Итак, друзья, голосование открывается.
На конкурс принято 19 стихотворений.
Из них Вам потребуется выбрать 5 наиболее понравившихся.
Голосование проходит в ЗАКРЫТОМ режиме на е-мейл ведущей. Голосуют только участники.
Шорт-листы присылайте мне по адресу: kruglyakova.rita@mail.ru
Под этой публикацией шорт не оставлем, делаем только отметку в виде рецензии: "Шорт отправлен."
Присланные произведения до окончания голосования НЕ публикуем. Голосуем до 20.00 воскресенья,18 сентября.
Салон откроем, когда проголосуют как минимум 15 авторов.
Желаю приятного прочтения и удачи в конкурсе!
Лонг-лист:
1.
Вне времени
Небо скрижалью предстало пустой
В свете луны безнадёжно округлой.
Истина, рдея своей простотой,
Ищет пристанища, пятится в угол.
Спрятаться негде. У всех на виду
Вяжет незримые цепкие сети:
Каждую душу, частичку, звезду
Соединяет в рисунок бессмертный.
Действие, слово, дыхание, мысль –
Вспышкой сверхновой, сорвавшейся грушей
С треснувшей ветки, сиянием брызг
В мир возвращается. Только послушай…
Шёпотом звёзд сквозь чернильную тишь
Движется мерно, широк, безразделен,
Голос знакомый. Не твой ли? Молчишь…
Время зациклилось на параллелях.
Тысячи странных и страшных миров
Внемлют в едином спонтанном порыве.
Всё повторяется, смысл пусть не нов,
Но для тебя он заметен впервые.
Веки сомкни и почувствуй в себе
Нежных вибраций чарующий гомон,
Гладко идущий по ровной резьбе
Сердца к далёкому сердцу родному.
И, уловив позабытый мотив,
В шёпоте гулком пойми, незабвенный, –
Мир удивительно красноречив,
Наш разговор повторяя смиренно.
*****
1 Вне времени.
Четырёхстопный дактиль в перекресте (муж/жен).
Двойственное ощущение после прочтения. С одной стороны, как у Райкина: "К пуговицам претензии есть?
-- Нет. Пришиты накрепко. Не оторвёшь. Но кто сшил костюм?"
Ни ритмического сбоя не слышно, ни тебе рифмы нарочито небрежной, можно было бы на этом "обзор"
и закончить. А по содержанию зацепиться (запомнить) и не за что. За какой-нибудь ёмкий, неожиданный,
пусть и спорный образ, эпитет. А здесь, знаете, как... обязательная программа.
2.
Не привыкай
Не привыкай - уплыву от тебя на каноэ,
Схожем по сути с изменчивым облаком. Мне бы
Только достигнуть предела, где нечто такое
В шёпоте звёзд, что божественным делает небо.
Ты без меня не скучай и о прошлом не думай,
Свыше храним, чтоб ничто не рвалось - не кололось.
...Белой зимой среди белого-белого шума
Ты разберёшь обжигающий ласковый голос.
То, что расслышишь, тебе утешением будет:
В южном Кентавре и в северной Кассиопее
Смертные звезды уходят как смертные люди,
Только они на каноэ уплыть не умеют.
В слове любовном, что стало божественным флёром
Небу, и к людям спустились молитвой пропетой,
В шелесте белого шума расслышишь, что скоро
Встретимся там, где невечные гибнут планеты.
*****
2 Не привыкай.
И снова дактиль, на сей раз пятистопный. Вообще, пятистопные трёхсложные размеры (анапест, амфибрахий,
дактиль) считаются наиболее объёмными, в которые автор может вместить, практически, любую мысль.
У него хватит длинны строки, чтобы "объяснить" любую, даже нелогичную (если брать в паре) рифму.
Но этот плюс таит в себе и минус данной формы. Велик соблазн "заполнить строку" второстепенными
частями речи, местоимениями и прочее... А уж через сложноподчинение, да ещё с переносом (небу)
приходится буквально "продираться", пытаясь это самое подчинение верно выстроить.
А что именно "свыше храним" не понял даже с десятого раза, извините.
"Небо / мне бы" -- это уже "общее место". Первый, кто применил - гений! Десятитысячный... ну, вы понимаете.
*****************
.
3.
Слушай откровения в ночи
Лёгкий взмах уверенной руки - струны отзываются мгновенно,
Звуки так прекрасны и легки - музыкант играет вдохновенно.
Чистая мелодия летит в звёздные просторы по орбитам.
Там лучами сходятся пути в куполе, причудливо расшитом.
Льются звуки арфы в вышине, с « Арфою Георга» ищут встречи,
Им поговорить наедине хочется в уютный тихий вечер.
В грустных нотах джазовых сюит слышен голос маленькой планеты.
Шёпот звёзд над бездною летит - не смолкают звуки до рассвета.
Шлют привет из космоса они, их судьба незыблема и вечна-
В глубь озёр свеченье уронив, о любви твердят в тумане млечном.
Только нет ни зависти и лжи, нет тепла и чувства неподвластны.
Бездна неба им принадлежит - в холоде оков вселенной гаснут.
Слушай откровения в ночи - звёзды о любви нам шепчут снова!
В их сердцах пульсируют лучи, рассекая вечности оковы.
В трепетном мерцании огней, нежностью пронзая толщу сферы,
Голос их становится мощней, наполняя сердце силой веры.
_____________
Арфа Георга (созвездие)
Лютня Георга (лат. Psalterium Georgii) — отменённое созвездие. Предложено в1781 году придворным астрономом при дворе Марии Терезии Максимилианом Хеллом. Названо в честь короля Георга III, под чьим патронажем работал астроном Гершель. Название этого созвездия использовалось астрономами в некоторых работах, но не слишком активно. Боде в своём атласе именовал его «Арфа Георга» (лат. Harpa Georgii), и это название также применялось.
Название этого созвездия в современной астрономической литературе не используется, а принадлежавшие ему участки небесной сферы и звёзды включены в другие созвездия Эридан и, меньшей частью, Телец и Кит.
Википедия.
*****
3 Слушай откровения в ночи.
Здесь представляется автор не стал "пугать" читателя объёмом восьми катренов пятистопного хорея
и записал (так называемыми сдвоенными строками) в более приятном глазу квадрате.
В принципе, абсолютно то же самое могу сказать, что и о №1.
Хотя, "неожиданное" всё-таки есть. Джаз на арфе - реально любопытно было бы послушать
**************
4.
***
Застынет лунная сова,
Когтями сжав немые звёзды,
Здесь ночь прохладная жива,
Глотая жадно влажный воздух.
Струится сумеречный свет
На острие блестящей бритвы,
Ещё не сказанное: "Нет",
В пространстве загнанном повисло...
И время медленно течёт,
Само себя осознавая,
За легковесный горизонт
До края...
*****
4 ***
Однако насколько же ёмкий образ - эта "луна". С кем и с чём её только не сравнивали
от "жерла пушки" до "луна хохотала, как клоун". И это только то, что на слуху.
Но вот, что характерно. Иной читает: "Вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо"
и цокает языком, ах, как здорово! А вот на: "Застынет лунная сова, когтями сжав немые звёзды" --
"моя не понимай!". Ну... о субъективности я уже говорил, а причём тут форма?
В классическом четырёхстопном ямбе написаны миллионы стихов, но если это ещё и близко к миниатюре
(12 строк), то каждая рифма, каждый эпитет под особым тщательным прицелом
Если вам удалось выдержать восхитительное вино, то пить его гораздо приятнее из хрустального бокала,
а не из "ночного сосуда". И это не я, это Саша Чёрный сказал ещё век назад.
А небольшая трещинка на данном "бокале" всё-таки имеется. Заметьте, вся рифма разнородная,
кроме разночислительной: "звёзды/воздух". Есть и точные и ассонансные. Но особняком стоит
рифма: "брИтвы / повИсло". Рифма в которой совпадает ТОЛЬКО ударная гласная, считается
бедной и приблизительной, даже несмотря на её разнородность.
И вот тут, как говорится, медленно, но выбирай. ТАК ли автору важен образ "бритвы" в этом контексте,
либо стоит поискать какую-либо альтернативу?
Тем более, что некоторым непонятен и сам образ, хотя:
"Лезвие бритвы бывает заточено до зеркальности, стало быть способно отражать свет
(правда едва ли сумеречный) своей поверхностью. Применимо к ночному небу нечто подобное
можно наблюдать в виде зарниц".
Но учитывая требование точности фоники, как вариант:
.
Струится сумеречный свет.
Без объяснения и смысла,
ещё не сказанное: "Нет!"
в пространстве загнанном повисло.
.
5.
шепот звёзд
вечное небо,
слывшее мглистой бездной,
вдруг
приоткрылось,
явственно, безвозмездно, -
песней небес,
дном бестелесным,
каватиной луча,
лаской улыбки челесты, -
целое небо в лилиях –
бесконечность, -
тюрьмы идиллий, -
мера бесчеловечна, -
бей не жалей!
шепчутся звёзды,
отразится звезда
пленницей жижи
навозной, -
слушай! -
не поздно
шепота вызнать шифры,
распознавая музыку
в пении цифры, -
... зова любви
зря мы стыдимся,
затаённую боль
не узнавая в единстве,
детство младенца, -
цепка память малютки,
давняя тайна
щиплет загадку улитки, -
в жилах застыл
цвет бирюзовый, -
звездный шепот
любви –
дальней Праматери
зовы.
*****
6.
Мечта лунного света
Замерла на бегу волна.
Лунный свет изумрудно-синий
Отразился в дельфиньих спинах –
Не добраться ему до дна,
Не коснуться златых волос,
Не сверкнуть в чешуе блестящей...
Снова слышится шёпот звёзд
О несбывшемся настоящем,
О далёкой мечте хмельной,
Промелькнувшей июльской ночью...
Он мечтает о ней одной,
О русалочьей младшей дочке.
Он увидел её лишь раз
В старой бухте на гладком камне:
Гибкий стан и волос сиянье,
Пара синих, огромных глаз.
А в зрачках миллионы тайн.
И казалось, глаза бездонны.
Жаль, что туча чернильно-чёрным
Занавесила вдруг экран...
И с тех пор он ночной порой
Ищет в море свою Русалку,
Моря гладь освещая ярко,
Потеряв навсегда покой.
Звезды шепчутся в темноте
О её красоте холодной.
Как замёрзнуть он с ней хотел!..
Но не мог погрузиться в воду.
*****
7.
****
И в звуках арфы шёпот звёзд.....
Пленительно звучали струны,
Вводили в чувственный экстаз,
Преображался мир подлунный,
И слёзы падали из глаз.
Мелодия будила грёзы,
И заставляла ликовать,
В ней бушевали ливни, грозы,
Казалось время пошло вспять.
Души же ласково касались,
И умиление и грусть,
И сладкой болью отзывались,
Сердечный учащая пульс.
Мечты безудержно роились,
Маня в заоблачную даль,
На Солнце радужно искрились,
Таинственности сняв вуаль-
Жизнь процветает во вселенной,
Послушайте в ней шёпот звёзд,
О самом главном, сокровенном,
И этот разговор не прост-
О вечной жизни, о любви,
Чтоб одиночества сняв путы,
Между мирами пролегли,
Ракет связующих маршруты.
Из разных солнечных систем,
Цивилизации дружили,
А чтобы не было проблем,
Конец конфликтам положили..
Наука двигала б прогресс,
На каждой обжитой планете,
За непрерывный тот процесс,
Всегда бы разум был в ответе.
Земная музыка звучала,
Пронзая бесконечный мрак,
Достигнув звёздного причала,
Вступала с братьями в контакт.
*****
8.
Источник любви
Там, где бархатны ночи, а воздух – нектар,
где целебны ручьи и трава,
где царит волшебство, как божественный дар,
и легко оживают слова,
есть источник любви.
Кто ее потерял,
может смело отправиться в путь.
Мягко выстелет ленточку тропки заря.
Только ты захватить не забудь
две щепотку надежды, пригоршню тепла,
зерна веры и песен мешок.
Шепот звезд растекается по зеркалам
неподвижных озер. А еще
ты увидишь дриад под шатрами ветвей.
Хороводят русалки в реке.
Время – сонная рыба. Минута, как век.
Счастье близко, – почти в кулаке.
Зачерпнешь из источника склянку любви
и застынешь, – воркует свирель,
зачарованный лес, птичий радостный свист,
травяная в цветочек постель
приглашает прилечь.
А эльфийский король
дарит крылья почетным гостям.
Солнце сядет привычно в гнездо за горой.
И какое-то время спустя,
ты вернешься домой на попутных ветрах,
по воздушной степи голубой.
Даже, если любовь – то, что было вчера,
Дар источника вечно с тобой.
*****
9.
Звездный шепот
Мир сотворен кем-то старым и мудрым,
И безыскусно прост.
Навью ночною стихнет под утро
Бронзовый шепот звезд.
Спрячутся звуки в мареве лунном
Безатмосферных стуж.
Ветер запутал рваные струны
Наших с тобою душ,
Необъяснимой грустью звучащих:
"Слушай! Тебя зову!"
Музыка льется. Сердцу все чаще
Грезится наяву.
Глупое сердце... Верит и плачет,
Делится на двоих.
Мы не решили главный задачник
С формулами любви.
Шепчутся звезды о незабвенном,
Только в который раз
В толстых конспектах древней Вселенной
Все решено за нас.
******
10.
Арфотерапия
Садишься, к колонне арфы спиной
Прильнув, не скрывая скепсис,
В глазах - озорные Лепсы
Поют мне упрёк... Струна за струной...
О чём говорили он и она,
Вполголоса, там у люльки?
О том, что малышка Юлька -
Мила и тиха, в объятиях сна.
Не спится... и путь полночный игрив -
То нужен сестрёнке братик,
В проекте с названьем Вадик,
То пляшет изящно Аист-Калиф,
С принцессой, одетой в перья совы,
То слово, которым лечат,
Крылами обняв за плечи,
Вплетается в стих последней строфы...
Они очень близко, тут, за окном,
В ночи потихоньку светят
Своим постаревшим детям.
И всё говорят, у люльки вдвоём...
Струна за струною... Полные слёз,
Глаза поднимаешь... Мило.
- Скажи мне - чтО это бЫло?
- Ты слушала арфу... и "Шепот звёзд".
*****
11.
Зёрна
Рассыпая звёзд пшеницу,
Вяжет ночь на тонких спицах
Кружевные покрывала,
Паутинки снов...
Из ладони кормит птицу
Черноокая царица,
Из ковша с живой водицей
Льёт на мир любовь.
Возвещает сон девице:
"Должен сын у ней родится!"...
Шёпот звёзд позвал зелёный
Из земли росток...
Жизнь на свете повторится:
Люди...Судьбы...Даты...Лица...
И звезда...воскреснув снова,
Обожжёт восток...
*****
12.
Звездопад
Взгляд в озёрах фантазии тонет -
Может бодрствую, может быть сплю.
Звёздный дождь... подставляю ладони,
Верю - звёздочку счастья ловлю.
Шёпот звёзд из созвездия Девы,
Из космических тёмных глубин
Слышу справа, а может быть слева,
То аккорд, то хрустально один
Звук... Ладошками хлопнула фея,
Вот, опять... Где, в какой стороне
Пробуждается лира Орфея?
Ветерок прикоснулся к струне
И сияющих капель каскады
Нежным звоном упали к ногам...
Сколько счастья! Мне много не надо -
Подходите, отсыплю и вам.
*****
13.
шепоты звёзд
... или в омут сорваться с обрыва,
или в небо вонзиться стрелой, -
мне заката багряная грива
стала нынче до боли родной,
я так верил тебе терпеливо, -
рёву ветра и шороху трав,
половодью, речному разливу,
буйну голову к небу задрав,
я украдкой молился на звёзды
и шептали мне звезды в ответ:
«...просыпайся, покуда не поздно, -
не лови наш застенчивый свет...
отрекись, не печалься, а веру, -
позабудь, - это ягода сна,
только знай, - будут пепельно - серы
и услады твои и весна....
или, если метеоритом, -
вспыхни весь! - как тогда, не на треть,
если сердце готово, открыто, -
ты узнаешь, как сладко – гореть... »
*****
14.
Послушаем шёпот звёзд
"А для звезды, что сорвалась и падает, есть только миг, ослепительный миг."
Л.Дербенёв
А давай перед сном постоим на краю ойкумены,
там, где звёзды привыкли прорехи небесные штопать,
неизменно дежуря в ночную нелёгкую смену.
Помолчим и подслушаем их нескончаемый шёпот.
Вот одна прошептала другой: «Мне с тобою уютно».
«Ты свети мне всегда», - еле слышно сказала другая,
«мы вовек не погаснем и будем гореть.
Поминутно
темноту разбавляя, любить и мечтать помогая.»
А вокруг тишина, и Вселенной не видно предела.
Но звезда прошептала в ответ: «Я светить бы и рада,
Только знаешь, висеть неподвижно уже надоело,
Как, наверно, чудесно однажды сорваться и падать.
Упиваться полётом в безмерном космическом поле.
Я прошу, подтолкни, мне не страшно, и падать не больно,
Верю, чувство свободы сильнее и страха, и боли.
Долечу до земли и желание чьё-то исполню».
****
15.
Эолова арфа
Я – эолова арфа, стозвучная райская птица,
В ожидании встречи с шальным и всезнающим ветром.
Приобнимет, поведает снова, что в мире творится.
Дрожью струн отзовусь, переливчато звонким приветом.
Мне нашепчет бродяга про дальние, чудные страны,
Горы, реки, моря-океаны, – везде полетал он.
Из тропической чащи повеет дыханием пряным,
Зной пустыни на миг прикоснётся безжалостным жалом.
И расскажет, нескромный, о сладких вздыханьях влюблённых;
Я услышу роже’ницы стоны, – потом крик младенца;
Всю симфонию жизни, и болью и радостью полной,
И мелодию смерти в конце, – никуда мне не деться…
Огоньки рассыпает на бархат бездонное небо.
День сменяется ночью, смолкают привычные звуки.
Неразрывно сплетается с тканью реальности небыль,
Словно веер мелодий играет арфист многорукий.
Шёпот звёзд – отступает мирское, бледнеет и тает...
Что в границах земного понять, как вместить бесконечность?..
Но играют напевно волшебные струны, играют…
И приходит мгновение – нам открывается Вечность…
*****
16.
Шёпот звёзд.
Шёпотом звёзд ласкало
Эхо весь зал Вселенной.
Слышался звон бокалов.
В космос шампанским пенным
Перетекали годы,
Дней-пузырьков кульбиты,
Кольца деревьев, всходы,
Пройденные орбиты.
Вдруг задрожали струны
Арфы души под пальцем
Лучика. Кто-то руны
На небосводе-пяльцах
Вышил. Читай. Растянут
Купол. И до рассвета
Звёзды-цветы не вянут,
Если собрать в букеты.
Музыкой стали речи,
С неба струились ноты.
Замысел безупречен!
Кто ты, волшебник? Кто ты?
*****
17.
Ночь
Ещё не поглотила тьма
Вечернюю остылость,
Ещё не спят – в огнях дома –
Звезда зажглась, открылась –
Стою, объята тишиной
Ночного мирозданья,
И дышат звезды надо мной –
Я слышу их дыханье,
Мерцающий весёлый спор
И предрассветный ропот,
И струн волшебный перебор,
И шёпот звёздный…шёпот…
******
18.
Виноградник
Когда, в винограднике божьем созреют все гроздья,
Нальются сапфировой нежностью круглые звезды.
Войди в божий сад, отдохни под тенистой лозой,
Там белые ангелы свили уютные гнёзда...
Там, пьют белый свет, из молочной реки оригами,
Садовник создал их из писем, своими руками,
Они очищают от гнуса святой виноград.
Людские молитвы, как птицы рожденные в храме...
Когда, небо станет полно ярких звёзд урожая,
На землю прольётся вино, вечность истин рождая...
Мелодия арфы и шёпот мерцающих звёзд,
Оставит заветы в граните душевной скрижали...
******
19.
Сказка шёпотом.
Обсуждая вихри Млечного Пути,
По которому ногами не пройти,
Звезды шепчутся, что это, широка,
Кружит 'по небу молочная река.
Берег левый - сплошь из чёрных киселей.
Берег правый - тот намного веселей.
Кто на нём смешные цветики видал,
Понимает - распушился краснотал.
На реке живёт красавица одна,
У неё то фейерверки, то война.
То одаривает хлебом, то, строга,
В глубине морей упрячет жемчуга.
У неё живые иглы ей-же-ей! -
Разгулялись в травах стайками ежей,
И жар-птицы прилетают с ноготок.
Но никто влюбить красавицу не мог.
Выбирала мужа долгие года -
От Урана веет холодом всегда,
Воевода Марс хорош, да небогат,
А Юпитер дарит кольца всем подряд.
Звёзды бают, папиросочки смоля:
Обвенчалась раскрасавица Земля
С Жёлтым Карликом, который, ох, непрост...
Вот такой летит по миру шёпот звёзд.
****************
У нас есть 1 внеконурсное стихотворение.
Голосовать за него не нужно.
Просто прочтите и, если у кого-то есть что сказать, можно позже обсудить в Салоне.
******
Шепот звёзд.
Мы расслабились, так некстати.
В тёмном небе, томно маясь,
две звезды в пыли-конденсате
неуверенно обнимались.
Ведь они, как и мы - одиноки.
От случайных встреч замирали.
Неприкаянны в ходе гонки
по кривой бесконечной спирали
Только, знаешь, я сам и не лучше.
Вредный гость, да ещё без угла, но
может станется мне подслушать
шепот звёзд ни о чём, но о главном...
Что сказать тебе.,что узнал я?
Что действительность неплохая.
Эта пыль, скорей, наносная,
а внутри всё огнём полыхает.
За слиянием взрыв непременно.
Это сущность игры без смущений.
Неприятнее беспредметность,
поглощение всех ощущений.
А когда непонятно кто ляжет рядом
и допущена страсть на финиш,
не скрывай восторг или радость.
Мой приглушенный голос ты примешь...
за шепот звёзд.
Рецензия на «Салон Крылья Пегаса. Музыка» (Золотой Пегас)
Приветствую, всех участников.
По сути, был предложен конкурс, так называемого "плейкаста", форма достаточно распространённая в сети.
Суть её заключается в стремлении авторов задействовать максимальное количество органов
чувств у читателя/слушателя. С этой целью берётся звуковой файл (фонограмма), а также
иллюстрация (реже видеоряд) и на всё это дело накладывается стихотворный текст.
Предполагается одновременное ассоциативное восприятие. Субъективности в этом случае
тем не менее бывает даже ещё больше, чем в "голом" тексте. Недаром очень
многие весьма отрицательно относятся к иллюстрациям над стихами. Но и это дело вкуса, опять же
"попадания" , того самого "созвучного сердца" о котором я всегда говорю.
Поэтому вопрос "соответствия теме" -- это огромное субъективное поле. И чтобы, хоть как-то минимизировать
эту субъективность, логично обязательное применение определённых слов или словосочетаний,
которые и характеризуют эту самую тему, что и было сделано Ведущей. Кроме того, было высказано пожелание
конкретики О ЧЁМ? (шепот звёзд). Однако причём тут музыка?
Теоретически, её можно было не слушать и вовсе. Настолько характерно само словосочетание: "шепот звёзд".
Используя его едва ли можно написать что-то уж совсем "из другой оперы"
Поэтому говорить о смысловой составляющей я буду только в тех случаях, когда она непосредственно
влияет на форму изложения. К тому же и цель моего обзора несколько иная.
Большинство из нас пишет интуитивно, "каждый пишет, как он слышит", однако, что бы каждый из нас не "услышал",
не написал, всё это давно уже было и написано и зафиксировано специальными терминами.
Помните, как у классиков: "Если бы Остап знал какие мудрёные партии он играет, то сильно удивился.
Великий Комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни." Итак:
1 Вне времени.
Четырёхстопный дактиль в перекресте (муж/жен).
Двойственное ощущение после прочтения. С одной стороны, как у Райкина: "К пуговицам претензии есть?
-- Нет. Пришиты накрепко. Не оторвёшь. Но кто сшил костюм?"
Ни ритмического сбоя не слышно, ни тебе рифмы нарочито небрежной, можно было бы на этом "обзор"
и закончить. А по содержанию зацепиться (запомнить) и не за что. За какой-нибудь ёмкий, неожиданный,
пусть и спорный образ, эпитет. А здесь, знаете, как... обязательная программа.
2 Не привыкай.
И снова дактиль, на сей раз пятистопный. Вообще, пятистопные трёхсложные размеры (анапест, амфибрахий,
дактиль) считаются наиболее объёмными, в которые автор может вместить, практически, любую мысль.
У него хватит длинны строки, чтобы "объяснить" любую, даже нелогичную (если брать в паре) рифму.
Но этот плюс таит в себе и минус данной формы. Велик соблазн "заполнить строку" второстепенными
частями речи, местоимениями и прочее... А уж через сложноподчинение, да ещё с переносом (небу)
приходится буквально "продираться", пытаясь это самое подчинение верно выстроить.
А что именно "свыше храним" не понял даже с десятого раза, извините.
"Небо / мне бы" -- это уже "общее место". Первый, кто применил - гений! Десятитысячный... ну, вы понимаете.
3 Слушай откровения в ночи.
Здесь представляется автор не стал "пугать" читателя объёмом восьми катренов пятистопного хорея
и записал (так называемыми сдвоенными строками) в более приятном глазу квадрате.
В принципе, абсолютно то же самое могу сказать, что и о №1.
Хотя, "неожиданное" всё-таки есть. Джаз на арфе - реально любопытно было бы послушать
4 ***
Однако насколько же ёмкий образ - эта "луна". С кем и с чём её только не сравнивали
от "жерла пушки" до "луна хохотала, как клоун". И это только то, что на слуху.
Но вот, что характерно. Иной читает: "Вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо"
и цокает языком, ах, как здорово! А вот на: "Застынет лунная сова, когтями сжав немые звёзды" --
"моя не понимай!". Ну... о субъективности я уже говорил, а причём тут форма?
В классическом четырёхстопном ямбе написаны миллионы стихов, но если это ещё и близко к миниатюре
(12 строк), то каждая рифма, каждый эпитет под особым тщательным прицелом
Если вам удалось выдержать восхитительное вино, то пить его гораздо приятнее из хрустального бокала,
а не из "ночного сосуда". И это не я, это Саша Чёрный сказал ещё век назад.
А небольшая трещинка на данном "бокале" всё-таки имеется. Заметьте, вся рифма разнородная,
кроме разночислительной: "звёзды/воздух". Есть и точные и ассонансные. Но особняком стоит
рифма: "брИтвы / повИсло". Рифма в которой совпадает ТОЛЬКО ударная гласная, считается
бедной и приблизительной, даже несмотря на её разнородность.
И вот тут, как говорится, медленно, но выбирай. ТАК ли автору важен образ "бритвы" в этом контексте,
либо стоит поискать какую-либо альтернативу?
Тем более, что некоторым непонятен и сам образ, хотя:
"Лезвие бритвы бывает заточено до зеркальности, стало быть способно отражать свет
(правда едва ли сумеречный) своей поверхностью. Применимо к ночному небу нечто подобное
можно наблюдать в виде зарниц".
Но учитывая требование точности фоники, как вариант:
.
Струится сумеречный свет.
Без объяснения и смысла,
ещё не сказанное: "Нет!"
в пространстве загнанном повисло.
.
5 шепот звёзд
Значитца так. Сначала я подумал, что это из серии "Кручу, верчу - запутать хочу" (авторской записью)
Даже пытался схему нарисовать. Но чем дальше рисовал, те больше понимал, что это, скорее,
такой верлибр с преобладанием дактического размера, периодически рифмически поддержанный.
В принципе, можно было бы и подробнее покопаться, но что-то мне подсказывает, что здесь, как раз
тот случай, когда автору это совершенно не нужно. Одна правда - "шифры шепота"
Знать бы ещё коды к эти шифрам.
6 Мечта лунного света
Ну что же...
Вариант №1: Трёхстопный анапест при сокращении на один слог третьей стопы
Вариант №2: Логаэдная строка: "анапест / анапест / ямб.
Две схемы рифмовки: перекрестная и зеркальная чередуются бессистемно, чем нарушается
правило альтернанса.
Ещё четыре года назад, прочитав это, первой моей мыслью было бы Шариковское:
"Неприличными словами не выражаться!"
Но что делать, если для определения этой формы не придумано "простых и доступных" слов?
Хотя сам приём достаточно распространён. Считается, что сокращение на один слог
концевой стопы в строке, способствует некой упругости текста в распевном трёхсложном размере.
Ещё бы схемы рифмовки упорядочить и... можно пить.
А в целом, что-то мне подсказывает, что это мужская рука (эмоции не зашкаливают)
7 И в звуках арфы шепот звёзд.
А вот и мой "любимый размерчик" (он самый ЯМБуй четырёхстопный)
"Мой дядя самых честных правил" и так дальше...
Ах, если бы только автор написал всё то же самое, но уместил в "Онегинскую строфу".
А так, складывается ощущение, что автор кайфовал от "процесса" и насилу себя сдержал
Преобладающая однородность, в том числе глагольная,.. так долго можно писать.
8 Источник любви.
Чередование четырёхстопного и трёхстопного анапеста.
Стихотворение написано с использованием анжамбемана (смыслового переноса), в том числе и между строф.
В связи с чем автор, видимо, хотел "помочь" читателю. И в тех местах, где точка разделяет строку,
он разделил их ещё и графически. (наверное, чтобы не проскочили паузу и остановились)
Следуя этой логике нужно было и "А ещё" - отдельной строкой выписать.
Впрочем, это мне "поэтоЕДУ", такое дело интересно, а читающему потребителю
по большому фиолетовому барабану. Ему "магию" подавай. А что касается "магии", сложилось
впечатление, что песня совсем "не про то", уж не о "шепоте звёзд" - точно.
Убери строчку с этими словами и что? Какое-то "фентези", в лучшем случае.
А вот здесь без схемы уже не обойтись. Итак, две базовые строки.
! -- -- ! -- (--) ! -- -- ! --
! -- -- ! -- !
где (--) - пропущенный слог во второй дактилической стопе..
Причём, что интересно озвучен этот слог ТОЛЬКО в самой первой строчке.
Так же сокращена концевая стопа в каждой укороченной чётной строке.
Всё это придаёт стихотворению свой авторский ритмический рисунок, что на фоне
общих клише - уже хорошо.. Рифмы вторичные, это те, которым до банальности - один шаг..
Можно ли написать нечто "эмоционально потрясающее" на таких рифмах?
Наверное, можно. Какую-то при этом сверх образность, афористичность, нетривиальность
художественных Тропов, как думаете, автор, у вас это есть?
10 Арфотерапия
Надо полагать автор прослушал и следующую на Ю-тубе композицию Alizbar, однако ассоциации вызывались
какие-то полу бытовые. И снова изъятие по одному слогу из каждой стоки трёхсложного размера,
на сей раз амфибрахия. Правда две финальные строчки живут уже своей "вне схемной жизнью"
Схема рифмовки зеркальная, причём внутренние строки короче на одну стопу.
Едва ли можно найти у кого-либо стихотворение написанное по такой схеме "один в один".
Хотя, всякое бывает. В любом случае - это авторский голос, другое дело О ЧЁМ он?
Что там у читателя "свяжется" из предложенных образов, а что нет.
Помню я с детства сказку "Калиф-аист"... да и фантазии у автора не отнять.
Джаз на арфе уже играли, осталось ещё "Рюмку водки на столе..."
11 Зёрна
Четырёхстопный хорей с укороченной четвёртой строкой. Интересна схема рифмовки,
по сути это квадрат, но какой? - запишем.
ААВС / АА?С ААВС / ААВС
А что у нас с рифмой на "В"?
Во второй части это: "зелёный / снова" - не айс, конечно, но всё же.
По этой логике, симметрии схемы в первой части на месте "водицы" должна быть рифма к "покрывала" -
ан нет, "водицу" зарифмовали смежно, превратив её в рифму "А"
Вообще, хорей в переводе - "танец". Но здесь явно видны "ушки" Пушкинской "Сказки о царе Салтане"
"Кабы я было царица..." и так дольше...
12 Звездопад
Трёхстопный анапест выдержан чётко, небрежных рифм не замечено
Знаете, есть такие стихотворения, которые, вроде бы, и ругать не за что, но и хвалить тоже.
Вот некоторые авторы на этом конкурсе "рискнули" предложить свой авторский ритм, хотя бы.
Я уже не говорю о рифмах. Но здесь - не тот случай. Одно точно. Едва ли это стихотворение запомнится
13 шепоты звёзд
Абсолютно точное техническое лекало (размер, схема рифмовки) предыдущего стихотворения №12
только на один катрен больше по объёму. Но стремление автора придать тексту эдакую "неуловимость"
присутствует. Это и запись в одну строфу без заглавных (хорошо ещё с орфографией)
и оборванное начало с "...или", правда образность по-тоньше, что ли. А главное рифма, почти вся
разнородна, кроме "свет/ответ", ну и разный падеж с поглощением "сна/весна" был бы неплох,
если бы не абсолютно вторичен. Опять же, прямая речь, а это не так просто в поэзии.
14 Послушаем шепот звёзд
А здесь пятистопный анапест исключительно на женской рифме. Свободно и просторно.
Есть, где развернуться. Но вот видите как. Для кого-то "техника играет служебную роль"
А у меня, когда я слышу глубокую разнородную незатёртую рифму, такую как: "штопать/шепот" -
катарсис! А если это выдержано по ВСЕМУ тексту и органично вписано в контекст?
Вот ответьте мне, а прежде всего себе на такой вопрос.
Перед вами две записи. Одна на "мобильный телефон" с концерта, где всё свистит, шипит,
фонит, ничего не разобрать толком. А другая студийная, где чётко прописан каждый инструмент
и вокал. Вы какую выберите для прослушивания.? Причём песни примерно одинаковые,
может быть даже это одна и та же песня. Если вам всё равно (песня-то хорошая), то вы обкрадываете
себя, а если вы записываете на "телефон", то вы обкрадываете своего слушателя/читателя,
тем более, если ваше творчество "гениально". Я к чему всё это. Хотя бы в рифме берите пример
с этого стихотворения. Да и по содержанию. Знаете, к этому стихотворению подошёл бы
ещё один эпиграф:
"Может быть нет, может быть - да!
На этом месте в небе должна быть звезда.
Я чувствую сквозняк от того, что это место свободно..."
/Б. Г./
.
Однако нет предела совершенству, но лишь стремление к нему.
Всё-таки по Гамбургскому счёту финал фонетически не докручен.
Обратите внимание, финальная строфа моноримна, то есть все четыре зарифмованных слова
на одной фонеме с ударным слогом на "О"
Ну... можно предположить, что это автор так задумал на финал, но... как-то не убеждает.
Есть гармония симметрии, а она предполагает, в том числе и адекватное равномерное КАЧЕСТВО
той же рифмы. Согласитесь: "боли/поле" по сравнению с той же "штопать/шепот" и остальными
разнородными - слабое звено! Я повторю, длины строки в этой форме должно хватать,
чтобы "объяснить" подвести к рифме любой сложности. Я попробую показать наглядно
используя почти все ваши слова (в отрыве от контекста), чисто фонетически.
.
Упиваться полётом, в космическом поле бледнея,
Я прошу, подтолкни, мне не страшно, и падать не больно,
Верю, чувство свободы и страха, и боли сильнее.
Долечу до земли и желание чьё-то исполню».
.
.Нужна ли здесь бОльшая ёмкость, плотность текста - едва ли. Практика показывает, что длинные
перенасыщенные смыслом строки, не самое лучшее решение. Тогда нужно сокращать строку, но это будет
уже другое стихотворение
15 Эолова арфа
И снова "один в один" (размер, схема рифмовки) продолжение предыдущего стихотворения.
И так хорошо всё начиналось, включая: "деться/младенца" или " пролетал он/жалом",
но потом: "небо/небыль", "вечность/бесконечность", тает/играет" - неужели вы не слышите, что это
совсем "из другой оперы?"
16 Шепот звёзд
Сейчас модная шутка в футбольных и не только кругах:
"У меня был план на игру и я его придерживался..."
А в данном случае "план" таков: ! -- -- ! -- ! --
можно определить, как "дактиль/хорей/хорей", а можно не определять, главное СЛЫШАТЬ!
И, разумеется, соблюдать. И пусть будет СВОБОДА, но... внутри этой "клетки"
Но это для кого-то "клетка". А разве не "клетка" схема, например, того же сонета?
Ну... и чем же эта "клетка" хуже? К тому же с логаэдом короткой строки, гораздо труднее
справиться, чем с пятистопным ямбом. И в данном случае, автору это вполне удалось.
Кстати, похожим логаэдом написана моя любимая песня Шевчука "Новая жизнь" http://www.youtube.com/watch?v=H5WWHSOs6r0
17 Ночь
Четырёхстопный ямб с укороченной на одну стопу чётной строкой.
И снова начало "заманивает", обещая нетривиальность: "остылость/открылось", однако
вторая часть - всё та же преобладающая однородность.
ДА, рифмы "спор/перебор" или "шепот/ропот" точны, но...
Вы чувствуете разницу между моно звуком и стерео? Думаю, чувствуете.
Так вот здесь примерно то же самое. Когда рифмуются, например:, "глагол/существительное",
да ещё максимально глубоко, это придаёт тесту абсолютно другие более яркие краски,
не говоря уже о применении внутренних созвучий и других фонетических тропов.
А чем вы ещё можете "удивить" в классическом четырёхстопном ямбе, "великим" контекстом?
Школьника - может быть...
18 Виноградник
Амфибрахий - хороший размер, вариативный. Тем более пятистопный, как данном случае.
Но автор "хитрюга", использовал схему рифмовки "Рубаи" ААВА с холостой третьей строкой.
Видимо, пытался создать эдакий восточный аромат (вино, истина и пр. ) однако самой
философии, присущей рубаи - маловато будет (реально ёмких сравнений, выводов и так дальше.)
Скорее всего и задача такая перед автором не стояла, но по большей части описательная.
19 Сказка шепотом
Шестистопный хорей на мужской рифме. Смежная схема рифмовки.
В принципе, тоже просторно. Единственное нужно следить за неизбежными пропусками
схемных ударений, синхронизировать их в рифмующихся строчках.
К моему сожалению, оригинальной авторской рифмы не обнаружено. разве что: "ей-же-ей/ежей"
Но это к "моему". Автор же не для "гурманов" блюдо готовил
Собственно, все мои "пожелания" высказанные другим стихам, в равной степени относятся
и к этому стихотворению
P.S.
Для тех, кто возможно посчитал, что именно его стихотворение я обозрел недостаточно.
Во-первых, я не уверен, что именно ТАКИЕ обзоры необходимы всем авторам.
Во-вторых более подробно я останавливался на тех стихотворениях, которые наиболее
заинтересовали конкретно меня. Но это не значит, что мне нечего сказать по другим.
Я даже могу доказать, что пресловутая "палка/селёдка" - это рифма (созвучие)
по заударному слогу "КА". А "нравится" это кому-то или нет - совсем другое дело.
Так что задавайте вопросы, собственно, для того и нужны конкурсы, а не для
распределения "призовых" мест и зрительских симпатий.
С уважением, Олег.
Гольгертс 17.09.2016 15:39 Заявить о нарушении
А чего это Олег такой добрый?)
Обещал зарезать медленно.
Не раскрывая авторства скажу, что с замечаниями согласна.
Ту строку, которую он у меня "не понял", тоже считаю смятой, недодуманной всилу спешки.
Олег, спасибо за труд.
Юлия Александровна Михайлова 17.09.2016 20:43 Заявить о нарушении
Олег, так как никто из авторов пока не желает оспорить Ваш обзор, я, пожалуй, воспользуюсь случаем и поблагодарю Вас за проделанную работу.
Она заслуживает аплодисментов.
Хотя и мне немного досталось по шапке, тем не менее, нельзя не признать, что обзоры подобного содержания - очень большая редкость..
И я не могу не радоваться, что Вы-таки уделили нашим стихам свое время и поработали не за страх, а за совесть.
Плюс к тому, вспомнила нашего университетского профессора философии, который не уставал повторять: "Запомните, граждане студенты! Теория без практики - мертва, а практика без теории - слепа".
Я к тому, что многие вещи после Вашего обзора видятся по-новому...
Ну, вот такие впечатления...
Спасибо, Олег.
Рита Круглякова 17.09.2016 20:49 Заявить о нарушении
А со мной - неизменно про футбол.))
Ирина Полюшко 17.09.2016 21:39 Заявить о нарушении
Я присоединяюсь к благодарностям Олегу.
И оценку Юлии обзора :))
Александр Носачев 17.09.2016 21:58 Заявить о нарушении
Есть поговорка: "Со стороны виднее."
Обзоры полезны.
Ирина Полюшко 17.09.2016 22:01 Заявить о нарушении
... к сожалению - пропустила. Но..
... от звезды. До звезды (протянулись столетия...
Замеревший. Салют...!
(в глубине...) Многоцветия.
Паутинкою льда. Или... тоненьким. Лучиком...
Обратилась!
Вода.
(в тишине...) Многозвучия...
Шёпот звёзд... рассказал: Что душа...
(есть...) Кристалл!!
Сколько граней уже (и когда...?) Пьедестал?
... и когда. Бриллиант?
(на каком вираже...?) Бог...
... подарит. Талант...
(иль...
Потерян...
Уже...
Катерина Крыжановская 17.09.2016 22:18 Заявить о нарушении / Удалить
Ай-яй-яй, Катерина...
Нехорошо прогуливать:-).
В следующем туре явка обязательна!
Хороший стиш.
Мне понравился:-).
Рита Круглякова 17.09.2016 22:31 Заявить о нарушении
Благодарю :)
(я хотела полемику перенести на страничку..
(и вот получилось!
Спасибо :)
Катерина Крыжановская 17.09.2016 22:36 Заявить о нарушении / Удалить
А чего это Олег такой добрый?)
Обещал зарезать медленно./
,
Юля, это Рита слегка неверно процитировала то, что я ей на почте ответил на
предварительное пожелание к обзору. А цитата известная из "Место встречи изменить нельзя"
Горбун Шарапову: "Не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик и готово!"
Но что имелось в виду под "не больно?"
Все мы совершаем ошибки, никто не безупречен, даже великие. Но, что дозволено юпитеру,
не дозволено... ну, сами знаете кому. Иные воинствующие "критики", которые позволяют
себе уничижительные эпитеты, часто "отмазываются" тем, что, мол, это относится
к стиху, а не к автору. Но чёрт возьми, я всегда твержу - мы есть то, что мы пишем!
Причём, в любой форме. В крайнем случае, это наши дети - то есть плоть от плоти.
Как мы поступим, когда унижают и оскорбляют наших детей, да ещё бездоказательно?
Но даже если это чистая правда, ЧТО мешает иному снобу, вместо "коряга" сказать,
например, "коряжечка?" или там "спотыкачка?" - Всего-то ничего нужна. А ещё лучше
ПОКАЗАТЬ наглядно, как это возможно исправить.
Можно было уцепиться за эти пресловутые "небо/мне бы" или "вечность/бесконечность"
и опустить автора "ниже плинтуса", но кому это на пользу? А, главное, каким образом
это будет характеризовать самого "критика?".
По большому Гамбургскому счёту критикой можно называть только то, что не имеет
своего ИМХО! Это недостижимый ИДЕАЛ, но к нему надо, хотя бы стремиться.
А всё остальное, это не более, чем самоутверждение за чужой счёт.
Ирина, я разверну "футбольную" мысль.
Это квинтэссенция того, как можно много и говорить, отвечая на вопрос, но по сути
ни на шаг не приблизиться к ответу. так недавно одному тренеру футбольной команды
был задан вопрос: "Скажите, у вас был план на игру и вы его придерживались?
Ответ: "У меня был план и я его придерживался!"
С другой стороны это ещё и показатель того, как важно ВЕРНО формулировать сам вопрос.
Однако нечто подобное происходит и в большинстве так называемых обзорах, рецензиях
на Стихире. Сказано, вроде и много... и ничего по существу.
Фактически, развёрнутое НРА или НЕ НРА! Показательно, что многим этого достаточно,
но помните, как Ватсон сокрушался: "Ая-то думал, что вы расскажете, что-нибудь
о характере моего брата (стиха), его привычках... "
Вот я и пытаюсь по мере сил и знаний, рассказать и о "характере" и о "привычках".
И подумайте, КАК бы мы все выиграли от того, когда бы так, хотя бы пытались поступать ВСЕ?
Авторские глаза, зачастую, "замылены". Бревна в своём глазу мы не видим и не слышим.
И пишем, к сожалению, нередко по принципу "и так сойдёт". Потому как знаем, что едва ли
это кто-то заметит, а заметит - не скажет.
А стихотворение своё на мотив "Новой жизни" всё-таки попробуйте прочитать.
Я так даже спел!
О
Гольгертс 17.09.2016 23:22 Заявить о нарушении
На Моём Лирическом Герое - конкурс, посвящённый Мандельштаму. Если не участвуете, то приходите голосовать, когда выставят стихи (конкурс анонимный).
Мне интересно, понравится Вам моё или нет?
Ирина Полюшко 17.09.2016 23:29 Заявить о нарушении
Ирина, удачи. Зайду на конкурс.
Олег, всё правильно и отлично.
После конструктивной критики здесь мы можем подкорректировать стихи. И отпустить в плаванье уже более качественные тексты. По крайней мере, мне нужна эта критика. Мне это в помощь.
Стихи, конечно, наши дети. Но детей-то мы воспитываем)
К стихам надо относиться аналогично.
Юлия Александровна Михайлова 17.09.2016 23:48 Заявить о нарушении
Ирина, знаете, ЧТО бы ответили на ваше предложение многое, так называемые Стихирские "критики-снобы?"
- А с чего это вы решили, что это НАМ интересно?
Это "интересно" вот как раз тем самым ИМХОистам, любителям самоутвердиться за чужой счёт.
Я вам так скажу. Написание, действительно, вдумчивой конструктивной рецензии,
сродни написанию САМОГО стихотворения, а то ещё и посложней.
Чего ждёт автор, который выставляет свои стихи на конкурс? - Разумеется, отзывов.
Но так же и автор КОНСТРУКТИВНОЙ рецензии ждёт оценки своей работы.
Я не первый такой обзор делаю. Из двадцати обозреваемых авторов, вступает
в полемику, да просто обозначают своё присутствие, максимум двое, трое!
Разве не напрашивается неутешительный вывод, что занимаешься тем, что называется:
"Мартышкин труд?"
На самом деле, очень немногие желают "глубоко копать", как говорил герой одного фильма:
"Хлопотно, это... "
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.