Троллейбусная сеть в Москве ликвидирована

Михаил Крюков: литературный дневник

25-го августа 2020-го года в Москве было окончательно прекращено движение троллейбусов. В этот день перестали работать последние шесть ещё действовавших московских троллейбусных маршрутов: № М4, № 28, № 59, № 60, № 64 и № 72. По маршруту М4, проходящему по Ленинскому проспекту от Калужской площади до станции метро "Озёрная", были запущены электробусы, а остальные 5 бывших троллейбусных маршрутов перевели на обслуживание дизельными и газовыми автобусами. Правда, в первый же день работы электробусов на маршруте М4 наблюдались существенные сбои, и поэтому в дополнение к электробусам на него вышли и обычные автобусы. Впрочем, интервалы движения транспорта на этом маршруте всё равно серьёзно выросли: если троллейбусы ходили через каждые 3 - 4 минуты, то автобусов или электробусов пассажирам приходилось ждать минут по 10 - 15. Снятые с маршрутов троллейбусы же остались в парках ждать своей дальнейшей участи - списания на "утилизацию" (в металлолом) или передачи в другие российские города, где власти пока не уничтожили местные троллейбусные системы. Таким образом, очередной День города Москва встретит уже совсем без троллейбусов, к глубокому сожалению очень многих москвичей, в том числе и меня. Собянин и его команда всё-таки осуществили свой зловещий план по полному избавлению столицы России от троллейбусов. Борьба тысяч людей за сохранение троллейбусного движения в Москве, увы, не увенчалась успехом. Впрочем, московские власти всё-таки решили в итоге "в знак уважения к троллейбусу" оставить в городе один символический, "музейный" маршрут троллейбуса длиной чуть более 1 километра, который будет соединять Комсомольскую площадь и бывший 2-й троллейбусный парк на Новорязанской улице, где планируется создать Музей городского транспорта Москвы. По этому маршруту осенью нынешнего года запустят пару ретро-троллейбусов, типа тех, что ходили по московским улицам в 40-х и 50-х годах прошлого века. Очевидно, что этот одинокий троллейбусный маршрут станет абсолютно нерентабельным и особого значения для городской транспортной системы иметь не будет, превратившись в своеобразный "аттракцион". Вполне возможно, что, проработав несколько месяцев, он в итоге будет закрыт "за ненадобностью". Напомню, что когда Сергей Собянин только вступил в должность мэра Москвы, в нашем городе действовали почти 90 троллейбусных маршрутов, по которым курсировали свыше 1,5 тысяч "рогатых" машин, а общая протяжённость московских троллейбусных линий превышала 1000 километров. Правда, пока троллейбусы ещё можно увидеть на северо-западе российской столицы, в районе станции метро "Планерная", куда заходит участок Химкинской троллейбусной сети. Однако московские власти скорее всего постараются вытеснить троллейбусы и оттуда за пределы МКАД - переговоры с руководством Химок об этом могут стартовать в ближайшее время. Сейчас по всей Москве начинается всеобщий демонтаж троллейбусной контактной сети, который планируется завершить до конца текущего года. После этого восстановить полноценное движение троллейбусов в столице России без крупных капиталовложений станет практически невозможно. Московская троллейбусная система успешно росла и развивалась в течение более полувека, охватив большинство районов города и став крупнейшей в мире, затем около 20 лет она медленно "стагнировала", а за последние 6 лет мэр Собянин её ухитрился полностью разрушить и уничтожить. Ликвидировав московский троллейбус, нынешние городские власти покрыли себя страшным позором, смыть который они уже не смогут никогда. Электробусы, которые сейчас столь активно внедряют Собянин и его команда, полноценной заменой троллейбусам не являются: они и стоят значительно дороже "рогатых" машин, и гораздо более "капризны" в эксплуатации и техническом обслуживании, и загрязняют воздух выхлопами дизельных обогревателей салона в холодное время года, и нуждаются в постоянной подзарядке своих аккумуляторных батарей на конечных пунктах, что приводит к резкому увеличению интервалов движения, и плохо переносят сильные морозы. Думаю, что если предстоящая зима в Москве выдастся по-настоящему морозной, электробусное движение в российской столице может вообще остановиться, вызвав серьёзный транспортный коллапс в городе. Авантюра с повсеместным внедрением электробусов вместо троллейбусов ещё обязательно "выйдет боком" Москве и москвичам, и мы ещё много раз будет поминать добрыми словами убитую командой Собянина московскую троллейбусную сеть... Замена же экологически чистых троллейбусов на обычные, чадящие выхлопными газами дизельные автобусы (а именно они и курсируют сейчас по большинству бывших московских троллейбусных маршрутов) - это просто чудовищное преступление перед городской экологией. А троллейбусы на улицы Москвы, я надеюсь, ещё непременно вернутся вскоре после того, как господина Собянина с позором отправят в отставку с поста столичного мэра. Уничтожения троллейбусной сети в Москве я этому деятелю никогда не прощу!


В последние дни в Москву пришла прохладная, ветреная и дождливая погода, как будто сама природа оплакивает "почивший в бозе" по злой воле господина Собянина и его окружения московский троллейбус. Правда, к началу сентября синоптики снова обещают москвичам существенное потепление и тихие, солнечные дни. В общем, лето ещё напоследок успеет нас немного порадовать... Впрочем, на душе у меня всё равно очень скверно из-за того, что в Москве не удалось сохранить троллейбусы, без которых наш город явно осиротел и лишился одного из своих важных символов.



Другие статьи в литературном дневнике: