ГлобусЗабавно. Я всегда воспринимал глобус как штучный товар. Даже наш видавший виды школьный глобус казался мне изделием уникальным. Не то чтобы я задумывался особо глубоко, каким образом некий геоплотник сворачивает плоский лист фанеры в шар и оклеивает его хитроумно изрезанной картой. Но сам по себе факт превращение плоской карты в объемный глобус, переход планиметрии в стереометрию был чудом. Оно стояло на шкафу в кабинете географии, изрядно потрепанное, с проломленным в районе Индийского океана бочком, которым его отворачивали к стене. Поэтому мы всегда видели только одну его сторону, Южную Америку и часть Антарктиды, так что наша школьная "Земля" уподоблялась естественному спутнику своей старшей сестры, настоящей Земли, повернутому к ней неизменно одной стороной. Но ни пролом, ни хулиганские надписи, ни даже неподвижность глобуса не имели значения. Глядя на него, я обмирал: горизонт, хотя и недостижимый, но все-таки довольно близкий, с помощью глобуса отодвигался так далеко, что я мог обозреть сразу половину земного шара, то есть столько же, сколько видели, например, космонавты с орбиты. А еще этот горизонт, который вне школы, перед моими собственными глазами всегда и вполне определенно был прямой линией, на глобусе оказывался окружностью. Это ли не чудо, вот это... эээ... противоречие, вот это одновременное бытие одного предмета в двух взаимоисключающих формах? Разумеется, такая вещь не может быть массовым изделием, и до сих пор ничего не изменилось: наш старенький школьный глобус-инвалид так и остался для меня таким же уникальным предметом, как фантастически прекрасный напольный глобус "Молодого Папы", с помощью которого тот вразумлял своих заблудших овец, засылая их в Кетчикан, Аляска.
© Copyright: Максим Федорченко, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|