всё - моё ваше всё - ваше моё. С - 07. 04. 12г

Катерина Крыжановская: литературный дневник

В ЛАБИРИНТАХ ВЕЧНОСТИ
http://www.achakan.ru/labyrinth.htm


Человек пришел, а, точнее, привел себя к печальной необходимо­сти решать вопрос выживаемости. Бо­лее того, в стремлении выжить мы забыли про са­му жизнь, мы разучились жить, потеряли секреты этого древнего искусства, превратив свое суще­ствование в реанимацию.


В чем же дело? Ведь такая ситуация не на­ступает вдруг. Почему, по сложившемуся мнению, не "сработали" все миро­вые религии? Почему в условиях возрастающих возможностей и степеней свободы в нас все меньше человеческого? А может все это так и за­думано и наши вопросы наивны, неуместны? Предлагае­мая читателю статья – это попытка разобраться в этих и не только в этих вопросах, попытка с пози­ций объективных принципов миропорядка в об­щих чертах определить самого человека, его ме­сто в мире, предназначение, возможности, сло­вом, все то, что называется жизнью. Конечно, это большие проблемы, на их освещение тратились многочисленные то­ма, но попытка изложить все это в тезисном виде имеет смысл хотя бы потому, что позволит читателю представить целостную кар­тину и хоть как-то определить свои "координаты", взглянуть на себя в мире и на мир в себе.


Основная причина (все остальное – следст­вие) всех неурядиц, невзгод, несчастий (челове­ка, народа, человечества) – заключается в нару­шении объективных, т.е. божественных законов. Вместо того, чтобы изучить объективно су­ществующие и многократно описанные принци­пы мирозданья, определяющие взаимоотноше­ния человека с Вселенной, объясняющие самого человека, и жить согласно этим законам, мы строим наши отношения между собой и с окружа­ющим миром на основе собственных заключе­ний, собственных представлений о мире, на ос­нове множества философских концепций, рож­денных человеческим мозгом, а потому подвер­женных изменениям.


В предисловии к книге "Малакат" современного суфия, доктора теологии, Хайдара Баша известный турецкий ученый Али Гедик пишет: "Любая эпоха и история любой страны свидетельствуют, что в основе разрушения, упадка, кризиса и насилия лежат две очевидные причины. Первая из них – отрицание абсолютной истины, вторая – неправильное понимание абсолютной истины".


Необходимо четко различать объективно существующие принципы мирозданья и вытекающую из этого концепицию реального знания, с одной стороны, и философию в классическом ее понимании – с другой. Первое – это вечные законы, которые чело­веку необходимо постигать, запоминать и соблюдать, а второе – продукт деятельности претендующего на универсальность и самодостаточность человеческого ума, а потому нечто преходящее, "конъюнктурное". Но именно этим человек дорожит больше всего, это его соб­ственность, его достижение, источник гордости, а по существу – всего лишь манифестация ложно­го "я", интеллектуальная акробатика, приводя­щая к духовной клоунаде. Это дорога в "никуда".


Определяя место человека в мире, П. Успенский писал: "...мы должны изучать чело­века, и, параллельно с этим, мы должны изучать мир, в котором человек живет, чтобы попытаться понять, почему человек является тем, что он есть, и почему он не может быть чем-то иным. Мы не можем найти ответы на все эти вопросы, если мы изучаем человека отдельно от мира, в котором он живет. В некотором смысле человек аналогичен Вселенной: те же законы действуют и в нем, и мы найдем, что легче понять некоторые из этих зако­нов путем изучения человека, тогда как другие законы мы можем понять лучше путем изучения Вселенной".


Хочется высветить лишь один аспект этого многогранного тезиса, а имен­но – как на практике реализуется развиваемый некоторыми адептами суфизма принцип Единства Бытия (вахдат-аль-вуджуд). Не абсолютизируя этот принцип, но, признавая вместе с тем его определенную "универсальность", заметим – человек познается через позна­ние Вселенной и, наоборот, то есть человек связан с мирозданьем тысячами "нитей', он воздей­ствует на него и получает обратное воздействие. Это касается не только физической деятельности человека, но и интеллектуальной и особенно духовной. Принцип Един­ства Бытия реализуется и на этом плане. Индий­ский суфий начала века Инайят Хан писал: "Мысль подобна телу, она приходит из источника как луч того духа, который может быть сравнен с Солнцем. Это делает мысль сущностью; она живет подобно существу. Именно эти существа в су­фийских терминах называются "муввакали", что означает "элементаль". Они живые; у них есть оп­ределенная задача, к выполнению которой они стремятся. Человек рождает их; и за ними стоит цель, их направляющая. Представьте, как это ужасно, если под влиянием момента человек вы­ражает свой гнев, свою страсть, свою ненависть, потому что слово, выраженное в такой момент, также продолжает жить и следовать своей цели. Это подобно созданию ар­мии врагов вокруг се­бя".


Мы видим, какая огромная ответственность лежит на каждом из нас не только за наши действия, но и за слова, и за мысли. Как часто мы се­туем на свое подавленное, депрессив­ное состоя­ние, сколько агрессии и насилия видим вокруг. Чего же удив­ляться, мы живем в атмосфере, которую сами же отравляем.. Любое наше негодование, любая ру­гань чего-то, кого-то порождают вокруг нас нега­тивные вибрации, которые распространяются, как инфекция. Теперь представьте, что происхо­дит с нами, когда мы смотрим телевизор или еще хуже – забавляемся компьютерными играми, такими безобидными на первый взгляд? В этот момент, поглощенные действом на экране, мы играем в жизнь, играем в реальность, в правду. Сотни неконтролируемых "элементалей", рож­денных в воспаленном мозгу, разлетаются в эфир. И самое ужасное во всей этой вакханалии то, что человек получает ложный опыт пережива­ния и ложные образы, формирующие воображаемый мир, заполняют все и труднопреодолимой завесой стоят между человеком и реальностью.


А между тем, объективные законы, о которых гово­рилось выше, как раз и направлены на то, чтобы помочь человеку познать высшую, т.е. истинную реальность и себя как органичную часть этой реальности. Познавший ее становится сознательным, в нем присутствует со-знание, то есть знание, совместное с Высшим или Божественным знанием. Человек связан оп­ределенным "центром" с Истиной. Этот "центр" – есть исток, истинная сущность человека. Каж­дому дана возможность постичь свою истинную сущность, актуализировать свой "центр", т.е. вернуться к своему истоку. Такие люди в различных духовных традициях называются по-разному – просветленными, посвя­щенными, постигшими. Сами они говорят, что объяснить, что представляет собою эта сущность, невозмож­но, это можно лишь только пережить. Подвижническая деятельность, желание бескорыстно и ненавязчиво поделиться высшим знанием – отличительное и неотъемлемое качество носителей высшей мудрости, и поэтому на протяжении многих веков они пытались объяснить – что есть этот "центр", объяснить то, что необъяснимо, что не может быть передано словами в надежде, что это будет понято, и возникшее при этом чувство разбудит человека. Господин всех пророков Мухаммад (с.а.с.) сказал: "Человек спит, когда он умирает, он просыпается". Суфии, постигшие – это люди, проснувшиеся при жизни.


Самое удивительное, потрясающее, это то, что божественная сущность, связывающая человека с высшей реальностью, в каждом из нас, ее не надо искать ни в Мекке, ни в Гималаях, ни у духовных учителей. Это подарок Творца человеку. Учитель может только указать путь, что тоже немало, но пройти его, приложив определенную сумму усилий, должен только сам человек. В математике есть понятие "необходимое и достаточное условие". Усилия человека – это необходимое условие для достижения Истины. Милость Творца, как отклик на искренние усилия, – достаточное условие. При этом следует заметить, что когда одного суфия спросили, может ли человек постичь высшую реальность за счет своих усилий, он ответил, что нет, но и без усилий человек ничего не постигнет. "Человеку лишь то, в чем он усердствовал" (Коран, 53:40). Этот аят призывает человека не только найти свой путь, пройти его, но и говорит о том, что человеку дано это сделать, дано "сформировать" себя, даны определенные степени свободы, то есть, дано право выбора, воля. И только усилием воли на фоне чистоты и искренности намерений человек может подготовить себя к встрече с реальностью.


Существование человека, его жизнь приня­то разделять на внутреннюю и внешнюю, на духовную и материальную. Деление это условно, между этими понятиями нет четкой границы. Не может быть монеты с одной стороной. Пе­рекос в любую сторону имеет плачевные резуль­таты. Буддизм, исповедуемый в Индии, рассмат­ривал только внутренний аспект, пренебрегая внешним, что привело к обнищанию огромной страны. У амери­канцев – уродливый перекос в обратную сторо­ну. Совершенный человек – это человек, достигший в двух аспектах – духовном и проявленном – совершен­ства. Таким должен быть человек, каждый чело­век. Но цепь нарушений породила искажения всего и вся, в том числе и в понимании религии и религиозности.


В каждом человеке есть "область религиозности". В ответ на вопрос Творца "Не я ли вам Повелитель?" каждый человек, существовавший в предвечном знании Всевышнего Аллаха еще только виде мысли, в виде души (назовем условно так), отвечал: "Да, мы свидетельствуем" (Коран, 7:17). Религиозность лежит вне сферы эмоциональной чувствительности, ее также как и душу, задеть невозможно, задеть можно тело. Когда кто-то говорит о том, что задеты религиозные чувства, это абсурд, на самом деле задеты амби­ции показной псевдорелигиозности, ошибочно выдаваемые за религиозные чувства. Если чело­век истинно религиозен, то окружающие об этом, как правило, и не подозревают. Истинно религиозный че­ловек – это искатель истины, сущности, истока, Бога. Такого человека отличает особый взгляд, в котором печать Вселенской тайны излучает лю­бовь к миру. Но не каждый может это почувство­вать, для этого необходим определенный уро­вень чистоты.


Многие думают, что механическое следова­ние определенным выдержкам из священных текстов, регламентирующих некоторые аспекты общественной жизни и ритуальной части религиозного бытия, означает быть религиозным, веру­ющим. Как сказал Саади: "Истинное богослужение заключается в служении людям, а не в молитвенном коврике и одеянии благочестия".


Религия подражательного, механического характера ни на шаг не приближает человека к Богу, Такая религия не является истинной, она не "срабатывает", не раскрывает "область религи­озности" в отдельно взятом человеке, а, следовательно, и в общности (конфессиональной, национальной) людей в целом, словом, не создает соответствующую атмосферу. Не являет­ся ли сегодняшний день доказательством тому?


Как же быть? Во-первых, необходимо осознать, что внутренней сущностной потребностью каждого человека является свобода. Обрести свободу – истиную, т.е. внутреннюю. Вивекананда писал: "Бог – это воплощение свободы, властелин природы. Его нельзя отрицать, ибо невозможны движение и жизнь вне идеи свободы. Можно прийти к этому, не веря в свою свободу? Вероятно, биологи смогут найти объяснение нашего вечного стремления к ней, но мы примем ее как данность. Этот факт столь же неоспорим, сколь и то, что мы подвластны природе".


Именно отсутствие внутренней свободы толкает человека на замену ее суррогатом вседозволенности, агрессивности, бескультурья. Первый шаг на пути обретения свободы – осознание того, что все есть тайна – тайна вокруг человека, внутри него, человек – сам тайна. Это подвигнет к поиску. Необходимо начать – обратиться искренне к Творцу. На любом языке, любым способом, но главное искренне. Как мудро и красиво Аллах устроил этот мир. Он окружил человека таинством бытия и наделил каждого из нас желанием поиска. Кто ищет материальных благ, кто Истину. Именно к искателям Истины обращены слова Джалалутдина Руми: "Не только жаждущий ищет воду. Вода тоже ищет жаждущего". Хвала Всевышнему!


И второй аспект этой многотрудной, но невероятно интересной ситуации. Обретение личной свободы кем бы то ни было невозможно без уважительного отношения к свободе каждого человека, без искренней бескорыстной любви к Богу и к его высшему творению – человеку.


Кому-то может показаться, что рассматри­ваемые в статье вопросы не связаны, либо слабо связаны с обозначенной в преамбуле темой. Но это не так. Именно потому, что мы так долго не хотели знать то, что нам знать было необходимо, а вместо этого изучали то, что теперь предстоит забыть, мы имеем то, что имеем.


Итак, если б человек хоть на мгновение смог увидеть, что он есть на самом деле, что в нем заложено, какие гигантские потенции так и остаются невостребованными, нереализованны­ми, то его ценностные ориентиры в одночасье изменились бы и появилось бы непреодолимое желание разорвать цепи того иллюзорного мира, в котором он пребывает и который он ошибочно принимал за реальность. Именно нереализованность ис­тинного предназначения человека, забвение объективных божественных законов, привели его к необходимости решать задачу "Как выжить?".


При этом, человек не должен унывать от неурядиц и трудностей земной жизни. Ведь она – лишь преддверие Вечности, обитель испытаний. Как окрыляюще и успокаивающе звучит мудрость Аль Газали: "…как человек, имеющий разум, может предпочесть удовольствия земной жизни, которые продлятся, самое большее, сто лет, тому бесконечному благоденствию, которое он мог бы получить взамен?! Но причина тому — беспечность ума в поисках счастья из-за слабой веры в Судный день. Ведь даже человек со слабым рассудком предпочтет идти по дороге счастья, не говоря уже о вполне нормальном".


На склоне лет великий Хорхе Луис Борхес произнес поистине мудрую фразу, когда сказал: "Я совершил большой грех, – я не был счастлив". Человек должен быть счастлив, просто обязан. Поиск пути, высшего знания, познание истины, законы религии – все для обретения человеком бесконеч­ного счастья – счастья в обоих мирах. "Войди в мой Рай" сказано в священном Коране. Это призыв Аллаха к человеку. Рай приготовил Всевышний, но войти в него должен человек сам и ради самого себя.


Ачакан Казбеков




----------------
Александр Холин 2.


Как сон, как дурман, я везде и нигде,
я жёлтые листья на чёрной воде,
я жадное солнце и жаркий песок,
я сладкий апрельский берёзовый сок.
Я дождь и туман. Я сердечная боль,
и в царстве шестёрок зачёркнутый ноль.
Я судорга скул. Я исчезнувший пульс.
Я дом, что давно уже брошен и пуст,
забытая песня, пятно на стене.
Я дух саламандры, живущей в огне.
Я всё и ничто. Но в спокойствии зим
я стать не могу беспокойством твоим.


---------------
Улисс 7


"Я — вымысел, живой до боли,
Сон, хоть мне чувствовать дано,
Останки отгоревшей воли,
Созвучье, что обречено...
Но, пленник слов и наваждений,
Я силюсь лишь воссоздавать —
Невольно, тщетно — те виденья,
Которым явью не бывать..."


Фернандо Пессоа



Другие статьи в литературном дневнике: