Не Мордор

Максим Федорченко: литературный дневник

Полагаю, что популярное сравнение или даже отождествление страны-агрессора с Мордором - ошибка, и вот почему.
Мордор был цельным и беспримесным злом - возглавлявший его Саурон и населявшие его существа не жили ничем, кроме злобы, ненависти, убийств, разрушений, грабежа и войны. Толкин не упоминает никаких человеческих отношений между орками и прочими тварями Мордора - ни привязанности, ни дружбы, ни любви, ни сострадания, ни даже каких-то хозяйственных дел, увлечений по интересам или досуга - вообще ничего: проснулся - встал в строй - пошел убивать - уснул - проснулся - встал в строй... (как вариант - строить крепость или производить оружие). Нет у них ни детей, ни женщин, они, возможно, бесполые, так как не размножаются - они не рождаются, их добывают из земли, из матери-Геи, то есть орки, возможно, хтонические сущности. Эти сущности, по большому счету, даже не формы жизни, как, например, хоббиты, они, скорее, нежить, пожирающая живых и живое, материальное воплощение смерти как таковой, противостоящей жизни как таковой и злонамеренно настигающей любые ее формы и всеми способами. Они, такие отвратительные, все-таки цельные в своей приверженности злу и смерти, они никогда не предают своего темного властелина и не переходят на сторону врага или на свою сторону, пытаясь встать над битвой или в сторонке (им там делать нечего). Когда они голодны, они пожирают друг друга - раненого сослуживца, например. И потому про них все предельно ясно: как только они покажут свой сопливый нос из Черных врат Мордора, их надо уничтожать.
А население страны-агрессора, помимо прямого и опосредованного участия в этой и прочих войнах, ведет и вполне обыкновенную, нормальную человеческую жизнь: граждане влюбляются, женятся, рождают детей, посещают кино и театр, ездят на дачу, ходят в лес по грибы и на реку на рыбалку, занимаются творчеством и спортом, испытывают бытовые неурядицы, болеют, бывают счастливы или несчастны - как мы. Орками, гоблинами, урукхаями и прочими пожирателями смерти они становятся лишь в одном отношении - в отношении к "другим", внешним и внутренним другим, которых они награждают уничижительными прозвищами. То есть у них есть нормальная человеческая жизнь, как у всех, и ненормальная, мордорская. Мне кажется, что это намного хуже и гаже Мордора и орков - те были целиком, всецело посвящены злу, а этим удается совместить в себе несовмещаемое, взаимоисключающее.
Эти граждане гораздо больше напоминают нечто среднее - хоббита Смеагола, превращенного кольцом всевластия в гибридного монстра Голлума: кольцо не до конца выжгло его хоббитянскую натуру, но все-таки сделало способным на любое зло - ложь, предательство, воровство, убийство. В его жизни лишь одна ценность - кольцо всевластия, необоримо соблазнительное, но разрушающее и его душу, и его тело, и его образ жизни. Он тоже совмещает в себе несовместимое - и потому даже называет себя "мы", а кольцо - "наша прелесть", он - раздвоен, способен на зло и добро, а потому - менее предсказуем, чем орки, и потому - более опасен. Это - и хуже, и гаже мордорских орков, цельных и бескомпромиссных. В конечном итоге, этот раздвоенный Голлум, следуя одной лишь своей страсти к кольцу, ставит финальную точку в битве с Мордором и губит темного властелина - вот такая неожиданная развязка.
Потому-то Фродо колеблется и не может решить, как поступить с Голлумом. Потому-то мир не вполне един и решителен в осуждении агрессора и развязанной им войны. Они ведь "такие люди как мы".



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 24.08.2022. ***
  • 14.08.2022. Не Мордор