Выводы Циолковского об устройстве ВселеннойВыводы Циолковского об устройстве Вселенной Известная Вселенная содержит миллионы миллиардов Солнц и не менее обитаемых планет, близких по условиям обитаемости к Земле. 3. Космос всюду рождает зачатки организмов, которые производят разум выше человеческого. 4. Разум этот приводит к заключению: в природе не должно быть ничего несознательного, несовершенного и никаких страданий. Только тогда все ожившее будет гарантировано в бесконечном будущем от лишений. Тогда оно навсегда будет погружено в счастье. 5. Разум использует этот вывод, уничтожая муки эволюции и заполняя Вселенную, путём размножения, совершенными животными (выше человека). Разум же даёт могущество, благодаря которому планеты посещаются, ревизуются и заселяются. 6. Пребывание материи в неорганизованном состоянии незаметно и потому как бы не существует. Каждая частица Вселенной замечает только пребывание своё в организованном совершенном виде. А так как она повторяется (хотя и кратко) бесчисленное множество раз, то все эти недолгие жизни сливаются в одну как бы непрерывную счастливую, сознательную жизнь. Всё это прекрасно, утешительно и одно это учение может поднять человеческий дух: сделать человека весёлым, работящим, бесстрашным и чуть не блаженным (если бы не предстоящий путь Велений жизни). Эти выводы хороши, безвредны и заслуживают всяческого распространения, как целебный бальзам. Выводы Циолковского об устройстве Вселенной, изображение №1 3. Как со времени остывания планеты одновременно существуют низшие и высшие организмы, так существуют и разные сорта материи чрезвычайно разных плотностей и упругостей. Подтверждающим намёком этого имеем электроны, светоносный эфир и прочие части, более мелкие, чем водород. К.Э. Циолковский, 20 июня 1934 г. Источник: Архив РАН, ф. 555, он. 1, д. № 527 *«Монизм Вселенной» — одна из ключевых работ К. Э. Циолковского, философский трактат, изначально опубликованный в 1925 году в Калуге на средства автора. 337 просмотров·55 поделились А роль эта достаточно велика и ответственна. Ведь именно в человеке живая природа достигла той степени эволюции, на которой в её жизни и дальнейшем развитии начинают приобретать главенствующее значение разум, свободная воля и нравственные идеалы. Разум даёт человеку возможность предвидеть последствия своих поступков, свободная воля – направлять их в сторону намеченных целей. Любовь к природе в антропокосмическом понимании не имеет ничего общего с сентиментальным восхищением её красотами в духе Ж.-Ж. Руссо, а бережное отношение к природе, вытекающее из антропокосмических идей, нельзя отождествлять с догматом буддизма о неприкосновенности всего живого. Изменения естественного состава фауны и флоры, диктуемые хозяйственными и культурными потребностями человека, борьба с паразитами – возбудителями заболеваний, с кровососущими насекомыми и другими животными – переносчиками инфекций, с/х вредителями и т.д.– всё это ни в коей мере не противоречит основным положениям антропокосмизма. Оставаясь в рамках этого мировоззрения, мы должны считать допустимым все те мероприятия, которые клонятся к переустройству природы на разумных началах, к торжеству и благополучию человека как главного носителя прогрессивных тенденций космической жизни на нашей планете. В антропокосмическом отношении к природе самое характерное – это постоянное ощущение человеком своей органической, неразрывной и действенной связи с ней, со всем космосом. Эта связь распространяется на все стороны человеческого существа и имеет двусторонний характер в том смысле, что человек, испытывая разнообразные и сложные воздействия со стороны окружающей природы, и сам в то же время может влиять и влияет на неё различными способами. Могут указать, что связь свою с природой остро чувствовал уже первобытный человек и что это чувство хорошо знакомо также дикарю. Это правильно, но связь с природой первобытного человека или дикаря по преимуществу односторонняя. Она выражается в форме зависимости человека от природы, и ей сопутствует чувство смутного ужаса перед непонятными и грозными явлениями природы. Антропоцентризм был в известном смысле реакцией на это сознание своей зависимости от природы, постоянно угнетавшее человека в начале его исторического развития. В своё время он сыграл, следовательно, положительную роль как мировоззрение, в значительной мере освободившее человека, ценой ложного или чрезмерного его возвеличения, от подавляющего страха перед силами природы. Но, возвеличивая человека, антропоцентризм в то же время до известной степени изолировал его от естественного окружения, нарушал или ослаблял здоровое ощущение его органической связи с природой. Идущий на смену антропоцентризма антропокосмизм возрождает это чувство связи, но не в той форме, какая была ему свойственна вначале, а в новой, более совершенной. Как было уже сказано, антропоцентризм не мог полностью освободить человека и от примитивного страха перед природой. Это доступно только антропокосмизму с его светлым и радостным восприятием космоса. Антропокосмизм в самом широком понимании этого слова – со всеми его философскими, этическими, социологическими и другими выводами – это определенная линия развития человеческого интеллекта, воли и чувства, ведущая человека наиболее прямым, а стало быть, и кратчайшим путем к достижению высоких целей, которые поставлены на его пути всей предшествующей историей человечества. Уверенность в том, что разум с течением времени станет главной силой не только в человеческом обществе, но и во всей подчиненной воле человека части космоса, покоится на объективных данных, характеризующих общее направление эволюционного процесса. Николай Григорьевич Холодный (1882-1953) © Copyright: Михаил Жариков, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|