Демографическая деталь

Максим Федорченко: литературный дневник

Это любопытно. Я давно уже обратил внимание на эту маленькую деталь... Да-да, опять Катаев, снова "Парус" - это что-то неисчерпаемое: такое, знаете, ажурное и легкое и в то же время густое и насыщенное письмо! Так вот она, эта деталь: одесский учитель Василий Петрович Бачей и его сыновья Петя и Павлик возвращаются после летних каникул в город, в Одессу. Все лето они провели в экономии на побережье Черного моря к юго-западу от Аккермана (Белгорода-Днестровского), в Будаках (Курортное). Ранним утром они уселись в дилижанс, который теперь везет их "открытой степью" в Аккерман, а оттуда пароходом "Тургенев" уже к ночи они доберутся до Одессы. По пути кучер дилижанса сворачивает в село "кони напувать" - и вот тут появляется та самая деталь: это "большое, наполовину молдаванское, наполовину украинское село".


Такое этнографическое наблюдение - это не впечатления и чувства; это некий факт, который можно проверить, уточнить или опровергнуть. Тем более можно, что совершенно точно известно время действия - ровно 115 лет тому назад, в августе 1905 года. А всего лишь за 8 лет до этого, в 1897 году, завершена первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи. Ее материалы доступны в сети, и я решил наложить деталь Катаева на эту перепись.


В той переписи не было вопроса о национальности - вместо него был вопрос о родном языке, по которому, вероятно, и судили об этническом составе народонаселения империи. По итогам переписи и данным о родном языке Брокгауз с Ефроном нарисовали 4 карты европейской России: русские вообще, великороссы, малороссы и бЪларуссы. Взглянув в тот уголок империи, где виднеется Одесса, мы видим, что "русских вообще" там 25-50% к западу и 50-75% к востоку от Одессы. На второй карте, "Малороссы", в тех же краях 10-25% и 25-50% "малороссов" соответственно. Это, повторяюсь, не по"пачпорту" с 6 графой, а по родному языку, естественно, с учетом погрешностей, ошибок, особенностей методологии и причуд самоидентификации. Проведенную мной по Одессе границу тоже следует принимать с учетом погрешностей - карта не позволяет указать ее точнее.


Таким образом, можно говорить, что эта деталь "Паруса" вполне достоверна и достаточно точно характеризует этнический состав того "большого села", которое я бы даже рискнул представить как собирательный образ сельской местности той части Северного Причерноморья, которая теперь относится к западным районам Одесской области, а тогда относилась к Новороссии.


Петя, герой "Паруса" - ровесник той переписи, то есть ему было 8 лет, когда кучер свернул в то село "кони напувать". Можно ли верить наблюдениям такого маленького мальчика в таком сложном вопросе? Карты Брокгауза-Ефрона убеждают, что можно; да и не Петя Бачей, а будущий писатель Валентин Катаев, сызмальства чуткий, как сова, и чувствительный, словно камертон или сейсмограф, заметил разницу в "языках", которую задокументировала перепись 1897 года. Когда он вырос, он изложил свои детские впечатления, как мы видим, вполне точно и правдиво; кроме того, уже взрослым, он исходил Одесский край вдоль и поперек газетным репортером, так что вполне мог проверить свои первые наблюдения. Больше, кажется, за всю повесть он не возвращается к этой детали, но все его персонажи, как и участники переписи, несут её в том же, из чего исходила перепись, - в своей речи.


А вот еще такой штрих: по данным переписи 2001 года, украинский назвали родным 46,28% жителей Одесской области и 30,41% одесситов.


..."большое, наполовину молдаванское, наполовину украинское село".



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.08.2020. Демографическая деталь
  • 05.08.2020. ***
  • 03.08.2020. Штампы