Выводы Циолковского об устройстве Вселенной

Михаил Жариков: литературный дневник

Выводы Циолковского об устройстве Вселенной
; Русский Космизм ;·17 дек в 19:01
В своём «Монизме»* я пришёл к таким выводам относительно состояния водородного космоса и водородных существ, подобных земным животным.


Известная Вселенная содержит миллионы миллиардов Солнц и не менее обитаемых планет, близких по условиям обитаемости к Земле.
2. Если одни небесные тела погибают, то из останков их возникают новые. В общем, Вселенная всегда имеет один и тот же вид – кипучей не устающей деятельности.


3. Космос всюду рождает зачатки организмов, которые производят разум выше человеческого.


4. Разум этот приводит к заключению: в природе не должно быть ничего несознательного, несовершенного и никаких страданий. Только тогда все ожившее будет гарантировано в бесконечном будущем от лишений. Тогда оно навсегда будет погружено в счастье.


5. Разум использует этот вывод, уничтожая муки эволюции и заполняя Вселенную, путём размножения, совершенными животными (выше человека). Разум же даёт могущество, благодаря которому планеты посещаются, ревизуются и заселяются.


6. Пребывание материи в неорганизованном состоянии незаметно и потому как бы не существует. Каждая частица Вселенной замечает только пребывание своё в организованном совершенном виде. А так как она повторяется (хотя и кратко) бесчисленное множество раз, то все эти недолгие жизни сливаются в одну как бы непрерывную счастливую, сознательную жизнь.


Всё это прекрасно, утешительно и одно это учение может поднять человеческий дух: сделать человека весёлым, работящим, бесстрашным и чуть не блаженным (если бы не предстоящий путь Велений жизни).


Эти выводы хороши, безвредны и заслуживают всяческого распространения, как целебный бальзам.


Выводы Циолковского об устройстве Вселенной, изображение №1
Выводы моей «Научной этики» глубже. Вот они.
Все известные, даже невидимые частицы материи имеют бесконечную сложность, так как материя развивалась или усложнялась бесконечное время.
2. Поэтому должны существовать очень разнообразные материи разных бесконечно удалённых от нас эпох.


3. Как со времени остывания планеты одновременно существуют низшие и высшие организмы, так существуют и разные сорта материи чрезвычайно разных плотностей и упругостей. Подтверждающим намёком этого имеем электроны, светоносный эфир и прочие части, более мелкие, чем водород.


К.Э. Циолковский, 20 июня 1934 г.


Источник: Архив РАН, ф. 555, он. 1, д. № 527


*«Монизм Вселенной» — одна из ключевых работ К. Э. Циолковского, философский трактат, изначально опубликованный в 1925 году в Калуге на средства автора.


337 просмотров·55 поделились

Советский эколог о роли человека во Вселенной
; Русский Космизм ;·17 ноя в 18:01
Не подлежит, однако, сомнению, что в течение последних трёх-четырёх столетий во всех областях знания, в искусстве, философии, этике проделана огромная работа, способствовавшая выяснению основных черт нового миропонимания и наметившая директивы для выработки новых форм общественных взаимоотношений, достойных человека, осознавшего своё положение и свою роль в космосе...


А роль эта достаточно велика и ответственна. Ведь именно в человеке живая природа достигла той степени эволюции, на которой в её жизни и дальнейшем развитии начинают приобретать главенствующее значение разум, свободная воля и нравственные идеалы.


Разум даёт человеку возможность предвидеть последствия своих поступков, свободная воля – направлять их в сторону намеченных целей.
Возникший в процессе длительного исторического развития живой материи человек – Homo sapiens – благодаря указанным своим особенностям сам становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке мироздания, и притом фактором, действующим сознательно. Это налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения.


Любовь к природе в антропокосмическом понимании не имеет ничего общего с сентиментальным восхищением её красотами в духе Ж.-Ж. Руссо, а бережное отношение к природе, вытекающее из антропокосмических идей, нельзя отождествлять с догматом буддизма о неприкосновенности всего живого. Изменения естественного состава фауны и флоры, диктуемые хозяйственными и культурными потребностями человека, борьба с паразитами – возбудителями заболеваний, с кровососущими насекомыми и другими животными – переносчиками инфекций, с/х вредителями и т.д.– всё это ни в коей мере не противоречит основным положениям антропокосмизма. Оставаясь в рамках этого мировоззрения, мы должны считать допустимым все те мероприятия, которые клонятся к переустройству природы на разумных началах, к торжеству и благополучию человека как главного носителя прогрессивных тенденций космической жизни на нашей планете.


В антропокосмическом отношении к природе самое характерное – это постоянное ощущение человеком своей органической, неразрывной и действенной связи с ней, со всем космосом. Эта связь распространяется на все стороны человеческого существа и имеет двусторонний характер в том смысле, что человек, испытывая разнообразные и сложные воздействия со стороны окружающей природы, и сам в то же время может влиять и влияет на неё различными способами.


Могут указать, что связь свою с природой остро чувствовал уже первобытный человек и что это чувство хорошо знакомо также дикарю. Это правильно, но связь с природой первобытного человека или дикаря по преимуществу односторонняя. Она выражается в форме зависимости человека от природы, и ей сопутствует чувство смутного ужаса перед непонятными и грозными явлениями природы.


Антропоцентризм был в известном смысле реакцией на это сознание своей зависимости от природы, постоянно угнетавшее человека в начале его исторического развития. В своё время он сыграл, следовательно, положительную роль как мировоззрение, в значительной мере освободившее человека, ценой ложного или чрезмерного его возвеличения, от подавляющего страха перед силами природы. Но, возвеличивая человека, антропоцентризм в то же время до известной степени изолировал его от естественного окружения, нарушал или ослаблял здоровое ощущение его органической связи с природой.


Идущий на смену антропоцентризма антропокосмизм возрождает это чувство связи, но не в той форме, какая была ему свойственна вначале, а в новой, более совершенной.
Выражаясь в терминах диалектического материализма, мы можем сказать, что антропокосмизм поднимает сознание человеком своей связи с природой на новую, высшую ступень. Здесь, следовательно, перед нами один из примеров закона повторяемости фаз развития в новых, измененных формах или, говоря образно, пример эволюционного движения «по винтовой спирали».


Как было уже сказано, антропоцентризм не мог полностью освободить человека и от примитивного страха перед природой. Это доступно только антропокосмизму с его светлым и радостным восприятием космоса.


Антропокосмизм в самом широком понимании этого слова – со всеми его философскими, этическими, социологическими и другими выводами – это определенная линия развития человеческого интеллекта, воли и чувства, ведущая человека наиболее прямым, а стало быть, и кратчайшим путем к достижению высоких целей, которые поставлены на его пути всей предшествующей историей человечества.


Уверенность в том, что разум с течением времени станет главной силой не только в человеческом обществе, но и во всей подчиненной воле человека части космоса, покоится на объективных данных, характеризующих общее направление эволюционного процесса.


Николай Григорьевич Холодный (1882-1953)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.12.2020. Выводы Циолковского об устройстве Вселенной