тем, у кого больное сердце, показаны розы.

Ларинька Ларими: литературный дневник


Каждый выбирает для себя





...Я убежден в том, что художник, если он настоящий, должен постоянно испытывать стремление к самообновлению: в известном смысле даже традиция — это только обратная сторона новаторства, поскольку понятию традиции отнюдь не чужда эволюция. Ведь именно эволюция и создает неповторимость каждого отдельного поэта: интересен тот путь, который пройден им одним и который другим повторен быть не может. Меня вот навязчиво преследует пушкинское: «Четырехстопный ямб мне надоел. Им пишет всякий...» А ведь «всяких» во времена Пушкина было раз, два — и обчелся. Сейчас же, когда «всяких» — тысячи, это никого не смущает. Но оно не может не смущать! Потому что стихотворный размер — это из области «как», которая очень важна в искусстве. «Как» важнее, чем «что». Я даже думаю, «что» — может быть, вообще не важно. И для меня особенную ценность имеет способ, хоть я и понимаю, что способ представляет собой именно то, для чего не существует объяснений — темная, иррациональная зона, движение по которой, однако, только и интересно. Ибо ничто из области «что» не спасет никакое произведение искусства от всегда возможного провала.


А тут я узнал — недавно, к стыду своему, — что у Блока тоже была такая система оценок, но он строго испытывал каждое произведение искусства тремя вопросами: что, как и зачем? Для меня же хватало и двух — что и как. «Зачем» — это порою странно звучит применительно к искусству: в случае с Блоком, может быть, сыграл свою роль тот самый «ветер революции», который время от времени в нем задувал, — отсюда, скорее всего, и вопрос «зачем».


Но вот что странно: в настоящее время вопрос «как» вдруг начинает порождать парадоксальные ответы, которые на практике превращаются в апологию бессмысленности. Да, в поэзии много непонятного, но когда «написать непонятно» становится творческой задачей — это, по-моему, просто от невоспитанности. Воспитанный человек найдет способ, чтобы его поняли, — ибо он знает, что незачем увеличивать «количество» непонимания в мире, где люди и так не слишком хорошо понимают друг друга. И мне кажется, что по-настоящему интеллигентное искусство - это искусство, которое, по крайней мере, стремится к тому, чтобы быть понятым. Чтобы быть прозрачным.


Об этом я всерьез начал задумываться именно теперь, к старости. Притом, что я убежден: старость — самое подходящее время для поэзии, и фактически всю поэзию XX века, лучшие ее образцы сделали старики.


Правда, в старости делать поэзию довольно трудно... Сердце не выдерживает. Но вот что я прочитал недавно в одной статье, я даже вырезал ее из газеты, — в статье, где речь идет о том, какими растениями что лечить: тем, у кого больное сердце, «показаны» розы. Теперь я знаю, чего мне не хватало в жизни. В жизни мне не хватало роз…


Ю. Левитанский."Миссия".


Газета независимой интеллигенции.


Сентябрь, 1993 г



ДИАЛОГ У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ


- Что происходит на свете?


- А просто зима.


- Просто зима, полагаете вы?


- Полагаю.


Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю


В ваши уснувшие ранней порою дома.


- Что же за всем этим будет?


- А будет январь.


- Будет январь, вы считаете?


- Да, я считаю.


Я ведь давно эту белую книгу читаю,


Этот, с картинками вьюги,


старинный букварь.


- Чем же все это окончится?


- Будет апрель.


- Будет апрель, вы уверены?


- Да, я уверен.


Я уже слышал, и слух этот мною проверен,


Будто бы в роще сегодня звенела свирель.


- Что же из этого следует?


- Следует жить,


Шить сарафаны и легкие платья из ситца.


- Вы полагаете, все это будет носиться?


- Я полагаю, что все это следует шить!


Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,


Недолговечны ее кабала и опала.


Так разрешите же в честь новогоднего бала


Руку на танец, сударыня, вам предложить!


Месяц серебряный, шар со свечою внутри,


И карнавальные маски - по кругу, по кругу!


Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,


И - раз-два-три, раз-два-три,


раз-два-три, раз-два-три!..



* * *


Собирались наскоро, обнимались ласково,


Пели, балагурили, пили и курили.


День прошел — как не было.


Не поговорили.


Виделись, не виделись, ни за что обиделись,


Помирились, встретились, шуму натворили.


Год прошел — как не было.


Не поговорили.


Так и жили — наскоро, и дружили наскоро,


Не жалея тратили, не скупясь, дарили.


Жизнь прошла — как не было.


Не поговорили…



* * *


Каждый выбирает для себя


Женщину, религию, дорогу.


Дьяволу служить или пророку -


Каждый выбирает для себя.


Каждый выбирает по себе


Слово для любви и для молитвы.


Шпагу для дуэли, меч для битвы


Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает по себе


Щит и латы, посох и заплаты.


Меру окончательной расплаты


Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает для себя.


Выбираю тоже - как умею.


Ни к кому претензий не имею.


Каждый выбирает для себя.



* * *


Всего и надо, что вглядеться, - боже мой,


Всего и дела, что внимательно вглядеться, -


И не уйдешь, и никуда уже не деться


От этих глаз, от их внезапной глубины.


Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,


Всего и дела, что помедлить над строкою -


Не пролистнуть нетерпеливою рукою,


А задержаться, прочитать и перечесть.


Мне жаль не узнанной до времени строки.


И все ж строка - она со временем прочтется,


И перечтется много раз и ей зачтется,


И все, что было с ней, останется при ней.


Но вот глаза - они уходят навсегда,


Как некий мир, который так и не открыли,


Как некий Рим, который так и не отрыли,


И не отрыть уже, и в этом вся беда.


Но мне и вас немного жаль, мне жаль и вас,


За то, что суетно так жили, так спешили,


Что и не знаете, чего себя лишили,


И не узнаете, и в этом вся печаль.


А впрочем, я вам не судья. Я жил, как все.


Вначале слово безраздельно мной владело.


А дело было после, после было дело,


И в этом дело все, и в этом вся печаль.


Мне тем и горек мой сегодняшний удел -


Покуда мнил себя судьей, в пророки метил,


Каких сокровищ под ногами не заметил,


Каких созвездий в небесах не разглядел!



ПРИЯТЕЛЬ


Как поживаешь? Ты хорошо поживаешь.


Руку при встрече дружески пожимаешь.


Мне пожимаешь, ему пожимаешь руку,


Всем пожимаешь — недругу или другу.


— Ах, — говоришь, — не будем уж так суровы!


Будем здоровы, милый, будем здоровы! —


Ты не предатель. Просто ты всем приятель,


И оттого-то, наверное, всем приятен.


Ты себя делишь, не отдавая полностью,


Поровну делишь между добром и подлостью,


Стоя меж ними, тост предлагаешь мирный.


Ах, какой милый! Ах, до чего же милый!


Я не желаю милым быть, не желаю.


То, что посеял, - то я и пожинаю.


Как поживаю? Плохо я поживаю.


Так и живу я. Того и тебе желаю.



* * *


Не бойся явных — бойся тайных тюрем.


В одну из них тебя еще заманят.


Застенчивыми шторами и тюлем


Решетки откровенные заменят.


А там шкафы, насупленные, строже,


Чем стражники, глядящие из мрака.


А там слоны поставлены, как стражи,


На подписные томики Бальзака.


Крепка тахта, окованная плюшем, —


Как в прочности семейной заверенье.


.. .Приходим в гости. Ужинаем. Пляшем.


Благодарим хозяйку за варенье.


От музыки подрагивает горка,


Поставленная в узенький простенок.


О, сладкое варенье! О, как горько


От медленно играющих пластинок!


О, ханжество тюремного комфорта,


Где пахнет прошлогоднею сиренью,


И газовая высится конфорка,


Как памятник забытому горенью!


Похвальность добродетельности верной —


Не все равно ли, с милым ли, не с милым!


. ..А на углу уже торгуют вербой.


Она тревожит запахом несмелым.


Она бела, как твой домашний кафель.


Две ветки покупаю наудачу,


И маленькие, влажные от капель,


Несу в твою тюрьму,


как передачу.



* * *


Что я знаю про стороны света?


Вот опять, с наступлением дня,


Недоступные стороны света,


Как леса, обступают меня.


Нет, не те недоступные земли,


Где дожди не такие, как тут,


Где живут носороги и зебры


И тюльпаны зимою цветут,


Где лежат на волнах кашалоты,


Где на ветках сидят какаду...


Я сегодня иные широты


И долготы имею в виду.


Вот в распахнутой раме рассвета


Открываются стороны света.


Сколько их? Их никто не считал.


Открывается Детство и Старость,


И высокие горы Усталость,


И Любви голубая дорога,


И глухие низины Порока.


И в тумане багровом Война -


Есть такая еще сторона


С небесами багрового цвета.


Мы закроем вас, темные стороны света!


Сколько есть неоткрытых сторон!


Все они обступают меня, проступают во мне,


Как узоры на зимнем окне, очень медленно тают,


И вновь открываются в раме рассвета -


Неоткрытые стороны света…


http://yro.narod.ru/pressa/21/stixi.htm



Другие статьи в литературном дневнике: