОДНО понравившееся произведение – приз читательских симпатий – пчс – после оценки.


в) Приз зрительских симпатий – ПЧС.


Каждый участник и гость конкурса может выделить особо понравившееся произведение, указав после имени участника и названия произведения – ПЧС.
Конкурсное произведение, получившее наибольшее количество ПЧС, получает дополнительно 2 балла. В случае если два и более конкурсных произведения набирают наибольшее количество ПЧС, то каждое конкурсное произведение получает 2 балла.


Сроки голосования будут определены дополнительно.


5) Система определения призёров конкурса


Победитель, призёры и распределение мест будут определяться по медиане и дополнительным показателям –
1) количество баллов, полученных от участников конкурса,
2) ПЗС,
3) количество баллов, полученных от гостей конкурса.


"Медиана - средний показатель в ряду чисел. Медиана для ряда из N чисел х1 х2 ..., xN находится следующим образом: поставьте числа в возрастающем или убывающем порядке их значений. Если N является нечётным числом, то медиана является центральным числом, (N+1)/2 (независимо от того, с какого конца считать). Если N является чётным числом, то медиана определяется как среднее для центральной пары, т. е. N/2 и (N/2)+1 (как и в первом случае, независимо от того, с какого конца считать). Медиану всегда можно рассчитать, независимо от того, является хi положительным числом, нулём или отрицательным числом".
+++++++++++++
Прошу учитывать то, что система подсчёта по медиане НЕ ОЦЕНИВАЕТ стихи, а только определяет наиболее показательную оценку, полученную конкурсантом.
+++++++++++++
В случае равенства медианы у двух и более участников
а) более высокое место занимает участник, у которого больше баллов, полученных от конкурсантов.
б) Если количество баллов от конкурсантов одинаковое, то занимает более высокое место участник, у которого больше количество ПЧС.
в) Если равен и этот показатель, то более высокое место занимает участник, у которого больше баллов полученных от гостей конкурса.
г) Если равен и этот показатель, то конкурсанты занимают одно место.




Сроки голосования будут определены дополнительно.




По итогам голосования будут объявлены победители и призёры конкурса.
1 место – 300 стихобаллов
2 место – 200 стихобаллов
3 место – 100 стихобаллов..


Ведущий конкурса Курума Такуми.


Первый пост для вопросов ведущему.
http://www.stihi.ru/rec.html?2017/01/29/5956





Маленькая просьба. Жмите на "понравилось", когда пишете рецензию, чтобы через рейтинг узнавали о конкурсе.
Будет больше читателей, будет больше участников.
Спасибо!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.02.2017. ***
  • 15.02.2017. ***
  • 13.02.2017. ***
  • 12.02.2017. ***
  • 10.02.2017. ***
  • 08.02.2017. ***
  • 05.02.2017. ***
  • 01.02.2017. ***